Получи документы

Конспект занятия в рамках проекта «Занимательная физика». «Агрегатные состояния вещества».

Надежда Лифанова
Конспект занятия в рамках проекта «Занимательная физика». «Агрегатные состояния вещества».

Занятие 5

«Агрегатные состояния вещества»

Цель: Познакомить детей со свойствами жидких, твёрдых и газообразных форм.

Материал к занятию : мягкая игрушка Зайка; игрушечный чайный набор; тряпочка для стола; чашки для детей, прозрачный кувшин с водой; ледяные формочки; таз с водой; тонкая бумага размером 7x7см для цветов, ножницы.

Ход занятия

- Ребята, сегодня у нашей Зайки день рождения, и она приглашает нас на кукольное чаепитие. Рассаживайтесь поудобнее за столами, сейчас хозяйка подаст нам чай. (Зайка «несёт» чашку с чаем, ставит на сто и проливает чай на стол).

Публикация «Конспект занятия в рамках проекта „Занимательная физика“, „Агрегатные состояния вещества“,» размещена в разделах

- Ой, какая неприятность, Зайка пролила чай! Как вы думаете, почему чай вылился из чашки? (Варианты ответов детей).

- Чай – это жидкость, а любая жидкость имеет свойство не сохранять форму. Но не беда! Сейчас мы всё исправим, возьмём тряпочку и вытрем лужицу. А как вы думаете, много ли воды соберётся тряпочкой? (Варианты ответов)

- Мы соберём ровно столько воды, сколько пролили. Это ещё одно свойство жидкостей – куда бы их ни переливали, они сохраняют свой объём. Объём – это место, которое вещество или предмет занимает в пространстве. Давайте проверим это свойство жидкостей на опыте.

Опыт с водой. Объём воды.

- Мы возьмём полный кувшин воды, отметим маркером количество воды на кувшине и разольём воду по чашкам. (Разливаю воду каждому ребёнку в чашку).

- Сколько чашек воды у нас получилось? (Ответы детей).

- А теперь осторожно, чтобы не пролить ни одной капельки сольём воду из чашек обратно в кувшин. Что мы увидим? (Ответы детей).

- Воды в кувшине столько, сколько и было.

- Твёрдый тела тоже сохраняют свой объём. Но в отличие от жидкости, которая течёт, твёрдые тела не меняют свою форму. Когда жарко или чай горячий, мы добавляем в напитки кубики льда. Давайте это проверим! Интересно, действительно, лёд или твёрдая вода сохраняет свою форму?

Опыт с замораживанием воды. (Опыт проводится накануне занятия)

- Вчера вы налили в форму воду. Давайте проверим, сохранила ли вода свою форму? (Варианты ответов детей).

- Вода замёрзла и превратилась в лёд. Мы можем сказать, что лёд – это твёрдая вода? Если мы опустим кубики льда в воду, сохранят ли кубики льда свою форму? Проверим?

Опыт со льдом. (Дети опускают кубики льда в таз с водой).

-Что происходит с ледяными кубиками, они сохранили свою форму или нет? (Ответы детей).

- Ребята, мы с вами узнали, что жидкие вещества не сохраняют форму, а растекаются, но сохраняют свой объём. А твёрдые вещества сохраняют свой объём и не меняют форму. А что же будет с газами? У пара и других газов есть форма и объём? (Варианты ответов).

- Конечно, у пара и других газов формы нет, и своего объёма у них тоже нет. Неужели пар и другие газы такие несчастные, что ничего не имеют? Оказывается, нет! Водяной пар и газы занимают абсолютно всё пространство, какое есть вокруг. Возьмём газ, который мы выдыхаем, - углекислый газ. Одно и то же количество углекислого газа может равномерно распределиться и по маленькой комнате, и по огромному залу. Этот газ, как и многие другие вещества, состоит из крошечных частиц. Кто помнит, как называются мельчайшие частицы вещества? (Ответы детей).

- Правильно, мельчайшие частицы вещества называются молекулы. В огромном зале молекулы углекислого газа будут далеко друг от друга и нам не помешают. Но если это же количество молекул углекислого газа окажется в тесной комнатушке, они будут попадаться нам гораздо чаще и нам станет душно.

Подвижная игра «Молекула». (Правила игры те же, что и в предыдущем занятии). Особое внимание уделяю, чтобы дети крепко держали друг друга за руки, так как в любом веществе молекулы крепко соединены друг с другом.

- А теперь повторяем: у газов нет ни объёма, ни формы, газ занимает всё пространство вокруг себя. У жидкостей нет формы, но есть объём, а у твёрдых веществ есть и объём, и форма.

- Ребята, мы совсем забыли про нашу Зайку, а ведь у неё сегодня праздник – день рождения! Давайте приготовим Зайке целое море цветов!

Работа за столами.

«Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

- Вот какое море цветов у нас получилось! Думаю, Зайка осталась довольна нашим подарком.

(Делаю вид, что Зайка говорит со мной).

- Ребята, Зайка мне сказала, что будет рада поделиться с вами настоящим чудесами света! Что ж, будем ждать!

Работа с родителями: Предложить родителям провести с детьми дома опыт с определением уровня воды. Для этого необходимо налить воду в пластиковый стаканчик и пометить фломастером её уровень. Поставить стаканчик в морозильную камеру. Когда вода превратится в лёд, проверить и зарисовать её уровень. Лёд станет выше отметки, потому что вода в твёрдом состоянии имеет больший объём. Затем налить такой же объём воды в кастрюлю, накрыть крышкой и поставить на огонь. Зарисовать, что происходит с водой при кипении. Вода превращается в пар, а пар занимает ещё больше места, чем вода и лёд. Поэтому пар не помещается в кастрюльке, приподнимает крышку и вырывается наружу.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миромКонспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Маленькие человечки»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами моделирования.

Конспект занятия-эксперимента с водой в 1 младшей группе «Разноцветные льдинки» Конспект занятия эксперимента с водой в 1 младшей группе Тема: «Разноцветные льдинки» Цель: Познакомить детей со свойствами воды в жидком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в рамках проекта «Занимательная физика». «Агрегатные состояния вещества».
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 16:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в рамках проекта «Занимательная физика». «Агрегатные состояния вещества».» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лифанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД