МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Зима» в подготовительной группе

Анастасия Цедрикова
Конспект занятия по развитию речи «Зима» в подготовительной группе

Конспект по развитию речи «Зима» подготовительная группа.

Цель: Расширение знаний о зимних явлениях и систематизация знаний детей об изменениях в природе зимой.

Задачи:

1. Образовательная: Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы. Учить использовать полученные знания в играх. Обобщить и систематизировать знания о зиме. Активизировать словарь по теме «Зима». Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зима“ в подготовительной группе» размещена в разделах

2. Развивающая : Развитие творческого воображения, фантазии, мышления, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы. Развивать умение детей составлять рассказ по картине – матрице с картинками, сочетая их по смыслу. Способствовать умение отбирать для рассказа из личного опыта самое интересное и существенное. Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью картины - матрицы. Продолжать учить детей составлять текст.

3. Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Воспитывать любовь к родной природе, милосердное отношение к животным и птицам.

Планируемые результаты: Положительный настрой на предстоящую работу, активизировать детей выражать свои мысли посредством речи.

Интеграция областей

Приоритетная область: речевое развитие.

В интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа

Наблюдение на прогулке за изменениями в зимней природе, ее явлениями (гололед, иней, снег); загадывание и отгадывание загадок о зиме; рассматривание картин на тему «Зима», тематическая выставка книг. Беседа о жизни животных и птиц в зимнее время.

Методы и приемы

Практические: физкультминутка «Я мороза не боюсь!»; дидактические игры: «Доскажи словечко», артикуляционная гимнастика «Звуки зимы».

Наглядные: презентация «Зима в картинах художников».

Словесные: загадки, вопросы-ответы, ситуативный разговор, беседа – рассуждение, объяснение воспитателя, составление предложений.

Материал и оборудование

Демонстрационный: конверт, рисунки на липучках для создания картины-матрицы, баннер (если есть возможность, можно использовать интерактивную доску вместо баннера и рисунков на липучках).

Содержание занятия :

I. Организационный этап. Создание положительной атмосферы.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас на нашем занятии.

Я думаю, вы тоже очень рады. Давайте, поприветствуем друг друга! (встаем в круг)

Здравствуй, правая рука, (берем соседа справа за руку)

Здравствуй, левая рука, (берем за руку соседа слева)

Здравствуй, друг, здравствуй, друг, (поворотом головы приветствуем соседа справа и слева)

Здравствуй, весь наш дружный круг! (взявшись за руки, идем внутрь круга)

Хорошо, когда мы вместе! (обратно становимся в хоровод)

Все на месте? Все ли здесь?

Повернулись, оглянулись (поворотом головы приветствуем соседа справа и слева)

И друг другу улыбнулись!

Воспитатель: Хорошо! Надеюсь, мы с вами очень плодотворно поработаем! Садитесь на свои места.

У нас сегодня необычное занятие. Я получила письмо от неизвестного зверька. Давайте, послушаем письмо, может, вы догадаетесь, кто это пишет?

«Я совсем недавно родился и не могу понять, что происходит с природой, почему вокруг всё стало белым? Мне всё труднее прятаться от опасностей, которые меня поджидают. Я всего боюсь. Помогите мне разобраться!»

Воспитатель: Он очень боится, поэтому пишет загадками. Давайте, послушаем загадку,

я думаю, она нам поможет узнать автора письма.

Летом шубу серую, а зимою – белую.

Носит попрыгайчик, боязливый.

Дети: зайчик.

Игровая мотивация.

Воспитатель: Да! Ребята, он просит нас о помощи. Поможем зайчику?

Дети: ответы детей.

Введение в тему.

Воспитатель: А поможем мы ему, если расскажем, что это за время года такое загадочное, белое и холодное.

Дел у неё немало.

Белым одеялом,

Всю землю укрывает.

В лёд реки убирает.

Белит леса, поля, дома.

А зовут её ….

Дети: Зима

Воспитатель: Правильно. Значит, о чем мы с вами будем говорить, какова тема нашего занятия?

Дети: ответы детей. Зима.

Воспитатель: Правильно! Мы вспомним все приметы зимы, будем разгадывать загадки, играть в игры, составлять рассказ по картине о зиме. И объясним зайчику, что такое зима, что времен года у нас много и идут они друг за другом.

Воспитатель: Как вы думаете, почему нашему зайчику стало труднее прятаться от опасности?

Дети: Не успел сменить серую одёжку на теплую, пушистую белую шубу.

Воспитатель: Да, это закон природы. Зайчик летом серый, а зимой ….?

Дети: белый.

Воспитатель: А как называется первый месяц зимы? А какие ещё месяцы есть? А какие времена года у нас ещё есть? До зимы какое время года было? А какое время года будет после зимы?

Дети: отвечают на вопросы.

II. Основной этап.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами будем составлять рассказ по картине «Зима», которую написал художник Морозко. Ой! Пока я несла эту картину, она рассыпалась на части. Остались на картине только пригорки и голые деревья. Ребята, попробуем восстановить картину?

Составление картины. (Технология наглядного моделирования).

А создавать картину нам помогут загадки, вопросы. (Воспитатель задаёт наводящие вопросы, загадывает загадки и прикрепляет на баннер рисунки – отгадки, чтобы получилась тематическая картина)

Актуализация знаний.

Воспитатель: Итак, первая загадка: «Светит ярко, греет жарко».

Дети: солнце.

Воспитатель: А как зимой солнце светит, а зимой оно жарко греет?

Дети: Нет, оно светит ярко, но не греет. (Воспитатель прикрепляет на баннер рисунок солнца)

Воспитатель: Да, оно находится очень низко, поэтому не греет. Послушайте следующую загадку.

Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится…

Дети: снег.

Воспитатель: Молодцы, какие вы догадливые! Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко» со словом снег.

Лексическая игра.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки – серебристые. (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в.. (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил … (снег)

Игра с комочком снега. «Эй дружочек, кати по снегу свой комочек»

Воспитатель: Передавая комочек снега, назовите признаки снега, он какой?

Дети: Белый, холодный, пушистый, липкий, кружевной, блестящий, искрящийся, алмазный и т д;

Воспитатель: Сколько прилагательных вы подобрали, молодцы! Снег, действительно, зимой белый, поэтому на картине – матрице мы можем снегом укутать голые деревья. (Воспитатель на деревья прикрепляет вату или другой подходящий материал, можно рисунок снеговой шапки).

Воспитатель: И ещё одна загадка, связанная со снегом.

Что за нелепый человек -

Пробрался в 21 век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла

Дети: Снеговик.

Воспитатель: Верно. А это живое существо?

Дети: Нет, оно не живое, его дети лепят из снега. (Воспитатель также прикрепляет рисунок снеговика и рисунок детей, которые лепят снеговика на баннер)

Воспитатель: Зима - веселое время для забав. Давайте, вспомним, чем ещё мы можем заниматься зимой?

Дети: Кататься на санках, на коньках, на лыжах. (Воспитатель прикрепляет рисунки с изображением детей)

Воспитатель: А как животным живется зимой? Что делает ёж, медведь?

Дети: Ответы детей о жизни животных зимой. Медведь спит в своей берлоге. Ёж тоже впадает в спячку. (Прикрепляем медведя и ёжика, которые спят в своем жилище).

Воспитатель: А как птицы переносят зиму? Могут ли найти себе корм? Как можно им помочь?

Дети: Ответы детей о жизни птиц в зимнее время. Можно повесить кормушки и подкармливать птиц. (Прикрепляем рисунок кормушки на дерево).

Воспитатель: Зима – это самое холодное время года. Как мы должны одеваться, чтобы не замерзнуть?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, чтобы не замерзнуть и не заболеть, нужно одеваться по погоде и больше двигаться.

Физкультминутка «Я мороза не боюсь» :

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Приседаем и встаем)

Тронет руку, тронет нос (вытягиваем руки вперед, потом касаемся носа)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, славно отдохнули! Мальчики и девочки, мне кажется, что в этой картине чего-то не хватает? Слушаем загадку:

Не паровоз, не пароход,

А из трубы идёт дымок,

Из бруса деревянный,

Уютный, тёплый, славный!

Дети: Ответы детей. Домик. (Воспитатель прикрепляет на баннер дом).

Воспитатель: А какой самый любимый праздник приходит к нам зимой? А кто раздает подарки детям?

Дети: Ответы детей о Дед Морозе и Новом годе. (Прикрепляем новогодние атрибуты).

Воспитатель: Посмотрите, какая славная картина у нас получилась!

Но зиму можно не только увидеть, но и услышать.

Фонетическая игра.

Воспитатель: Ребята, а какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?

Кто знает, как завывает вьюга? (-у-у-у)

А как дворник метет снег? (-ш-ш-ш)

А какой звук издают скользящие по лыжне лыжи(-с-с-с)

Дети стоя упражняются в произношении звуков. (повторяют движение вьюги, дворника, лыжника)

Воспитатель: Молодцы, какие вы внимательные!

III. Составление краткого рассказа о зиме по картине – матрице.

А сейчас мы с вами расскажем о зиме, опираясь на нашу картину - матрицу.

Послушайте, какой рассказ по картине составила я.

Зима.

Наступила зима. Солнце светит, но не греет.

Падает белый пушистый снег. Снег лежит на домах, на дорогах, на земле.

Зимой бывают сильные морозы. Деревья стоят без листьев, но покрыты изморозью, пушистым снегом. Сосны и ели остались зелеными, но тоже надели снеговые шапки.

Реки покрыты толстым искристым льдом. На них дети катаются на коньках.

В лесу в тёплой берлоге спит медведь. Для птичек в зимнее время люди готовят кормушки и подкармливают их, чтобы они не погибли.

Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть на улице.

Люди надели теплую зимнюю одежду и обувь. Несмотря на стужу дети с удовольствием катаются на коньках, лыжах, санках, играют в снежки, лепят снеговиков Хорошо зимой!

В декабре наряжают ёлки и встречают самый замечательный праздник - Новый год!

Воспитатель: А теперь вы, ребята, составьте небольшой рассказ о зиме по этой картине, ведь мы договорились, что вы расскажите зайчику о зиме.

Дети: Рассказы (2-3) детей по картине - матрице.

Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: О чём мы сегодня говорили? Что вы дома расскажете своим родителям? Какая игра вам сегодня запомнилась?

Дети: Говорили о зиме. Отгадывали загадки, составляли рассказы о зиме для зайчика по картине – матрице, играли.

Воспитатель: Что интересного вы сегодня узнали? Какие изменения происходят в природе?

Дети: Падает снег, на улице морозно, воют метели, снежные вьюги, деревья в инее, бывает и оттепель, погода меняется, одеваем тёплую одежду, играем в снежки, снегири прилетели из леса, подкармливаем птиц, медведи спят в берлогах, звери поменяли шубки, лиственные деревья стоят голые.

Воспитатель: Зима – это прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество поэтов, художников, композиторов, они передают настроение зимы в музыке, стихах, в красках. На следующем занятии мы обязательно поговорим о творчестве поэтов, художников и композиторов по нашей теме и напишем письмо нашему зайчику.

Воспитатель: Вы сегодня очень порадовали меня. А каково ваше настроение? У вас на столах смайлики без ротика, дорисуйте ему улыбающийся ротик, если у вас отличное настроение, прямой ротик, если не очень, а если вовсе нет настроения, то ротик с опущенными вниз уголками.

Публикации по теме:

Конспект ООД «Зима» по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для развития связной речи детей Задачи: ОО «Речевое развитие» - активизировать словарь детей по теме: «Зима»; - способствовать.

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентациейКонспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентацией Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима». Образовательные области: • Речевое развитие; • Познавательное развитие; • Социально.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Страну Красивой Речи» в подготовительной группе Конспект занятия  по развитию речи. Тема: «Путешествие в Страну  Красивой Речи». В подготовительной группе. Цель: Обогащение словарного.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Правильной речи" Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима — волшебница» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима - волшебница». Цель: Формирование навыков связной.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание картины «Зима» и беседа по ней» Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание картины «Зима» и беседа по ней»Цель: развитие речи дошкольников. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Зима» в подготовительной группе
Опубликовано: 22 января 2024 в 22:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Зима» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Цедрикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД