Получи документы

Консультация для педагогов «Роль воображения в развитии детей с нарушением зрения»

Наталья Шмакова
Консультация для педагогов «Роль воображения в развитии детей с нарушением зрения»

Формирование личности с нарушением зрения, её активности, работоспособности является процессом, зависящим от большого количества как внешнего, так и внутреннего характера в их сложном взаимодействии, определяющем индивидуальную психологическую систему. Чтобы влиять на её формирование необходимо учитывать особенности функционирования зрительного анализатора и особенности психических образований, возникающих при нарушениях зрения.

Публикация «Консультация для педагогов „Роль воображения в развитии детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

При нормальном зрении целостность восприятия формируется эмпирически. У детей с низким зрением нарушение механизмов целостности, т. е. формирование целостного образа объекта в совокупности его свойств; определяют фрагментарность восприятия, схематизм, неточное отражение в сознании внешнего мира.

Фрагментарность зрительных представление проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. Фрагментарность в значительной мере преодолевается благодаря деятельности мышления, а также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов.

Схематизм возникает в результате недостаточно полного осязательного и зрительного отражения действительности. Для преодоления схематизма в представлениях надо направлять и организовывать процесс восприятия, развивать наблюдательность, формировать навыки обследования.

Преодолению затруднений в процессе обобщения образцов и формированию общих представлений способствует расширение сферы чувств, познание путём включения деятельности сохранных анализаторов и использование наглядности, заменяющей недоступные для осязания или ослабленного зрения объекты.

«Нарушение зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы слабовидящего ребёнка, его физическому и психическому развитию.» (с. 9. Обучение и восприятие дошкольников с нарушением зрения. Земцова.)

Теория Л. С. Выготского о первичных и вторичных дефектах и их влиянием на психическое развитие с большой яркостью выступает в формировании личности с нарушением зрения. В связи с этим особенно остро стоит вопрос о выделении тех психолого-педагогических условий, которые оказывают коррекционно-развивающее влияние на развитие и формирование личности ребёнка, имеющего глубокие нарушения зрения.

Исследования в институте дефектологии АПН СССР по сравнительному изучению слепых и зрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста показали, что развитие слепых и слабовидящих детей подчинено общим закономерностям развития нормально видящих детей. Однако в развитии слепого и слабовидящего дошкольника можно выделить характерные особенности в психическом развитии, что заключается в некотором общем отставании в развитии слабовидящего ребёнка по сравнению с развитием зрячего. Это про-является как в области физического, так и в области умственного развития : возникают особенности в способах восприятия, в ориентировке в пространстве, в формировании предметных и пространственных представлений, своеобразие в развитии двигательной сферы.

Несколько замедленное общее развитие слепого и слабовидящего ребёнка вызвано меньшим запасом зрительных представлений, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное меньшей активностью при познании окружающего мира. На решение этих проблем слепых и слабовидящих детей с целью социальной и психологической реабилитации направлена коррекционная работа, способствующая гармоничному формированию личности детей, страдающих зрительным недугом. Современная система коррекции (процесс исправления, доведения, до нормы тех психологических функций, которые отклонились в результате аномального развития) доказывает возможность детей с нарушением зрения достигать достаточно высокого уровня психического развития соответствующего уровня развития здоровых детей, (исследования учёного М. Тобина (1972 г.) указывают на то, что в каждой возрастной группе лучший из детей с нарушением зрения может опередить в своём психологическом развитии зрячего. Это связано с появлением новой позиции по отношению к детям с нарушенным зрением. (М. Тобин, Литвак А. Г., Солнцева Л. И., Коган В. М. в формировании психики детей необходимо исходить из возможности и потребности детей, с учётом их особенностей, связанно с дефектом зрения. Теоретической основой направления исследований в данном русле является сформированное А. И. Зотовым положение о независимости уровня развития мышления от нарушения зрения. Важность сформированного вывода заключается в том, что он направляет изучение закономерностей формирования познавательных процессов «у слепых и слабовидящих не на раскрытие «особенностей» мышления слепых; понимаемых как неизбежные отклонения от нормы, на поиски эффективных путей формирования мышления, раскрытие приемов коррекции в ходе учебно-воспитательного процесса».

Рассматривая коррекционную работу со слабовидящими как систему специальной психолого-педагогической помощи, можно определить её назначение как путь, средство преодоления трудностей развития слабовидящих детей.

Особенно важна систематическая коррекционная работа на ранних стадиях выявления зрительного недуга, так как в дошкольном возрасте активно накапливаются знания и представления об окружающем мире и тем самым, создается основа для успешного развития всех психических процессов, что имеет важнейшее значение как для здорового ребенка и тем более для ребенка, имеющего отклонения в развитии.

Таким образом, компенсация зрительного дефекта, по сути своей, осуществляется в процессе различных форм и видов педагогической работы, направленной на формирование сложных связей и взаимоотношений психических функций, позволяющих слабовидящему ребенку получать адекватную информацию об окружающем мире.

Исходя из этого, формируются основные цели педагогическо-коррекционной работы с детьми со зрительной патологией:

- Доведение психических образований у ребенка с нарушением зрения до уровня способностей успешно выполнять различные виды деятельности.

- Обеспечивание ребенку свободного предметно-практического ориентирования в окружающей среде.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающее пособие «Тактильные дощечки» для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционно-развивающее пособие «Тактильные дощечки» для детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль воображения в развитии детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 5 октября 2014 в 21:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Роль воображения в развитии детей с нарушением зрения»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шмакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД