Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников на занятиях музыкой и пением»

Бабушкина Юлия Николаевна
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников на занятиях музыкой и пением»

Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Но это оказывается возможным лишь при систематической специальной работе по формированию звукопроизношения.

Работа по звукопроизношению тесно связана с развитием словаря и грамматического строя речи ребёнка. Звуковая культура речи включает звукопроизношение (правильное произношение всех звуков родного языка) и выразительность речи, которая зависит от дикции и от интонации. Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированным функционированием органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речи дошкольников на занятиях музыкой и пением“» размещена в разделах

Формирование звукопроизношения проходит ряд этапов. Речевые навыки складываются и формируются не случайно, а в результате последовательного усвоения детьми комплексов различных движений таких органов, как дыхательный аппарат, голосовые связки, нёбная занавеска, язык, нижняя челюсть, губы. Все эти комплексы движений координируются со слуховыми впечатлениями и представлениями.

Каким же образом музыкальные занятия влияют на развитие речи дошкольников?

Перечислим кратко качества, равно важные и для музыкального исполнения, и для развития детской речи; уточним возможности педагогического влияния на их формирование. И для музицирования, и для выразительной декламации необходимо развитие определё нных способностей: фонематического слуха, ритмического чувства, интонации и артикуляции, лексического запаса.

Речевой, или фонематический слух (умение различать звуки речи в их последовательности в словах) и умение дифференцировать фонемы (звуки речи любого языка, являющиеся смыслоразличителями слов) – важнейшие качества развивающейся речи. Фонематический слух успешно развивается на музыкальных занятиях благодаря чередованию учебных ситуаций. Педагогические установки внимательного вслушивания в звучащую музыкальную ткань, а также постепенно формируемые привычки к точному по высоте и качеству звукообразованию – безусловно, влияют положительно на развитие слухового анализатора ребёнка.

На развитие чувства ритма влияют все формы работы на музыкальном занятии : от песенок и ритмических движений – до танцевальных композиций и скороговорок. В младших группах ритмы песенок самые простые: с чередованием четвертных и восьмых длительностей. В средней и старшей группах появляются песенки с более сложным, т. н. пунктирным ритмом, а также распевы на одной гласной фонеме различных по длительности звуков. Таким образом, ритмическое чувство, как и другие музыкальные способности, формируется поэтапно.

Интонационные способности развиваются на каждом занятии музыкой при пении и вслушивании в звучащие произведения.

Проводя систематические, последовательные занятия пением и музицированием, мы не только направляем внимание детей на звуковую сторону языка, воспитываем активность фонематического восприятия. Эти занятия также помогают воспитанникам овладеть правильной дикцией, артикуляцией звуков, вырабатывают кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). И. П. Павлов, например, считал, что кинестетические раздражения органов речи составляют основной компонент второй сигнальной системы.

Добиваясь ясного произношения, пропевания гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, мы создаём у детей базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. Особую роль в этих занятиях играют занимательные тексты песен, распевок, скороговорок и чистоговорок, специальных упражнений.

Для правильного произношения многих звуков должна быть сформирована длительная, целенаправленная акустическая воздушная струя. – Данное умение неизбежно формируется благодаря самой природе певческого интонирования.

В работе по увеличению словарного запаса, лексики речи ребёнка – так же, как и на всех других направлениях воспитательной деятельности, важны педагогические принципы доступности, постепенности, системности и последовательности.

Необходимую помощь в формировании речи дошкольника оказывают упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Широкую известность получили научные публикации, показывающие, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов, передающихся от пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Поэтому пальчиковые игры – с музыкальным сопровождением или без него – занимают определённое место на музыкальных занятиях.

Как важный воспитательный приём, на занятиях музыкой используется игра : в игровых ситуациях дети проявляют наибольшую активность, легче входят в контакт, охотно откликаются на предложение участвовать в учебной ситуации.

В заключение согласимся с возросшей актуальностью здоровьесберегающих педагогических технологий. Всем известно, что детские голоса очень слабые, крепнут медленно. Физиологически голосовые связки начинают закладываться только на шестом году жизни и продолжают формироваться до 12 лет. Находящийся на начальной стадии формирования детский певческий аппарат требует исключительно бережного отношения.

Дошкольники могут петь только тихонько и недолго, потому что их голос быстро устаёт и тогда совсем перестаёт слушаться. Пение песни в 3–4 куплета с диапазоном даже 6–7 звуков реально бывает возможным только в старшем дошкольном возрасте. Необходимо правильно и естественно развивать детские певческие возможности, позволяя им активно пользоваться слухом как контролирующим и регулирующим органом.

При неправильном, формально–потребительском подходе к детскому пению, при требовании петь всё громче и громче – у детей закрепляется привычка перекрикивать друг друга форсированным голосом, полное неумение им владеть, неразвитый музыкальный слух. Специалисты-фониатры предостерегают: неумеренная форсировка детского голоса может вести к дисфонии (полной потере голоса).

Ещё раз подчеркнём, что формирование певческих навыков и развитие музыкального слуха – очень тонкий, трудный и деликатный процесс, напрямую влияющий на развитие речи дошкольника.

Публикации по теме:

«Летом весело играем, с музыкой мы отдыхаем!» Консультация для педагогов детского сада«Летом весело играем, с музыкой мы отдыхаем!» Консультация для педагогов детского сада .

Консультация для педагогов и родителей «Метод мягкой дисциплины на занятиях по физической культуре у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Метод мягкой дисциплины на занятиях по физической культуре у дошкольников» Дисциплина - это обучение правильному поведению. Очень актуальна данная тема в начале учебного года, когда происходит формирование детского.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

Консультация для педагогов «Развитие речи и театрализованная деятельность детей от 2 до 3 лет» Дети от 2 до 3 лет имеют широкий диапазон индивидуальных различий в речевом развитии. В этом возрасте формируется эмоциональное общение.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников на занятиях музыкой и пением»
Опубликовано: 18 января 2024 в 10:24
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников на занятиях музыкой и пением»» (включая файлы) размещена пользователем Бабушкина Юлия Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД