Получи документы

Консультация для педагогов «Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младших и средних групп»

Надия Ахмедьянова
Консультация для педагогов «Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младших и средних групп»

Консультация для педагогов

«Комплексы

артикуляционной гимнастики

для детей младших и средних групп»

Составила:

учитель-логопед

Ахмедьянова Н. М.

Публикация «Консультация для педагогов „Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младших и средних групп“» размещена в разделах

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов-кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможности освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Упражнения способствуют развитию подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

• Артикуляционная гимнастика выполняется не для того, чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того, чтобы развить их подвижность и гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы. Просите ребенка, чтобы все движения он совершал «мягким» языком и «нежными» губами.

• При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.

• Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.

• Упражнения выполняются без напряжения в спокойном темпе.

• Упражнения не должны доводить орган до утомления. Первым признаком утомления является снижение качества движений, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.

• На первых занятиях можно ограничиться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.

• Чаще хвалите детей и ни в коем случае не высказывайте недовольства, если что-то не получается.

• При разучивании упражнений необходимо отработать 2-З упражнения, а затем добавлять по одному.

• Целесообразно проводить артикуляционную гимнастику комплексами по

4-5 упражнений.

• Каждое упражнение нужно повторять не более пяти - шести раз.

• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать

детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.

• Артикуляционная гимнастика производится ежедневно, чтобы выраба- тываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более

прочными. Лучше делать гимнастику перед завтраком в течение 3-5 минут

или после дневного сна. Целесообразно включать артикуляционную гимнастику в НОД.

• Выполнение упражнений требует от ребенка больших энергетических

затрат, определенных усилий и терпения. Поэтому нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный на-строй, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, картинки, сказочных героев, стихотворные тексты.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

С детьми младших групп упражнения проводятся в игровой форме. Объём требований к выполнению движений невелик. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

Примерный комплекс общей артикуляционной гимнастики

для детей младших групп:

1. «Окошко». Учить ребенка удерживать рот широко открытым.

2. «Улыбочка» («Заборчик»). Зубы сомкнуты, губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

3. «Трубочка» («Дудочка»). Зубы сомкнуты, губы округлить, обнажив верхние и нижние резцы.

4. «Улыбочка» - «Трубочка» - чередование упражнений.

5. «Блинчик» («Лопатка»). Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать. Боковые края языка должны касаться углов рта. Добиваться полного расслабления мышц языка.

6. «Иголочка». Приоткрыть рот, высунуть узкий язык.

7. «Блинчик» - «Иголочка». Чередование положений языка: широкий – узкий.

8. «Накажем язычок» («Месим тесто»). Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

9. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться за верхние зубы, за нижние зубы; либо к носу и подбородку.

10. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются

игровые приёмы. На основе приобретённых детьми простейших навыков, движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно и повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

Примерный комплекс общей артикуляционной гимнастики

для детей средних групп:

1. «Окошко». Учить ребенка удерживать рот широко открытым.

2. «Улыбочка» («Заборчик»). Зубы сомкнуты, губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

3. «Трубочка» («Дудочка»). Зубы сомкнуты, губы округлить, обнажив верхние и нижние резцы.

4. «Улыбочка» - «Трубочка» - чередование упражнений.

5. «Блинчик» («Лопатка»). Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать. Боковые края языка должны касаться углов рта. Добиваться полного расслабления мышц языка.

6. «Иголочка». Приоткрыть рот, высунуть узкий язык.

7. «Блинчик» - «Иголочка». Чередование положений языка: широкий – узкий.

8. «Накажем язычок» («Месим тесто»). Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

9. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться за верхние зубы, за нижние зубы; либо к носу и подбородку.

10. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу.

11. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

12. «Индюк». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, пока не послышится: «бл-бл-бл».

13. «Грибок». Поднять широкий язык вверх, кончик языка упирается в верхние зубы. «Присосать» язык к нёбу.

14. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба и обратно.

15. «Барабанщик-Дятел». Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «д-д-д-д-д…». Следить, чтобы рот был всё время открыт, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Публикации по теме:

Летнее развлечение «В гости к Матроскину» для младших и средних групп «В гости к Матроскину» (летнее развлечение на улице для младших и средних групп) Под музыку дети собираются на спортивной площадке. Ведущая:.

«Волшебница Осень». Сценарий утренника для средних и младших групп Волшебница Осень (осенний праздник для младших и средних групп) Действующие лица: Осень, Солнышко, Тучка - взрослые Ведущий: Посмотрите-ка,.

Комплексы артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста Комплексы артикуляционной гимнастики № 1 № Содержание Действия 1 Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота Подшутить.

Комплексы утренней гимнастики для всех групп Комплексы утренней гимнастики группа раннего возраста «Звонкие погремушки» Вводная часть Воспитатель. Динь- дон, дили, дили. Погремушки.

Консультация для педагогов коррекционных групп по использованию фитбол-гимнастики для дошкольников старшего возрастаКонсультация для педагогов коррекционных групп по использованию фитбол-гимнастики для дошкольников старшего возраста Один из основных принципов коррекционной работы в детском саду является комплексный подход, где особую значимость приобретает сочетание.

Консультация «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей» Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно,.

Сценарий осеннего праздника для младших и средних групп «В гостях у Айболита» В ГОСТЯХ У АЙБОЛИТА (выходят 3 ребёнка) 1 ребёнок Нам весёлый праздник осень подарила И всех ребят сегодня в гости пригласила. 2 ребёнок.

Сценарий развлечения на 9 мая «Наследники победы» для младших, средних и старших групп вместе в зале Сценарий развлечения на 9 мая «Наследники победы» для младших, средних и старших групп вместе в зале. Цель: Формирование у.

Спортивное развлечение «День мяча с Клоуном» для вторых младших и средних группСпортивное развлечение «День мяча с Клоуном» для вторых младших и средних групп Сценарий спортивного праздника «День мяча» для средней группы. Оборудование: музыкальное сопровождение, мячи среднего и малого диаметра,.

Спортивный досуг «Осенняя пора» для младших и средних группСпортивный досуг «Осенняя пора» для младших и средних групп Спортивный досуг для младших и средних групп "Осенняя пора"Цель: развитие эмоциональной сферы, закрепление знаний по теме" Осень". Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младших и средних групп»
Опубликовано: 28 октября 2019 в 11:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младших и средних групп»» (включая файлы) размещена пользователем Надия Ахмедьянова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД