МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп»

Хамидулина Гульнара
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп»

Цель: Выяснение у детей, какие литературные произведения они помнят.

Задачи: Закрепить знание сказок; Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление; Воспитывать умение слушать своего товарища. Активизировать речь по теме.

Под платком лежит волшебный предмет. Ребята,вы хотите узнать что там?

Тогда вам нужно отгадать загадку.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Литературный калейдоскоп“» размещена в разделах

Правильно, книга. Ребята где можно читать книги, как называется здание, где люди могут бесплатно взять книгу домой, почитать и вернуть. (библиотека)

Книга – учитель.

Книга – наставник.

Книга – надежный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

В библиотеке много книг, сейчас мы постараемся вспомнить какими бывают книги. Что мы можем прочитать в книгах (сказки, рассказы, стихотворения, загадки). Человека, который читает книги можно назвать читатель.

Ребята почему вам нравятся сказки? (происходит волшебство, добро побеждает зло Сказки бывают народные (когда сказки придумали люди) например "Курочка Ряба", "Теремок" и ещё много других. А бывают авторские, это когда сказку написал автор. Например "Дюймовочка" (Г. Х. Адерсен)

Ребята, посмотрите, вот волшебная книга. В ней много иллюстраций. Давайте попробуем по картинке и отрывку из произведения назвать сказку или рассказ.

1."Приключения Буратино"А. Н. Толстой "Лиса села на хвост, облизнулась:

— Я тебе сейчас объясню. В Стране Дураков есть волшебное поле, — называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты. Понятно?"

2." По щучьему велению" русская народная сказка" Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:"

3. русская народная сказка "Царевна лягушка" "Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит"

4". Раз вечером, когда солнышко еще так славно сияло на небе, из-за кустов поднялась целая стая чудных больших птиц; утенок сроду не видал таких красавцев: все они были белы как снег, с длинными, гибкими шеями! То были лебеди" Г. Х. Андерсен

5." Крошечка-Хаврошечка" " А были у хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка;" Русская народная сказка.

6."Как я ловил человечков" "Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал". Б. Житков

Ребята, молодцы, смогли узнать произведения. Кто же скажет, произведение "Как я ловил человечков" это сказка? (нет) рассказ. Почему, как вы думаете? (ответы детей, или помощь воспитателя)

Физ минутка

Многие писатели и поэты пишут сказки в стихах. А что такое стихотворение? Кто знает? Стихотворение – небольшой рассказ, который написан в рифму.

Вы уже слышали сказку о добром докторе Айболите, но не все, наверное, знают, что написал её очень хороший детский писатель К. И. Чуковский.

А теперь давайте поиграем. Я буду читать небольшие отрывки из сказок, а вы будете говорить название сказки и кто её написал.

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:

«Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты

Расфуфырили хвосты,

Побежали во всю прыть.

Чтоб посуду воротить: (Чуковский)

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом (А. С. Пушкин)

Уважали дядю Степу

За такую высоту.

Шел с работы дядя Степа —

Видно было за версту.

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги (С. Михалков.)

Это мы с вами говорили о жанре авторских сказок, написанных в стихах.

Ребята, вы все любите играть?

Прежде, чем начать игру нам нужно выбрать водящего. А как это сделать? Правильно, нам надо произнести считалку, то есть, посчитаться. Считалка является одним из жанров устного творчества народа. Считалка помогает распределять роли в играх. Расскажите мне считалку. (Ответы детей)

Пословицы и поговорки несут в себе накопленный поколениями опыт, а также украшают нашу речь и делают её более выразительной. Вспомним пословицы!

А есть ещё один литературный жанр – загадки. Загадка – краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки. Все ребята любят загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать загадки. Загадываю загадки, а дети отгадывают.

Молодцы ребята, справились. А сейчас поиграем в игру "Доскажи словечко"

Гуси- (лебеди, Лисичка- (сестричка, Лягушка- (квакушка,

Братец- (Иванушка, Жар -(птица,Кощей- (Бессмертный)

Ребята, ещё интересное задание. Назовите пожалуйста волшебные предметы из сказок.

Кто же назовёт волшебный транспорт из сказок, на котором передвигаются герои?

У нас сегодня с вами получился целый литературный калейдоскоп. Как узоры сменяются в калейдоскопе, так литературные жанры сменялись один за другим на нашем занятии. Какие литературные жанры мы сегодня вспоминали? (ответы детей (Сказки, загадки, считалки, пословицы, стихотворение, рассказы)

А теперь, ребята, наше путешествие по литературным жанрам закончилось. Мне было очень приятно с вами путешествовать. Я хочу, чтобы вы запомнили: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» В заключении прочитать стихотворение

Ю. Энтина «Слово про слово».

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают,что значит поэт.

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна – недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Конспект итогового занятия по развитию речи «Следопыты» в старшей группе Программное содержание: Образовательные: - расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений; - продолжать учить разгадывать.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп» Цель: закрепление у детей знание сказок. Образовательные задачи:.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень наступила» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила» (с применением.

Конспект занятия по развитию речи «Лето наступило» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лето наступило!» Подготовила воспитатель Самарина Е. И. Программное содержание: Формирование.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год» Тема: «Новый год» в старшей группе. Задачи: продолжать знакомить с традициями праздника Новый год; учить описывать картинку, фантазировать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп»
Опубликовано: 5 июля 2023 в 10:11
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп»» (включая файлы) размещена пользователем Хамидулина Гульнара в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД