Получи документы

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие по лесным тропинкам»

Виктория Булдык
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие по лесным тропинкам»

Тема: Путешествие по лесным тропинкам

Задачи:

1. Закреплять представления о лесе, его пользе для человека, о правилах поведения в лесу; развивать познавательный интерес к миру природы; развивать операции мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, внимание;

2. Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Материалы и оборудование:

Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Путешествие по лесным тропинкам“» размещена в разделах

Аудиозапись «Звуки леса», пиктограммы «Для чего нам нужен лес?», искусственные ели, два комплекта предметных картинок с изображением деревьев, конверты с заданиями, сюжетные картинки с изображением правил поведения в лесу, индивидуальные карточки с заданиями «С какого дерева листок?», простые карандаши по количеству детей, разрезные картинки «Цветы», карточки с изображением диких и домашних птиц, сюжетные картинки с изображением леса и дома, магнитная доска, магниты, три корзины с цветовой маркировкой, мусор, видеоролик «Правила поведения в лесу», значки «Юный эколог» по количеству детей.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Эмоциональный настрой «Круг радости»

- Ребята, давайте успокоимся, настроимся хорошо заниматься. Все готовы?

- Тогда давайте встанем в круг радости и поприветствуем друг друга добрыми улыбками.

Здравствуй, солнце золотое, (Поднимаем руки вверх)

Здравствуй, небо голубое, (Руки разводим в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок, (Машем руками)

Здравствуй, маленький дубок! (Показываем, что он мал)

Мы живём в родном краю. (Прижимаем ладони к груди)

Всех я здесь приветствую. (Машем рукой)

- Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения, ведь нас ожидает много интересных заданий и новых открытий.

2. Психогимнастика «Звуки леса»

- Сядьте удобно, руки положите на колени, глаза закройте. (включается аудиозапись «Звуки леса»)

- Ребята, где мы с вами можем услышать такие звуки? (в лесу)

- Представьте себе, что вы в лесу. Лес полон разных звуков. Слышите их? Какие звуки вы слышите? (ответы детей)

- Вот подул легкий ветерок, и листочки на деревьях сразу легонько зашумели. Ветер подул еще сильнее – весь лес вокруг зашумел. Ветер разогнал все тучки, выглянуло солнышко. Поднимите лицо к солнышку, улыбнитесь ему. Вам легко, хорошо и приятно. А теперь откройте глазки, посмотрите друг на дружку, улыбнитесь, поделитесь своим хорошим настроением.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия «Прогулка по лесным тропинкам»

- Ребята, а вы хотели бы побывать в лесу? Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по лесным тропинкам.

2. Беседа «Для чего нам нужен лес?»

- Я очень люблю бывать в лесу. В нем столько всего интересного и полезного! А какая там красота! И воздух такой чистый-чистый! А вы любите лес?

- Лес – это наше богатство.

Для чего мы с лесом дружим

И зачем он людям нужен?

- Ребята, а вы знаете, для чего нам нужен лес? (ответы детей)

1) «Место отдыха». - Лес - это место отдыха человека. (показ пиктограммы «Место отдыха»)

2) «Столовая». - В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы. (показ пиктограммы «Столовая»)

3) «Аптека». - В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. (показ пиктограммы «Аптека»)

4) «Дом». - Из дерева люди строят дома. (показ пиктограммы «Дом») И многие вещи в доме тоже из дерева. Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (называют) А как лес может обогреть человека? Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.

3. Сюрпризный момент «Отправление в лес»

- Ребята, нам пора отправляться в наше путешествие. Закройте глаза. Я произнесу волшебные слова и перенесу вас в этот волшебный уголок природы.

(Учащиеся закрывают глаза, педагог включает аудиозапись «Звуки леса», читает стихотворение и одновременно выставляет на ковер несколько искусственных елей).

В волшебный лес попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай взмах

Теперь в ладоши хлопни так:

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден нам мосток,

Над ним синеют небеса,

Откройте поскорей глаза!

- Вот мы и попали в волшебный лес.

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты, о чем шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, – мы свои! (Погореловский Сергей)

4. Беседа «Деревья леса»

- Лес, в который мы попали, необычный, волшебный. Посмотрите внимательно вокруг. Видите, сколько деревьев спряталось? (обращает внимание детей на картинки с изображением деревьев, развешенные по периметру класса)

- А вы знаете, как они называются? Давайте вместе вспомним. (педагог демонстрирует второй комплект карточек с изображением деревьев, беседует с детьми о внешнем виде и названиях деревьев)

- Ребята, так как наш лес необычный, волшебный, каждое дерево приготовило для нас свое задание, выполнив которое нам откроется одно из правил поведения в лесу. Мы с вами узнаем, что можно делать, находясь в лесу, а что делать строго запрещается.

5. Упражнение «С какого дерева листок?»

- Первое задание для нас приготовил дуб. Найдите в классе картинку с изображением дуба. (ищут) Принесите ее мне вместе с конвертом. (выполняют)

- В конверте находится задание «С какого дерева листок?» Для выполнения этого задания нам нужно подготовить пальчики.

5.1 Пальчиковая гимнастика «На что похожи листья?»

Дубовый листок в завитушках (рисуют пальчиком завитушки)

Немного похож на барашка. (шагают пальчиками по столу)

Осиновый лист – будто шарик (сжимают ладони в кулаки)

Или с хвостом черепашка. (двигают кулак по столу)

Лист липовый словно сердечко. (показывают пальцами сердечко)

Кленовый похож на ладошку. (показывают раскрытые ладошки)

Каштановый лист, словно веер, (растопыривают пальцы на руках)

Сейчас помашу им немножко. (машут ладонями)

(Далее учащимся раздаются индивидуальные карточки с изображением различных деревьев и их листочков, простые карандаши)

- Посмотрите, деревья потеряли свои листочки. Давайте поможем им их найти. Возьмите карандаши и соедините линией дерево и его листок (выполняют)

- Молодцы! Вы справились с первым заданием и за это дуб познакомит вас с первым правилом поведения в лесу: «Не ломай деревья» (на доску вывешивается картинка с изображением этого правила)

6. Дидактическая игра «Разрезные картинки: цветы»

- Второе задание для нас приготовил клен. (дети ищут карточку с изображением клена, педагог зачитывает задание)

- Клен очень любит лесные цветы и придумал для вас такое задание: «Собери цветок из частей». Справитесь с таким заданием? (раздаются разрезные картинки «Цветы» с различной конфигурацией разрезов и количеством составных частей с учетом индивидуальных возможностей учащихся)

- Давайте соберем из частей целую картинку и узнаем, какие цветы растут в лесу и так нравятся клену. (дети выполняют задание)

- Отлично! Сейчас клен откроет вам второе правило поведения в лесу: «Не рви и не топчи цветы». Пусть красивые растения останутся в природе. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого растения могут погибнуть. (на доску вывешивается картинка с изображением этого правила)

7. Упражнение «Загадки о диких животных»

- Третье задание для нас приготовила береза. (дети ищут карточку с изображением березы, педагог зачитывает задание)

- Береза очень любит загадывать загадки, особенно про животных, которых она видит в лесу каждый день. Попробуем их отгадать? (педагог загадывает загадки, учащиеся их отгадывают и находят правильный ответ на предметных картинках)

1. Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(Медведь)

2. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Ёж)

3. Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк?

(Белка)

4. За горами, за полями,

За дремучими лесами

Хищник-ворище

Ночами рыщет,

Добычу ищет,

Зубами — щелк.

Кто это?

(Волк)

5. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

6. Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

7. Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

(Лиса)

8. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга.

(Олень)

- Молодцы! И мы с вами узнали третье правило поведения в лесу: «Не шуми». Лес – это дом для множества зверей, птиц, насекомых. Своим шумом вы можете их напугать. (на доску вывешивается картинка с изображением этого правила)

8. Физкультминутка «Станем мы деревьями»

- А сейчас давайте немножко отдохнем. Встаньте возле своих столов и повторяйте за мной движения.

Станем мы деревьями сильными, большими. (Руки в стороны, согнуть)

Ноги – это корни, их поставим шире. (Ноги на ширине плеч)

Чтоб держали дерево, падать не давали. (Ставят один кулак на другой)

Из глубин подземных воду доставали. (Складывают ладони чашечкой)

Наше тело – ствол могучий, (Проводят ладонями вдоль тела вниз)

Он чуть-чуть качается. (Покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой острой (Складывают ладони шалашиком)

В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой)

Наши руки – ветки, крону образуют. (Поднимают руки, разводят пальцы)

Вместе им не страшно, если ветры дуют. (Качают головой и руками)

9. Дидактическая игра «Дикие и домашние птицы»

- Четвертое задание для нас приготовила ель. (дети ищут карточку с изображением ели, педагог зачитывает задание)

- Ель больше всего на свете любит слушать пение птиц, которые садятся к ней на ветки. Она хочет проверить, знаете ли вы, для каких птиц лес – любимый дом, в котором они строят гнезда и выводят своих птенцов, а какие птицы в лесу не живут. (на доску вывешиваются карточки с изображением леса и деревенского дома со двором)

- Посмотрите внимательно на доску. Под карточкой с изображением леса мы будем крепить карточки с изображением диких птиц, для которых лес является домом. Под карточкой с изображением дома мы будем крепить карточки с изображением домашних птиц, которые в лесу не живут. Всем понятно задание? Тогда, Саша, тяни первую карточку. (вытягивает) Как называется птица, которая на ней изображена? (сова) Где живет сова? (в лесу) Значит это какая птица: дикая или домашняя? (дикая)

(Аналогично распределяют в две группы остальные карточки с изображением диких и домашних птиц).

- Вы замечательно справились с заданием! И нам открывается четвертое правило поведения в лесу: «Не разоряй птичьи гнезда». (на доску вывешивается картинка с изображением этого правила) Не подходи близко к гнездам. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут покинуть гнездо.

10. Чтение экологической сказки «Три медведя»

- Пятое задание для нас приготовила рябина. (дети ищут карточку с изображением рябины, педагог зачитывает задание)

- Рябина хочет рассказать вам одну поучительную сказку. Послушайте ее.

Три медведя

«В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.

Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.

И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.

И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.

Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!» (беседа по содержанию сказки)

- Рябина хочет нам рассказать о пятом правиле поведения в лесу: «Не мусори». (на доску вывешивается картинка с изображением этого правила)

11. Игровое упражнение «Сортировщики мусора»

- Шестое задание для нас приготовила сосна. (дети ищут карточку с изображением сосны, педагог зачитывает задание)

- Ребята, мы с вами уже узнали, что мусорить в лесу ни в коем случае нельзя. Сосна просит вас помочь нашему волшебному лесу, расчистить его от мусора. Поможем? (педагог высыпает на ковре возле искусственных елок различный мусор)

- Но помните: мусор нужно собирать каждый в свою корзину по видам: стекло, пластик, бумага. (рассматривают корзины с цветовой маркировкой)

- В корзину с зеленым обозначением мы будем собирать все, что сделано из стекла. В корзину с синим обозначением соберем всю бумагу. А в корзину с оранжевым обозначением – все, что сделано из пластика. (дети выполняют задание)

- Молодцы! Вы отлично справились! И нам открывается последнее правило поведения в лесу: «Не разжигай костров». (на доску вывешивается картинка с изображением этого правила) От огня погибнут и задохнутся многие животные, птицы, растения.

12. Просмотр видеоролика «Правила поведения в лесу»

- Ребята, наше путешествие по лесным тропинкам подошло к концу. Вы очень постарались, выполнили все задания, узнали много правил поведения в лесу. Но это далеко не все правила, которые мы с вами должны соблюдать, находясь в лесу. Чтобы их узнать, я предлагаю вам посмотреть небольшой обучающий мультфильм. (просмотр и обсуждение)

III. Заключительная часть

1. Подведение итогов. Игра «Правильно-неправильно»

- Ребята, вы хорошо запомнили, чего нельзя делать в лесу? Давайте еще раз повторим эти правила, поиграем в игру «Правильно-неправильно». Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильно это или неправильно.

1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.

Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,

Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.

2. Рефлексия

- Ребята, вы все молодцы! Все очень старались, отлично справились с заданиями. Теперь вы знаете еще больше о нашей любимой природе, будете ее любить и оберегать, ведь правда?

- Вы стали самыми настоящими юными экологами и получаете вот такие заслуженные значки. (ребятам на грудь крепятся значки «Юный эколог»)

Публикации по теме:

Конспект ОД по экологическому воспитанию в средней группе «Зимнее путешествие к Винни-Пуху и Пятачку»Конспект ОД по экологическому воспитанию в средней группе «Зимнее путешествие к Винни-Пуху и Пятачку» ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К «ВИННИ-ПУХУ И ПЯТАЧКУ» Цель: закрепить знания детей о том, как зимует медведь; повторить свойства снега (белый, лёгкий,.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по математическим тропинкам» Цели: - закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный); - сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством.

Конспект занятия по экологическому воспитанию для младшего дошкольного возраста «Медовое путешествие» Цель: Уточнение представления детей о мёде, его полезных свойствах, ознакомление детей с некоторыми медоносными растениями,воспитание любви.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «На бабушкином дворе» Цель:создание социальной ситуации развития детей в процессе беседы о домашних животных. Задачи: дать первоначальные представления об их.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Наш дом — природа» ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Занятие по экологическому воспитанию Тема: «Наш дом – природа» Воспитатель: Саакян К.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в наш лес»Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в наш лес» Цель: закрепление знаний о лесе и его значении в природе. Задачи: - формировать бережное и гуманное отношение к живой природе леса и его.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в страну Осень» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе путешествия по стране Осени. Задачи: помочь увидеть многоцветие осени; учить.

Квест-игра по экологии в разновозрастной группе «По лесным тропинкам»Квест-игра по экологии в разновозрастной группе «По лесным тропинкам» Цель: создание игровой ситуации для обогащения представлений о диких животных,о месте проживания, развития познавательных интересов Задачи:.

Развлечение по экологии в старшей группе «По лесным тропинкам»Развлечение по экологии в старшей группе «По лесным тропинкам» Задачи данного развлечения: -повторить правила поведения в лесу, -развивать чувство ответственности за природу, чувство дружбы и взаимопомощь,.

Презентация «Путешествие по зимним, лесным тропинкам» Непосредственно образовательная деятельность Тема: «Путешествие по зимним, лесным тропинкам» Разработала и реализовала: Воспитатель первой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие по лесным тропинкам»
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 00:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие по лесным тропинкам»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Булдык на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД