Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе «Какими раньше были игрушки»

Наталья Бобрышева
Конспект занятия в старшей группе «Какими раньше были игрушки»

Организованная образовательная деятельность (открытый показ)

Речевое развитие (17.10.2023)

Тема: «Какими раньше были куклы».

Целевой ориентир: развитие интереса к истокам народного творчества

Приоритетная образовательная область: речевое развитие в интеграции образовательных областей: «познание», «физическое развитие».

Технологии, методы, приемы: ориентированные технологии, коммуникативное общение; технология сохранения и стимулирования здоровья.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Какими раньше были игрушки“» размещена в разделах

Материал: мнемотаблица, клубок, старинные предметы быта, игрушки современные, игрушки старинные, макет русской избы, тряпичные куклы, мешочек из ткани, палочка деревянная.

Предварительная работа: рассматривание современных игрушек и беседы на тему о изготовлении игрушек и различных способах и украшения. Чтение сказки «Василиса прекрасная», рассматривание альбома «Куклы минувшего века».

Задачи Краткий ход ООД

1. Связная речь: развитие монологической речи, формирование умения связно по смыслу составлять небольшие рассказы об игрушке. Продолжение развития умения детей вступать в речевое и игровое взаимодействие.

2. Грамматический строй речи: совершенствование умения согласовывать слова в предложении.

3. Владение словарем: обогащение словаря правильными названиями игрушечных предметов, их свойств и действий.

4. Звуковая культура речи:

Развитие фонематического слуха, умение определять место звука «ш» в середине слова, начале, конце

5. Воспитательная:

Воспитание патриотического чувства к своей истории. бережного отношения к игрушкам как к своим так и к другим.

Организационный момент:

Дети заходят в групповую комнату, приветствуют гостей, затем воспитатель говорит встаньте в круг, и пошли по кругу «В нашей группе ты и я. вместе дружная семья. Будем мы гулять по кругу. Здравствуй, скажем мы друг другу. Давайте возьмёмся за руки, посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем здравствуй.» затем становятся полукругом.

Проблемная ситуация. Письмо от Незнайки.

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?. Но для начала вам надо отгадать загадки, о чём у нас с вами будет идти разговор.

Загадка:

Ребенок Чем играются детишки?

Куклы, кубики да пушки,

Дудки, зайки и лягушки

Дети, что это?

Дети: Игрушки

Ребенок Я ее кормлю, пою,

Одеваю, спать ложу.

Вместе ходим на прогулки,

Вместе с ней играем в жмурки.

Для меня она дочурка,

Жаль, что это только (кукла)

Воспитатель: Правильно. Это игрушки и кукла. Вот сегодня мы об этом и поговорим.

Воспитатель. Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые.

Дети. Нет.

Сделано из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. Они разного размера, цвета, сделана из разных материалов. С ним можно поиграть в разные игры.

Воспитатель. Ребята тоже принесли любимую игрушку, попробуют рассказать о ней. А чтобы было вам легче, я вам дам схему.. Ребята, перед вами мнемотаблица. Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают цвет, форму величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой.

Воспитатель. Развитие фонематического слуха, умение определять место звука «ш» в середине слова, начале, конце.

Шар, игрушка, шалаш, машина, шиповник, шутка,

Воспитатель : А на этом столе у нас игрушки современные, в которые вы играете сейчас. Какие они все красивые.

Воспитатель: .(выставка современных игрушек)Ребята, здесь собраны игрушки, которыми играете вы. Как вы думаете, а наши бабушки и дедушки играли в игрушки?

-А во что они играли?

Проходим в импровизированную русскую избу

-Ребята посмотрите, вокруг, есть ли здесь место куда вам непременно хотелось заглянуть? (на столике накрытый расписным платком стоит сундучок)

Воспитатель: Что это? Хотите посмотреть, что там? И я тоже очень. Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие : «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»

-Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят волшебные слова.) Воспитатель открывает сундук и говорит.

- Пришла пора заглянуть сундучок, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем. (в сундуке лежат игрушки. Деревянные матрешки, глиняные игрушки, свистульки, тряпичные куклы.)

- А из чего они сделаны?

Во время рассматривания и вынимания игрушек из сундучка проводится словесная игра «Из чего сделаны?» (матрешка ид дерева – деревенная и тд)

Игра "Из чего сделано"

Индивидуальные ответы детей.

Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная). Твердая, гладкая, легкая.

Это мяч сделана из резины - … (резиновая). Эластичная, упругая, растягивается.

Ведро сделано из пластмассы - … (пластмассовое). Хрупкая, легкая, твердая.

Это машина сделана из металла (металлическая). Звонкая. тяжелая, твердая, прочная.

Это мягкая игрушка сшита из меха. (мягкая, легкая, пушистая).

-Как вы думаете эти игрушки сделаны на заводе?

- В старину заводов не было, игрушки изготавливали своими руками из дерева, соломы, глины, мочала, камыша, початков кукурузы, корневой травы, сучьев и веток деревьев, тряпочек, ниток, одним словом, из подручного материала.

Воспитатель:- Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей.

берет тряпичную куклу.

-Как вы думаете, из чего сделана эта кукла?

Воспитатель: Сейчас в магазинах есть много игрушек,

Полезные ищем среди безделушек,

А в Древней Руси мастерили девчушек

Из лоскуточков, да ниток катушек.

Народные куклы — так в чём их секрет?

- А чтобы узнать секрет этих замечательных куколок мы сейчас и узнаем.

- Из глубины веков пришла к нам традиция изготовления тряпичных кукол. Делали их из остатков ткани. Кукла имела магическое предназначение. Поэтому их делали безликими. Считалось, что кукла с лицом может посмотреть ребенку в душу и сглазить его. Иногда лицо заменял крест – символ Солнца у славян. Поэтому «безликая кукла» было одновременно игрушкой и оберегом.

-Давайте поподробнее рассмотрим куколок.

(мини-рассказы детей)

Ребенок: Куколка-утешница- это ласковая, добрая куколка-малышка. Мамы, няни, бабушки всегда носили ее в кармане, а когда ребенок грустил или плакал, доставали и утешали малыша.

Ребенок: Кубышка- травница наполнена душистыми лекарственными травами. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной аромат. Кукла оберегала дом от болезней. Ее подвешивали над колыбелью малыша или ставили рядом с кроватью.

Ребенок: Десятиручка. В помощь хозяйке делали куклу десятиручку, которая помогала по хозяйству. И дарили с пожеланиями того, чтобы хозяйка всегда и все успевала и чтобы в ее руках все ладилось.

Ребенок: Кукла «на счастье» - это маленькая куколка с длинной косой и поднятыми к солнцу ручками. Главное в в кукле коса, она символизирует женскую силу. Дарили куклу с пожеланиями счастья, удачи, здоровья.

Ребенок: Она имеет несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка— и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречхи. Из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После сбора урожая мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник.

Ребенок: Мартиничка - маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде "закликания весны" (в марте). Роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.

Игра "Один много", "Назови ласково"

• Кукла, куклы, куколка

• Машина, машины, машинка

• Слон, слоны, слоник

• Мяч, мячи, мячик

• Матрешка, матрешки, матрешечка

• Барабан, барабаны, барабанчик

Воспитатель. Молодцы, ребята.

-Сейчас мы с вами отдохнем и сделаем небольшую разминку

Физминутка

• Наша куколка сидела (дети приседают)

Да решила погулять (тихонько встают и ходят как куколки на ровных ногах и ручки в строну)

Наша куколка гуляла

И играла и плясала (выполняют действие)

Приседала и скакала

Наша куколка моргала (Моргают глазками)

Быстро глазки закрывала

А потом их открывала

Наша куколка устала

И присела отдыхать. (Приседают)

Рефлексия:

Вы кукол не бросайте,

Вы их не обижайте,

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить

Тепло, добро и счастье

Ваше сторожить!

1 Ребенок. Заяц с куколкой играл

Платье куклы разорвал

Взял потом себе машинку

Разобрал на половину

Мячик маленький нашел

Этот мячик проколол

А когда конструктор взял все детали растерял.

Чем играть теперь другим?

Нет, не надо быть таким

Вы игрушки берегите и заботливо храните.

2 Ребенок. Пусть игрушки дружат с нами.

Обижать их мы не станем.

Поиграем, а потом

Все на место уберем

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят когда их ломают.

О чём у нас с вами сегодня была беседа? И что мы с вами делали? Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось? О чём вы сегодня расскажите маме или папе?

Воспитатель: Вы были молодцы. Спасибо вам.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Конспект занятия «Мы были в гостях у врача» во второй младшей группеКонспект занятия «Мы были в гостях у врача» во второй младшей группе Цель: пополнить словарь детей медицинской терминологией; проговаривать сложные предложения в сюжетно- ролевой игре; закрепить звуковое произношение.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект НОД по ФЭМП «Жили — были геометрические фигуры» в младшей группеКонспект НОД по ФЭМП «Жили — были геометрические фигуры» в младшей группе Стук в дверь, входит почтальон, приносит письмо. Воспитатель читает детям письмо, где геометиические фигуры просят о помощи ребят: помочь.

Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»Конспект занятия «Как раньше жили на Руси» НОД по образовательной области «Познание» «Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре. Средняя группа Задачи: Приобщать.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает»Конспект занятия по изобразительной деятельности «Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает» Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования – ватными палочками (пуантилизм) «Из-под снега расцветает,.

Конспект занятия по конструированию из бумаги в разновозрастной группе «Были бы у елочки ножки»Конспект занятия по конструированию из бумаги в разновозрастной группе «Были бы у елочки ножки» Образовательная область: «Художественно эстетическое развитие» Цель: Воспитание гуманного отношения к природе посредством изготовления.

Конспект занятия по математике «Раньше, позже»Конспект занятия по математике «Раньше, позже» Программные задачи:Закрепить понятие "части суток",различать и называть их. Познакомить с понятием "раньше,позже",упражнять в умении называть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Какими раньше были игрушки»
Опубликовано: 17 октября 2023 в 13:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Какими раньше были игрушки»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бобрышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД