МААМ-картинки

Конспект занятия «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки» (11 фото)

Светлана Мезенцева
Конспект занятия «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

Тема НОД: «Знакомство с народной куклой.

Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки».

Автор разработчик:

Мезенцева Светлана Викторовна

Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с народной куклой, Изготовление лоскутной куклы „Пеленашки“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 4 года (средняя группа).

Тема НОД: «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки».

Цель: Ознакомление детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.

Задачи:

Образовательные:

• Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.

Познакомить детей с историей народных кукол, с русскими народными обрядами.

Активизировать словарь детей за счет слов: кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, оберег, лоскутная, пеленать.

• Приобщать детей к традиционной культуре России.

Развивающие:

• Развивать интерес к лоскутным куклам.

• Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

• Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к лоскутным куклам и к русским народным обрядам; знакомятся с историей лоскутной куколки Пеленашки; осваивают доступный способ изготовления лоскутной куклы Пеленашки.

Форма организации: групповая.

Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, сюжетная игра, исполнение, совместное действие.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку», колыбельной «Ай качи, качи, качи»; игры с куклами; беседа о старинных русских именах; рассматривание русского национального костюма; знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.

Словарь новых слов: тряпичная кукла, лоскутная кукла, оберег, пеленать.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал

Народные куклы : соломенные, деревянные, глиняные, лоскутные.

• Наглядное пособие с изображением лоскутных куколок, с поэтапным изготовлением куклы Пеленашки.

Раздаточный материал:

• Прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы.

• По два лоскута цветной ткани для платка и пелёнки.

• Прочные нитки для фиксации скрутки.

• Узкие ленточки для обвязывания Пеленашки.

Педагог: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, а о чем мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Есть ноги, но не ходит

Есть рот, но не говорит,

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может.

Что это?

Дети: Кукла!

Педагог: Конечно кукла! Посмотрите внимательно на этих куколок. Как вы думаете, это старинные куклы?

Конспект занятия «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки»

Дети: Да.

Педагог: А из какого материала они изготовлены?

Дети: Из соломы.

Педагог: Да ребята, это соломенные старинные куклы, ими играли наши бабушки и прабабушки. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла. Существует очень много кукол: деревянных, глиняных. А я хочу познакомить вас с лоскутными куколками, которые изготавливают из ткани. Этих кукол называли оберегами. Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого. Посмотрите ребята, это лоскутная кукла называется – Веппская кукла, кукла-мама, как символ материнской заботы, чтобы детишки росли здоровыми и сильными.

Педагог дает детям потрогать и рассмотреть куклу.

Педагог: А вот лоскутная кукла – Крупеничка, это старинная насыпная кукла, как мешочек набитая крупой. Её обычно дарили на Рождество, чтобы год был урожайным. Потрогайте куколку, внутри у нее крупа – гречка.

Фото «Пеленашки»

Педагог: Кукла Крупеничка помогала верить человеку в удачный год, придавала сил для работы, ведь на Руси каши были основным видом питания.

Конспект занятия «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы - фото

Педагог: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?

Дети: Конечно!

Педагог: А хотите научиться их делать своими руками?

Дети: Очень! Это так интересно!

Педагог: Посмотрите, ребята, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Такую куколку называют Пеленашкой. Раньше новорождённых детей плотно - плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов. И ребята, такие как вы, учились мастерить таких куколок из старых тряпочек, платочков, причем, их с равным интересом делали как мальчики, так и девочки. Давайте покажем как можно покачать такую куколку и споем ей колыбельную.

Дети: Ай качи, качи, качи

Прилетели к нам грачи.

Птицы сели на ворота.

А ворота скрип, скрип,

Наша деточка спит, спит.

Дети: имитируют движения качания куколки.

Педагог: Берём лоскут белой ткани. Какой он формы?

Дети: Прямоугольной.

Педагог: Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём нитки и перевязываем - получается головка. Затем перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

Дети: На поясе.

Педагог: Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

Дети: Голова и туловище куклы.

Фото №1 Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема НОД Знакомство с

Педагог: Берём цветной лоскуток. Какой он формы?

Дети: Треугольной.

Педагог: Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут?

Фото №2 Народная культура фольклор народной куклой

Дети: Треугольной.

Педагог: Кладём Пеленашку на пелё нку и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

Педагог: Ребята, а что можно сделать, чтобы пелёнка не развернулась?

Дети: Завязать ленточки.

Фото №3 Изготовление лоскутной куклы Пеленашки

Педагог: Молодцы! У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю пелёночку кукле. А вы, когда будете завязывать ленточки, помогайте друг другу.

Педагог: А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?

Фото №4 Автор разработчик Мезенцева Светлана Викторовна Программа От рождения до школы под редакцией Н

Дети: Скрутить лоскут ткани.

Педагог: Что надо сделать потом?

Дети: Перевязать головку и талию.

Педагог: Что вы сделаете потом?

Дети: Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать.

Педагог: Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому- нибудь малышу как оберег.

Дети: С удовольствием!

Педагог: Ребята, давайте перед началом очень интересной нашей рабы разомнем пальчики, чтобы они были ловкими и умелыми.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку»

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Стряхнула лебедушка водичку. Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем.

Сжимаем пальцы в щепоть. Повороты кистей рук из стороны

Сторону — слева направо обратно.

Поочередное шевеление пальцами.

Несколько раз разжимаем Сжимаем пальцы в кулачки.

Практическая работа детей в группах. Звучит народная музыка.

Фото №5 Публикация Конспект занятия Знакомство с народной куклой Изготовление лоскутной куклы Пеленашки размещена в разделах Конспекты занятий Фото №6 Все конспекты Кукла Пеленашка Куклы обереги

едагог оказывает индивидуальную помощь каждой подгруппе.

Фото №7 Народные тряпичные куклы Народная культура фольклор Народные куклы

По окончании работы дети рассказывают о своих куколках друг другу.

Фото №8 Конспекты занятий Темочки Интеграция образовательных областей социально коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно эстетическое развитие физическое развитие

Педагог: Вот какое у нас сегодня прошло занятие. Ребята, какими куклами играли наши бабушки и дедушки?

Дети: Соломенными, деревянными, лоскутными.

Педагог: Ребята, сегодня мы научились делать куклу Пеленашку. Вы все такие молодцы. Куколку возьмите домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны.

Публикации по теме:

Художественное творчество. Конспект занятия «Изготовление куклы-напёрстка» Цель: -научить пользоваться выкройкой и аккуратно выполнять работу -познакомить с наперстковыми куклами -развивать творческое воображение.

Игра с куклой «Мытье рук и личика куклы Маши». Конструирование «Диван для куклы Маши» Ход занятия Цель: 1. Помочь малышам запомнить и употреблять в речи названия предметов, действий, качеств. 2. Учить детей строить диванчик.

Конспект комплексного занятия Знакомство с достопримечательностью поселка. Изготовление лошадки Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Художественное - эстетическое развитие», «Физическое.

Конспект НОД с детьми раннего возраста «Знакомство с куклой Катей»Конспект НОД с детьми раннего возраста «Знакомство с куклой Катей» Формирование первичных представлений о себе и о других людях. Задачи: 1. Обучающие: расширять опыт в ориентировки в частях собственного.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Знакомство с русской народной куклой по имени Коляда» Марина Соловьева Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Знакомство с русской народной куклой по имени Коляда».

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Знакомство с русской народной куклой по имени Коляда» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Уинский детский сад» Конспект занятия «Знакомство с русской народной куклойпо.

Конспект занятия по ручному труду в старшей группе «Изготовление куклы-масленки» Задачи: Образовательные: Учить мастерить куклу-масленку из лоскутков ткани. Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями,.

Мастер-класс для родителей «Изготовление русской народной куклы «Убоженька» (фотоотчет)Мастер-класс для родителей «Изготовление русской народной куклы «Убоженька» (фотоотчет) Цель: Привитие интереса и любви к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества. Задачи: 1. Познакомить с.

Занятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклойЗанятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклой О несказанные Осетии красоты! Кто вас придумал, чей гений вас творил? Мераб Зассеты Тема: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

Открытое занятие для конкурса «Воспитатель года». Изготовление народной куклы-куватки со старшими дошкольниками Тема: Изготовление народной куклы-Куватки со старшими дошкольниками. Цель: Прививать любовь к русской народной культуре через изготовление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 19:47
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мезенцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД