Лучший педагог года

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа осенью» для детей 5–6 лет

Спирина Ирина
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа осенью» для детей 5–6 лет

Тема: "Экологическая тропа осенью"

Возраст: 5-6 лет.

Цель :Формирование представления детей об объектах экологической тропы на участке детского сада и о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

- Познакомиться с понятием "экология"

- Познакомить детей с новыми объектами экологической тропы : лиственные деревья: каштан, рябина, кустарник акация и пень.

- Учить различать лиственные деревья и хвойные.

- Учить видеть и называть причинно-следственные связи (наступила осень - у лиственных деревьев листья изменили окраску; у хвойных - нет)

Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Экологическая тропа осенью“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

- Обобщить представления детей о пользе деревьев для человека и животных.

- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Материалы и оборудование: объекты наблюдения : пень, деревья, клумба с цветами, кустарники, скворечник, Дед Природовед (взрослый, поднос, схема, листья на каждого ребенка (из бумаги, письмо и игрушка сорока.

Методы и приемы:

словесный (объяснение, художественное слово, вопросы к детям, рассказ, уточнение, загадки);

игровой (сюрпризный момент, сказочный герой, динамическая пауза "Мы деревья"; п / и "Кто быстрее добежит до дерева")

Ход образовательного события.

1. Вводная часть.

Сюрпризный момент - Прилетела сорока на балкон и принесла письмо.

Воспитатель читает письмо - Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас к себе в гости, я вам расскажу и покажу много нового и интересного

Дети собираются на улицу.

Встреча с Дедом - Природоведом. Приветствие - Здравствуйте, дети. Вас и не узнать. Как выросли за лето. Я вас пригласил к себе в гости. Хочу, чтобы увидели какие изменения произошли в моем хозяйстве за лето. Думаю, вы вечером и родителям об этом расскажите.

2. Основная часть. Схема "Экологической тропы"

Дед – Природовед: Прогулка наша сегодня будет по новому маршруту, но и к старым друзьям не забудем заглянуть. А правильно называется «экологическая тропа.»

Воспитатель: Что значит "тропа"? А что значит "экологическая"? Слово "экология" - греческое слово, оно получилось из двух слов "экос" - дом и слово "логос" - наука. Значит, экология - наука о доме. Но здесь имеется ввиду не дом, где мы живем, а природный дом, который есть у каждого живого существа: животного, растения, человека, все, что их окружает в природе. Наука "экология" изучает связи живых существ с тем, что их окружает, например, как животные связаны с растениями, другими животными, человеком, воздухом, водой, как одни представители живых существ зависят от других, неживой природы, как они влияют друг на друга, как зависят от природы. Об этом мы сегодня и говорим.

1) Клумба с бархатцами.

Дед – Природовед: Ребята, карта показывает на клумбу, пошлите поближе. Давайте полюбуемся на клумбу с бархатцами. Как я был рад, когда вы весной посадили эти цветы. Посмотрите как красиво. (Дети рассматривают клумбу.)

Дед – Природовед: Рассмотрите растение: назовите части цветка.

Дети: лист, стебель, цветок.

Дед – Природовед: А кто знает, что это за коробочка? Это коробочка с семенами. Посмотрите, если она сухая, то семена уже созрели и их можно собрать. (показывает как.)

(Дети собирают семена в коробочку.)

Воспитатель: Мы придем в группу, разложим их, а когда они совсем высохнут, спрячем их в сухое темное место, чтобы посадить на следующий год. А какая часть цветка не видна? (корень).

Воспитатель: Посмотрите, какие цветы вы знаете?

Дети: астра, белые, розовые, фиолетовые, оранжевые.

Дед – Природовед: Астра - осенний цветок. На что он похож?

Дети: На звезду.

Дед-Природовед: Обратите внимание на буйство красок. А как вы думаете, для чего их сажают?

Дети: для красоты.

2) Сирень.

Дед-природовед:Следующая наша остановка около очень красивого дерева. А кто из вас помнит, как называется это дерево?

Дети: сирень.

Дед-природовед: Только это кустарник, а не дерево - у него много стволов.

Дед – Природовед: Скажите, какие изменения вы видите у сирени?

Дети: Весной у сирени пышные цветы, а сейчас их нет.

Воспитатель: Правильно, пышные соцветия у сирени отцвели в мае. А сейчас мы с вами видим только листья на ветке. Какие кустарники вы еще знаете?

Дети: шиповник, смородина.

3) Акация

Дед – Природовед: Дальше наша карта ведёт нас к акации. Это Высокий кустарник или деревце высотой 2-7 метров со стволами до 10-15см. Листья сложные, состоящие из 5-8 пар листочков. Ярко зеленые, гладкие. Цветет в конце весны - начале лета. Плод - боб. Плоды созревают в июле - августе. Собраны в стручок. Будьте осторожны, это колючий кустарник. Но он нужен пчелам, с него они сбирают пыльцу и делают мед.

Воспитатель: Кто скажет акация в тени или на солнце растёт?

Дети: здесь тень.

Воспитатель: Акация - теневой кустарник.

4) Пень.

Дед – Природовед: Ребята, куда нас дальше ведёт карта?

Дети: К пенечку.

Дед-Природовед: Ой - ой - ой, беда - огорчение. Летом была гроза и рухнуло дерево. Посмотрите, кто знает, что от него осталось - пенек. А что это такое?

Дети: После того, как спиливают деревья - остается пень.

Дед-Природовед: Предлагаю посмотреть, может в нем кто и живет?

Дети с помощью лупы рассматриваю пень: называют кого видят (жуки, пауки)

Дед – Природовед: Жуки и пауки забираются в пень и живут в нем всю зиму, прямо "теремок". Пенек их греет, это дом. А еще, из пня могут вырасти новые побеги и вырастет новое дерево.

5) Скворечник.

Дед – Природовед: Ребята,вам интересно куда мы идём дальше?

Дети: Да!

Дед-Природовед: Тогда идём! Кто помнит, как называется тот домик на дереве? Кто в нем живет? Почему оконце маленькое?

Дети: Скворечник, перелетные птицы скворцы, чтобы кошка не залезла, чтобы маленькие птенчики не выпадали.

Дед-Природовед: Почему сейчас скворечник пуст?

Дети: Осень. Скворцы улетели).

Дед-Природовед: Да, в начале осени скворцы собрались в стаи и готовятся к отлету. Скажите, какую пользу приносят скворцы?

Дети: Летом их много, они стайкой пасутся на поле, а в городе на газоне. Они всюду находят себе еду.

Дед-природовед: Какую?

Дети: Насекомые, червяки, гусеницы.

Дед-природовед: Человек всегда рядом со своим жильем строил дом для скворцов, а они в благодарность - уничтожали вредителей на посевах.

6) Деревья.

Дед – природовед: На этом наша экскурсия не заканчивается. Карта нам подсказывает,что нужно двигаться в сторону деревьев. Птицам хорошо живется там, где много деревьев. А какие деревья вы знаете на вашем участке?

Дети: Береза, клен, ель.

Дед-природовед: Для чего и кому нужны деревья?

Дети: Вьют гнезда, ищут под корой насекомых - пропитание. Воспитатель: Мы наблюдали с вами за березой летом. Какого цвета у нее были листья?

Дети: Зеленые.

Воспитатель: А сейчас?

Дети: Желтые, золотые, коричневые.

Воспитатель: Есть примета, если листья на березе сначала пожелтели на верхушке - то весна будет ранней. Предлагаю посмотреть и определить какой будет следующая весна.

(Дети высказывают мнение).

Воспитатель: Придем в группу и запишем это наблюдение. А весной проверим.

Дед – Природовед: Давайте посмотрим, что нового появилось у ели с летнего периода?

(Рассматривание ели).

Дед-природовед: К осени появились шишки. Внутри них - живут крылатые семена. (показ картинки). Эти семена послужат зимой пищей для птиц и животных. А чем ель отличается от березы?

Дети: У березы - листья, а уели -хвоинки, иголки. У березы листья к сени начали желтеть, а у ели иголки -зеленые.

Дед-природовед: Листья у ели -это хвоинки, те же листья, только маленькие, видоизмененные. Они тоже опадают круглый год, но это незаметно. "Зимой и летом - одним цветом ". Ель - древнейшее дерево в русском лесу. Растет 500 лет. Цветет раз в 5-6 лет. у лиственного дерева листья желтеют и опадают, потому что зимой корни не могут брать воду, а листья испаряют много воды - тянут из дерева. Иголки у елки -маленькие, тонкие, жесткие (сухие, в них мало влаги). Они испаряют меньше воды - поэтому и держится хвоя на дереве дольше, почти круглый год.

Воспитатель: Посмотрите, какие деревья?

Дети: Высокие, тянуться к солнцу, в небо.

Воспитатель: Представьте и себя деревьями.

Словесная игра с движениями "Мы -деревья".

Станем мы деревьями -сильными, большими.

Ноги - это корни - их поставим шире.

Чтоб держали дерево - падать не давали.

Наше тело-ствол могучий. Он чуть-чуть качается.

И своей верхушкой острой - в небо упирается.

Наши руки- ветки, крону образуют.

Вместе им не страшно, если ветер дует.

(Дети по тексту выполняют движения)

Дед –Природовед: Посмотрите, как подрос наш малыш - каштан. Обратите внимание на его листья, похожие на большую лапу. Какого они цвета?

Дети: Коричневого.

Дед-природовед: А вот когда каштан станет взрослым деревом на его ветках будут вот такие плоды.

(Показ плодов в кожуре и без нее).

Дед-природовед: Слушайте загадку. (про рябину).

Пойдемте искать загадку. Дам подсказку - кораллы - это камни красного цвета и круглые по форме. А у дерева - это красные ягодки.

(Дети ходят рассматривают деревья и ищут рябину).

Дед-природовед: Кто самый наблюдательный? Вот и нашли - это рябина. Рассмотрите листья и гроздья ягод.

(Дети собирают листья и ягоды. Рассматривают их).

Дед-природовед: Осенью на рябине созревают гроздья - они красного или ярко оранжевого цвета. Эти ягоды очень любят птицы зимой. И для людей они полезны - их можно сушить и заморозить на зиму и пить с ними чай. А еще у этого дерева особенные листья: лист состоит из нескольких парных листиков, которые держатся за палочку, и еще один - на макушке.

Воспитатель: Много мы сегодня нового узнали? Назовите с какого дерева этот листочек? А этот?

(Дети называют деревья с подсказками)

Воспитатель: Посмотрите, у меня в корзине много различных листьев - возьмите себе каждый по листочку (нарисованные листья). Каждый назовите у кого с какого дерева?

Подвижная игра.

Воспитатель: Предлагаю поиграть. У кого какой листочек к тому дереву и бегите. "Раз, два, три - к своему дереву беги". Поменяйтесь листочками с другом.

(Дети называют. Игра повторяется два раза.)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: А нам пора прощаться. Только пообещайте Деду - Природоведу, что сегодня расскажите родителям какие деревья видели.

Воспитатель:

Что мы сегодня делали?

Кто к нам приходил?

Ты какое дерево запомнил?

Почему?

(Дети отвечают по желанию.)

Дед – Природовед: (показывает карту) - Посмотрите, весь маршрут прошли с вами. Прощается с детьми.

Дети: До свидания!

Публикации по теме:

Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только.

Конспект занятия «Звук [Ч] и буква Ч» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Звук [Ч] и буква Ч» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: -Уточнить артикуляцию звука «Ч» -Совершенствовать у детей умение изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Конспект тематического занятия «Масленица» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект тематического занятия «Масленица» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для закрепления знаний о русских народных праздниках, о празднике - масленица. Задачи: -Воспитывать интерес и любовь.

Конспект занятия по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Стрекоза»Конспект занятия по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Стрекоза» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (лепка) с детьми.

Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Совёнок»Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Совёнок» Цель: учить изображать сову с помощью пластилина. Задачи: • расширить представления детей о лесной птице сове, об особенностях её внешнего.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста  «Совушка — сова»Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста  «Совушка — сова» Образовательные области:  познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие Цель:  Создать.

Сценарий развлечения «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий развлечения «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста Цели и задачи: - закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен,.

Экологическая квест-игра «Экологический цветик-разноцветик» для детей старшего дошкольного возрастаЭкологическая квест-игра «Экологический цветик-разноцветик» для детей старшего дошкольного возраста Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Экологический цветик-разноцветик»Цель: Создать условия для формирования.

Экологическая сказка «Маленькое солнышко» для детей старшего дошкольного возрастаЭкологическая сказка «Маленькое солнышко» для детей старшего дошкольного возраста Мать-Земля тихонько пела колыбельную песню. Спали её детки: маленькие зёрнышки, они так сладко спали, в своих колыбельках, что не слышали,.

Конспект «Экологическая тропа весной» для средней группы Цель: Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, рассмотреть объекты экологической тропы веной, формировать заботливое отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа осенью» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 22 апреля 2023 в 17:00
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа осенью» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Спирина Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД