МААМ-картинки

Консультация для родителей «Учимся грамоте»

Людмила Ознобкина
Консультация для родителей «Учимся грамоте»

«Мама, почитай! Папа, почитай! Почитай бабушка!» - упрашивает шестилетний малыш домочадцев. А почему сам не читает?

Родителям вполне под силу научить читать ребёнка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Ясное, осознанное различие звуков и букв, знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи – это, конечно, дело школьного обучения. Но если ребенок, хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, учить его грамоте трудно.

Публикация «Консультация для родителей „Учимся грамоте“» размещена в разделах

Пяти - и шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это, играя.

Но где же взять время? Оказывается, играть с ребё нком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приёма у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш.

Естественно, следует избегать звуков, которые ребёнок не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет. Вот самые простые игры со звуками.

Спросите у ребё нка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?» Слегка «потяните» первый звук. Дождитесь ответа, спросите: «А есть ли звук а в словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких ещё словах есть звук а»? Подбирайте слова вместе с ребёнком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребёнок получает фант, за ошибку – отдаёт фант.

А вот игра посложнее: вы называете слово, ребёнок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.

Ещё сложнее: вместе с ребёнком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» -«чемодан» - «нос» -«санки» - «игла».

Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали участие несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий спрашивает : «У кого есть слово, начинающееся на звук п?»

Руку поднимают те, у кого на карточках есть изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображения. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке. Так же можно играть, выделяя последний звук в слове.

А как любят дети играть со Звукоедиком!

Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадайте в каких (к)ран, (ш)каф, (с)тул.» В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто (л)», «сту (л)», «тарелк (а)». Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. Например, расскажите, что Звукоедик попал в сад и теперь «отгрызает» первый или последний звук в названиях фруктов (г)руша, (а)брикос, яблок (о, слив (а).Или озаботьтесь тем, что в лесу исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев. Играйте так со Звукоедиком до тех пор, пока ребёнок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трёх, а затем из четырёх- пяти звуков. Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живёт слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?» .Давайте ребёнку фишку синего цвета (согласный звук) : «Это первый звук. Позови его спать». Ребёнок зовё т: «К-к-к», - и кладёт фишку (гласный звук, пусть малыш зовёт спать «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук Т, удивитесь: «Разве здесь живет КТ? Я думал, что здесь живёт ко-о-от».

Усложняйте игру, предлагая слова из четырёх и пяти звуков. Пусть ребёнок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладёт на хранение» продукты, одежду, мебель.

Игру можно ещё усложнить: предложите малышу самому построить дом для куклы Маши и других игрушек.

Все эти игры настольные. Если же ваш ребёнок предпочитает подвижные игры, с ним можно играть в «эстафету звуков». Расположите три игрушечные машины (вместо них можете взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машине лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произнесите «С-с-с». Доехав до второй машины, везите её и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите какое слово везут машины: «Сыр».

Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребёнка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук который эта буква обозначает. Например, покажите букву и скажите: «Маша, твоё имя начинается вот с этой буквы – «М». Спойте: «М-м-м-м, м-м-м Маша», но не говорите «эм». И ещё – знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если будете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.

Чтобы ребёнок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинах слова (игра «Эстафета звуков», он может грузить в них уже не невидимые звуки, а буквы из разрезной азбуки или кубики с изображенными на них буквами.

Если ребёнок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это ещё не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать ещё одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, но не у всех.

Многих надо слегка подтолкнуть.

Ребёнок не умеет забегать глазами вперёд - он озвучивает букву «л», не обращая внимание на то, что стоит за ней – «у» или «ю». поэтому в словах «лук» и «люк» первые буквы он прочтёт одинаково.

Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было споко йно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребё нку читать слоги: ла, ло, лу, лы.

Итак, вы научили читать ребёнка слоги – можно читать односложные слова: «лак», «мак», «люк». После каждого прочитанного выясните, понимает ли ребёнок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составить предложение с данным словом.

Учить ребёнка читать нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к нему могут приходить сказочные герои и каждое занятие будет разнообразным и увлекательным, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.

Составлена по материалам журнала «Дошкольная педагогика»

Публикации по теме:

Фотоотчёт занятия по подготовке к обучению грамоте «Учимся быть внимательными»Фотоотчёт занятия по подготовке к обучению грамоте «Учимся быть внимательными» Заключительным этапом проекта «Учимся быть внимательными» было проведение занятий учителем-дефектологом и воспитателями на «Школе для.

Консультация для родителей старших дошкольников  «Учимся рассказывать» Данная консультация будет полезна родителям детей старших и подготовительных групп. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого.

Консультация для родителей «Учимся, играя» УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда.

Консультация для родителей «Учимся наблюдать» Закончились праздники и длительные выходные. Наступили будние дни. Вы снова каждое утро ведете своего ребенка в детский сад. Постарайтесь.

Консультация для родителей «Учимся правильному произношению с помощью игр»Консультация для родителей «Учимся правильному произношению с помощью игр» У вашего ребенка есть проблемы с произношением определенных звуков,иногда дети меняют их на другой звук. Не сложные и забавные игры с.

Консультация для воспитателей «Учимся рисовать играя»Консультация для воспитателей «Учимся рисовать играя» Каждый педагог знает как полезно рисование детям! В первую очередь рисование- это творчество. А творчество для ребенка это целый мир в.

Консультация для родителей «Как многому мы учимся у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Как многому мы учимся у детей дошкольного возраста» Дети дошкольного возраста – это наши «маленькие учителя». Они всегда находятся рядом с взрослыми, и каждого из нас превращают в учителей.

Консультация «Учимся плавать»Консультация «Учимся плавать» В нашем детском саду есть большой бассейн, в котором дети круглый год занимаются плаванием! Здесь решается одна из важнейших задач — закаливание.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Консультация «Учимся работать с ножницами» для детей 5 летКонсультация «Учимся работать с ножницами» для детей 5 лет Работа ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Учимся грамоте»
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 18:39
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Учимся грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ознобкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД