МААМ-картинки

Конспект занятия. Путешествие к хлудневским мастерам.

Марина Салтанова
Конспект занятия. Путешествие к хлудневским мастерам.

Путешествие к хлудневским мастерам

Старшая группа.

Образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд»

Цель: ознакомление дошкольников с культурным наследием родного края на примере традиционного народного промысла – хлудневской игрушки.

Задачи:

• Познакомить детей с традиционным народным промыслом Калужской области – хлудневской глиняной игрушкой

• Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; развивать речь, обогащать словарь;

Публикация «Конспект занятия, Путешествие к хлудневским мастерам,» размещена в разделах

• Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к труду взрослых.

Оборудование и материалы: компьютерная презентация «Путешествие к хлудневским мастерам». Иллюстрации дымковской и филимоновской игрушки, хлудневская игрушка (экспонаты Малоярославецкого Музейно – выставочного центра, коллекция И. А. Солдатенкова). Музыкальные фрагменты (народная музыка). Материалы для лепки (глина, доски, стеки, палочки для процарапывания узора, влажные салфетки).

Предварительная работа: Знакомство с русской народной игрушкой (Дымка, Филимоново, экскурсия в ММВЦ. Словарная работа (промысел, гончары, горн, оберег, обжиг, грематухи, гудухи, сопелки).

Образовательная деятельность проходит в изостудии.

Дети заходят в изостудию. Звучит народная музыка.

Воспитатель:

Велика Россия наша и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах на весь мир молва идет!

Наша русская игрушка не стареет сотни лет,

В красоте, таланте русском весь находиться секрет.

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в гости к народной игрушке.

Воспитатель обращает внимание детей на стенд с иллюстрациями, изображающими дымковскую, филимоновскую игрушки. Вопросы к детям:

• Какие народные игрушки вы знаете? (Филимоновскую, дымковскую)

• Назовите дымковские игрушки (барышня, индюк, барашек, конь)

• Какие элементы росписи используют дымковские мастера? (круги, точки, волнистые и прямые линии, кольца)

• Назовите филимоновскую игрушку (барышни и кавалеры, медведи, уточки – свистульки)

• Какие элементы росписи используют филимоновские мастера? (разноцветные полоски, «колоски»)

Воспитатель:

Сегодня мы с вами познакомимся с народной игрушкой нашего родного края - Калужской области. Как вы думаете, где мы можем увидеть настоящую старинную народную игрушку? Правильно, в музее. Приглашаю вас посетить Музей народной игрушки. Но сначала давайте вспомним, как нужно вести себя в музее (не кричать, не толкаться, не трогать экспонаты руками, внимательно слушать экскурсовода).

Дети проходят в «Музей народной игрушки». Научный сотрудник ММВЦ показывает старинные игрушки и рассказывает детям о хлудневской игрушке.

Хлудневская игрушка - это старинный народный промысел Думинического района Калужской области, которым традиционно занимались в деревне Хлуднево. Почти все жители деревни занимались гончарным делом – мужчины лепили посуду, а женщины и девочки – игрушки. Игрушки наши предки лепили не только для забавы. Игрушки служили оберегами (от слова «оберегать»). Наши предки верили, что игрушки могут «оберегать» людей от несчастий: если в доме есть глиняная игрушка, то беды и неудачи, болезни обойдут семью стороной. Каждая игрушка имела свое назначение. Барышню с детками дарили на свадьбу – чтобы у молодых семья была крепкая, много было детей. Чтобы в доме водилась всякая живность – дарили фигурки домашнего скота и птицы (барашки, коровы с телятами, козы с козлятами, петушки и пр.) Перед весенними работами чтобы вырастить хороший урожай лепили игрушку – барышню со снопами пшеницы. В юбку барышне помещали сухие горошины или глиняные шарики. После обжига игрушка превращалась в грематушку (погремушку). Даже свистульки – гудухи и сопелки – лепили не только ребятам на забаву. Верили наши предки, что своим свистом отгоняют игрушки от дома нечистую силу. Даже когда игрушка разбивалась - ее не выбрасывали, а мелко толкли и рассыпали вокруг избы. Есть у хлудневских мастеров и особенная игрушка – чудо дерево с фигурками животных, диковинных птиц и цветов. Верили люди, что оно может творить чудеса – вызвать дождь или солнце, уберечь от болезней, послать хороший урожай.

Давайте поблагодарим экскурсовода за интересный рассказ.

Ребята, хотите отправиться в гости к хлудневским мастерицам и узнать их секреты? Давайте отправимся с вами в деревню Хлуднево.

Рассказ воспитателя и беседа с детьми по презентации. Звучит народная музыка.

На родимой стороне, на калужской на земле,

Не велико, не мало, стоит Хлуднево – село.

А в селе с древней поры жили - были гончары

И лепили мастера, старые и детвора,

Крынки, плошки и горшки

Да свистульки – петушки.

За работою в светлице собирались мастерицы

Мамы, бабушки и дочки в сарафанах и платочках,

И лепили всем игрушки – солопелки, грематушки.

Как вы думаете, из чего лепят народную игрушку? (Из глины)

А откуда ее берут? (Глину добывают из- под земли)

Ребята, в деревне Хлуднево очень много глины. На окраине деревни, у речки гончары копали специальные ямы и со дна доставали глину. Глина была сине - серого цвета, называли ее «синика». Набирали мастера глины в яме и сразу принимались лепить? Нет, сначала глину хорошенько рубили лопатой, заливали водой и оставляли на несколько дней. Потом месили, мяли, выбирали из нее все камушки, веточки, корни растений. А зачем глину месили руками? (чтобы выбрать из нее все до одного камушки, если этого не сделать - посуда или игрушка рассыплется). Вязкая, мягкая как тесто глина хорошо лепится. В умелых руках мастерицы кусок глины превращается в игрушку. Как вы думаете, готова игрушка, можно в нее играть? Нет, игрушку сначала надо высушить на воздухе. А потом игрушка отправляется на несколько часов в специальную печь – горн для обжига. После обжига игрушки и посуда станут крепкими, звонкими, не будут размокать от воды. Вот посмотрите, как горячо в печи, все игрушки раскалились. Пока наши игрушки обжигаются, мы с вами поиграем.

ФИЗМИНУТКА.

Чечары, чечары, собирайтесь гончары

Хватить охать и зевать – надо глины накопать!

Мы копали, так копали – чуть лопаты не сломали,

Под землею глины – слой на три аршина.

Глину месим, глину мнем,

А теперь лепить начнем,

Вот вам и игрушка – кукла грематушка.

Пока мы играли, наши игрушки обожглись. Они уже остыли. Посмотрите внимательно, что с ними произошло? (Игрушки поменяли цвет – стали белые). Да, действительно, после обжига глина поменяла цвет и стала бело – розовой. Это еще один секрет хлудневских мастеров. Что теперь нужно сделать с игрушками? Правильно, расписать. Какого цвета краски использовали мастерицы? Обратите внимание, что расписывали не всю игрушку, а только части – гребешки, воротничок у петушка, лапки и хвост у медведицы, перышки и хвостик у птиц. Игрушки получались яркими, нарядными, затейливыми.

Дети рассматривают фотографии игрушек.

Воспитатель:

Стоит козушка – как молодушка,

С нею козлята, малые ребята.

Вот барашек свисток

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Яша дружок дует в рожок

Сидит на спинке у свинки.

Я куплю себе свистульку – буду трели выводить

Мастерицу из Хлуднево никогда мне не забыть!

А это что за необычная игрушка? Правильно, это чудо - дерево. Почему его так назвали? (Люди верили, что оно может творить чудеса – защитить их от невзгод, болезней, помочь вырастить хороший урожай и пр.). Давайте слепим такое чудо дерево для нашей группы. Посмотрите, ствол нашего дерева и затейливые веточки уже готовы. А вот гнезда – пустые. Кто должен в них сидеть? (диковинные птицы). Давайте слепим птиц и украсим ими наше чудо – дерево. Проходите скорее в нашу гончарную мастерскую.

Дети проходят в мастерскую (зону для лепки, надевают фартуки, лепят из глины птичек, наносят узоры стекой. Вылепленных птиц усаживают в гнезда.

Воспитатель:

Мы не ели, мы не пили,

Чудо – дерево лепили,

Символ мира и добра

Полюбуйся, детвора!

Ну что, ребята, понравилось вам в гостях у хлудневских мастеров? Что вам понравилось и запомнилось? С какой игрушкой вы сегодня познакомились? Смотрите, ребята, наше чудо дерево уже совершает чудеса – приготовило для вас гостинцы. Давайте попрощаемся с хлудевскими мастерами и вернемся в детский сад.

Прикреплённые файлы:

hludnevo_df0mp.ppt | 4839,5 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в профессии» Образовательная область: ФЦКМ (формирование целостной картины мира). Программные задачи: 1. Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий.

Конспект занятия «Путешествие с капелькой» Задачи. Дать детям представление о воде, познакомить с ее свойствами; расширить представление о необходимости воды, о ее значении для всех.

Конспект занятия «Путешествие в осенний лес» «Путешествие в осенний лес.» Воспитатель: Бондаренко О. А. МДОУД/СКВ № 1 Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в осенний.

Конспект занятия «Путешествие по сказкам» Тема: «Путешествие по сказкам» Цель: прививать любовь к книгам. Задачи: 1. Учить детей слушать стихи, сказки и уметь их пересказывать. 2.

Конспект занятия «Путешествие в лес» Тема НОД : «Путешествие в лес» (в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО) Цель: «Формирование представления о лесе». Задачи: 1. Уточнить.

Конспект занятия «Весёлое путешествие» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию /аппликации/ в подготовительной логопедической.

НОД в старшей группе «Путешествие к мастерам Хохломы». Лексическая тема «Посуда» Задачи: - познакомить детей с особенностями изготовления хохломской посуды, историей возникновения этого промысла; - развивать интерес.

Конспект занятия «Путешествие на поезде в лес» Тема: «Путешествие на поезде в лес». Цель: развитие творческого воображения на основе различных видов деятельности. Задачи: Речевое развитие:.

Конспект занятия «Путешествие в математику» Конспект интегрируемой НОД Программа «От рождения до Школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой старшая группа Педагог:.

Конспект занятия «Путешествие на остров» (сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Автор публикации:
Конспект занятия. Путешествие к хлудневским мастерам.
Опубликовано: 12 октября 2015 в 22:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия. Путешествие к хлудневским мастерам.» (включая файлы) размещена пользователем Марина Салтанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД