МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников и истории родного края и страны»

Брындина Анна
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников и истории родного края и страны»

«Приобщение дошкольников и истории родного края и страны».

Ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности и должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека- дошкольного образования. В этот период и закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Создавая для детей теплую, уютную атмосферу, как дома, так и в дошкольном учреждении, взрослые плавно начинают работу по духовно-патриотическому воспитанию.

Публикация «Консультация для педагогов „Приобщение дошкольников и истории родного края и страны“» размещена в разделах

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Когда почти каждый день ребенка, в детском саду или дома, наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, мы обязательно увидим заинтересованные глаза, услышим вопросы, касающиеся окружающего. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Знакомство ребенка с культурой своей страны, своего края, приобщение его к истокам великой национальной культуры пробуждает и развивает у него основы духовности и патриотизма. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, особенности языка, быта. И конечно того места, где ты родился. Местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество, природные особенности являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой Родине, к родным местам.

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОО носит комплексный характер, пронизывает все виды детской деятельности, осуществляется в повседневной жизни, самостоятельной деятельности детей, в непосредственной образовательной деятельности.

Цель освоения первоначальных представлений социального характера и включение воспитанников в систему социальных отношений проводится на основе задач формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств через развитие познавательного интереса к истории и культуре Родного края. Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к родному краю, родному городу, к природе и культуре Татарстана, гражданской идентичности («Я –татарстанец», «Я-житель Республики Татарстан») на основе изучения особенностей родного края, родной страны путем формирования интегративных качеств ребенка-дошкольника.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова “родина” и “мать” часто употребляют как синонимы.

Целью работы ДОУ по формированию основ духовности и патриотического чувства является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

Для достижения данной цели и выделены задачи:

1. Определить содержание обучающих программ, включающих развитие духовности детей (включая опыт региональных программ и методических рекомендаций».

2. Создать в условиях детского сада развивающую внутреннюю пространственно- образовательно и культурную среду с учетом исторических особенностей и традиций народов Поволжья или той местности, где ребенок окажется.

3. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, городу, краю, к своему народу, его обычаям, традициям.

4. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.)

5. Создавать условия для развития и реализации проектной деятельности творческого характера для старших дошкольников.

6. Проектная деятельность творческого характера для старших дошкольников.

7. Умение дошкольника использовать в данной деятельности все виды художественного творчества (рисование, декоративное рисование, лепка, аппликация).

8. Взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного воспитания патриотизма у детей.

Для педагогов ДОО, начиная с младшего дошкольного возраста, разработан перспективный план по духовно-нравственному воспитанию; проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников». Уже у маленького ребенка можно вызывать энергию радости, активизацию творческой активности, положительно влияющую на здоровье. Яркие радостные впечатления, пережитые в дошкольном детстве, откладываются на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие ребенка. Работу по данному направлению мы представляем как интеграцию различных видов детской деятельности, где центральным стержневым моментом являются праздники, составление буклетов, листовок, различных альбомов, коллажей и др., направленных на формирование культуры ребенка, на ознакомление с красными датами календаря, знаменательными событиями. Для реализации данного направления через проекты - воспитатели и все специалисты планируют свою деятельность; интеграция происходит и в деятельности детей, содержании подготавливаемого материала.

Приобщение дошкольников с малых лет к культуре родного края – это привитие интереса и любви к народному творчеству, национальному прикладному искусству, народным промыслам и ремёслам, обычаям и традициям. Это также глубокое уважение к культуре народов совместного проживания и к общечеловеческим ценностям как важнейшее условие жизни в открытом гражданском обществе. Именно в этот период важно создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и. художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет архитектура города, в котором живет ребенок. Мы путешествуем по своему поселку. Детям предлагается рассмотреть фотографии. Кто видит знакомые места, рассказывает нам об этом учреждении, улице, достопримечательности. Воспитанникам предлагается рассказ об истории данного памятника, объекта или учреждении.

Дети рисуют свой дом, свое окно, свою комнату. Знакомят с двором, игровой площадкой. Мы стараемся подвести их к мысли, что их поселок – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: везде трудится народ; учителя учат; врачи лечат больных, рабочие работают на заводе. Малыши рассказывают, где работают их родители, что производят. Нам интересно «Кем они хотят стать, когда вырастут?» Это очень важно, чтобы дети задумывались о своем будущем, брали в пример своих родителей. С детьми 5-6 лет мы начинаем знакомство с символикой нашего государства и Республики. Детям предлагаются разнообразные задания. Мы беседуем с детьми на эту тему. Все проходит в форме игры. Дети должны разложить в две колонки герб, флаг, Кремль и портрет президентов России и Татарстана. Через игру дети получают знания о стране, людях, которые помогают строить будущее.

Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор. Мы читаем сказки разных народов. Рассматриваем рисунки к произведению, находим отличия и делаем вывод; что каждый народ отличается друг от друга, но это не мешает дружить и помогать друг другу. Сказки «Репка» и “Теремк й” учат дружбе и взаимопомощи, «Три дочери»- учит любить и уважать свою мать, «Ике кыз»- быть доброй, трудолюбтвой и внимательной, «Приключения Буратино» - верить в дружбу и в чудеса, «Су анасы»-никогда ничего не брать чужого, «Шурале» - быть находчивым и смелым. В каждой сказке мы находим добрые и нужные

советы.

Реализация интереса к культурно-историческому наследию происходит не только в учебном процессе, но и в ходе праздников и развлечений. Все мы знаем, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. На праздниках в сценарий включаются танцы с элементами движений разных народов. Это создает атмосферу теплоты, способствует развитию интереса, дружеских отношений. Для того чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории у нас начинается с уголка национальной культуры музея в ДОО. У татар своя культура, ремесла, золотошвейное искусство, художественная керамика, цветная вышивка, кожаная мозаика, резьба по дереву, художественная обработка металла. В экспонатах музея дети могут увидеть предметы домашней утвари, вышитые занавески, покрывала, тюбетейки, рушники. Есть и дедушка и бабушкой в национальной одежде татар: камзоле, кафтане, нагруднике, ичигах. Тяжелые сундуки старинной ковки, самовар. Дети навещают родственников в деревне, где могут встретить уже знакомые предметы. Все это будет узнаваемо. Предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Воспитанники объединения принимали участие в конкурсе росписи тарелок татарским орнаментом. У детей остался интерес и желание к дальнейшему познанию. Теперь они могут узнать знакомый узор.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания педагога не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

Публикации по теме:

«Деревья Ситцевой страны». Консультация для педагогов. Часть 4«Деревья Ситцевой страны». Консультация для педагогов. Часть 4 Сегодня мы продолжим экскурсию по бумажной, волшебной сказочной Ситцевой стране. Как и обещала, я расскажу, что же растет в на просторах.

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

«Разноцветье родного края». Фотоотчет«Разноцветье родного края». Фотоотчет Природа- это место замечательного оздоровления и прекрасного отдыха. Сколько здесь можно получить эстетического наслаждения! Только будь.

Уголок родного краяУголок родного края Родная природа - это наш сибирский лес, водопады и реки, небольшие поля, горы и просто знакомые полевые цветы. Сразу вспоминаются слова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников и истории родного края и страны»
Опубликовано: 8 июля 2021 в 19:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников и истории родного края и страны»» (включая файлы) размещена пользователем Брындина Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД