МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Домашние животные»

Ольга Михайловна Cерко
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Домашние животные»

Конспект занятия для старших дошкольников с ОНР.

«Домашние животные. Словообразование притяжательных прилагательных»

Выполнила воспитатель логопедической группы : Серко О. М.

Тип: занятие по применению новых знаний в условиях решения практических задач.

Вид: занятие по формированию лексико – грамматических средств языка.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе „Домашние животные“» размещена в разделах

Продолжительность: 25 минут.

Возраст: 6 лет.

Вид речевого нарушения: ОНР. III уровень речевого развития.

Тема. Домашние животные. Словообразование притяжательных прилагательных.

Цель: овладение безошибочным продуцированием притяжательных прилагательных единственного числа мужского и женского рода, множественного числа от существительных с учётом правил изменения звуковой структуры корня производного слова на лексической теме «Домашние животные».

Задачи.

Коррекционно – развивающие :

1. Формировать навык образования и употребления притяжательных прилагательных единственного числа мужского и женского рода, множественного числа с изменением звуковой структуры корня производного слова

(с чередованием [к - ч]) .

2. Закреплять навык образования и употребления притяжательных прилагательных единственного числа мужского и женского рода, множественного числа без изменения звуковой структуры корня производного слова.

3. Активизировать предметный словарь (части тела, детёныши, жилища домашних животных, глагольный словарь (способы приёма пищи, подачи голоса, ухода за домашними животными, словарь антонимов и синонимов.

4. Упражнять в практическом употреблении сложносочинённых и простых распространённых предложений, включающих притяжательные прилагательные.

5. Совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику; навыки конструктивного праксиса.

6. Развивать высшие психические функции: слуховое и зрительное внимание, словесно – логическое мышление.

Образовательные:

1. Совершенствовать навык толкования значений слов.

2. Закреплять пространственную ориентировку на плоскости.

3. Совершенствовать умение проходить лабиринт с опорой на схему пути.

Воспитательные:

1. Воспитывать навыки сотрудничества, способность к согласованному взаимодействию.

2. Воспитывать доброжелательность, любовь к животным.

Материально – техническое оснащение: телевизор, ноутбук, магнитофон.

Дидактический материал:

фронтальный: макеты - «Забор», «Деревенский двор»; мягкие игрушки (собака, корова, баран, кошка, кролик) ; игрушки – имитаторы (забор, кость, миска, молоко, морковь) ;

индивидуальный: сигналы (кошка, собака, кролик) ; «лабиринты», цветные карандаши (оранжевый и голубой, эмблемы деревни Простоквашино.

Организационная форма: путешествие в деревню Простоквашино.

ХОД СОВМЕСТНОЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Организационный этап

Восп. сообщает о том, что дядя Фёдор приглашает ребят в гости в деревню Простоквашино. Для того чтобы попасть в Простоквашино, дядя Фёдор предлагает детям отгадать загадки и узнать, с кем он живёт.

Голодная мычит,

Сытая - жуёт,

Всем ребятам молоко даёт. (корова)

Травку кушает он в поле

И гуляет на просторе.

Много у него кудряшек

Потому что он …. (барашек)

Предлагается назвать животных одним понятием.

II. Основной этап

1. Актуализация знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний

Игра «У забора»

Восп: просит детей рассмотреть домашних животных, стоящих около забора и ответить на вопросы:

Чья голова?

Чей нос?

Чьи копыта?

Воспитанники отвечают на вопросы, закрепляя навыки образования притяжательных прилагательных единственного числа мужского и женского рода, множественного числа без изменения звуковой структуры корня производного слова.

2. Формулирование цели занятия

Восп: сообщает, что сегодня детям предстоит научиться образовывать более сложные слова – признаки, отвечающие на вопросы «Чей? Чья? Чьи?» и предлагает определить, кто им в этом окажет помощь?

3. Формирование новых знаний

3.1 Игра «Чья тень»

Восп: рассказывает, что в Простоквашино пришло много писем. Почтальон Печкин растерялся, так как на конвертах вместо адреса – тени домашних животных. Педагог предлагает детям помочь Печкину определить по тени кому предназначено письмо, и ответить на вопрос «Чья тень?». Учитель – логопед даёт образец правильного ответа.

3.2 Игра «Чьи лапы? Чей хвост?»

Педагог рассказывает детям, что пёс Шарик увлекается фотоохотой и просит ребят дать толкование слову «фотоохота».

Восп: предлагает воспитанникам рассмотреть фотоколлекцию пса Шарика хвостов и лап разных домашних животных и ответить на вопросы: «Чьи лапы? Чей хвост?»

3.3 Игра «Скажи наоборот»

Педагог сообщает о том, что в Простоквашино можно увидеть разные хвосты и просит детей назвать хвост иначе, договорив предложения:

Слева хвост большой, а справа… .

Слева хвост длинный, а справа… .

Слева хвост густой, а справа….

4. Закрепление новых знаний в знакомой (типовой) ситуации

Игра «Художник»

Педагог рассказывает, что в Простоквашино побывало много известных художников. На одной из картин художник не успел дорисовать некоторые части домашним животным. Учитель – логопед предлагает закончить картину, дорисовав животным части и рассказать :

Чьи уши?

Чей хвост?

Чья лапа?

Дети рассматривают картину и дорисовывают части домашних животных на доске, отвечая на вопросы педагога.

Уши кроличьи.

Хвост собачий.

Лапа кошачья.

5. Динамическая пауза Сидя и стоя. В зависимости от двигательных возможностей два варианта и. п. :

Руки за головой, локти в стороны. Руки вверх.

У меня спина прямая,

я наклонов не боюсь.

Наклоняюсь, выпрямляюсь

И осанкой я горжусь!

Прямо голову держу

Никуда я не спешу

Раз два три четыре

Три четыре раз два

Ох, прямешенька спина(6-8

Игра «Помощники»

Педагог: рассказывает детям, что у дяди Фёдора по хозяйству много дел и предлагает ему помочь.

Корову подоить (с-с-с, (Движения кулаками вверх – вниз, то сжимая, то разжимая их.)

Собачку покормить.

Грызи, Шарик, косточку. (Щёлкание зубами, держа кулаки около рта.)

Кота Матроскина молочком напоить. Лакай, лакай, не проливай. (Выполнение языком лакательных движений, ладони у рта «чашечкой».)

С барана шерсть состричь: чик-чик-чик. (Сведение и разведение указательного и среднего пальца на одной руке.)

Коня запрягать, в путь дорогу отправлять.

Но, но, но! Поехали! (Держание в руках воображаемых вожжей, потряхивание ими и цоканье языком в медленном темпе.)

Везёт конь груз, не торопится.

Побыстрей, побыстрей! (Цоканье языком в быстром темпе.)

А теперь помедленней. (Цоканье языком в медленном темпе).

Приехали! Тпру! (Опускание рук.)

Устал конь телегу везти.

Надо его в конюшню отвести.

Пусть отдохнёт и поест.

На, конь, сено! (Протягивание рук вперёд.)

Дошкольники выполняют упражнения, способствующие развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

6. Закрепление знаний в изменённой (конструктивной) ситуации

6.1. Игра «Лабиринт»

Педагог: рассказывает о том, что в Простоквашино очень много дорог, так что собака и кролик дяди Фёдора заблудились.

Педагог предлагает детям изобразить с помощью пальцев собаку, кролика.

Педагог: просит провести домашних животных к своим домам, расшифровав карту (указатель пути каждого животного) .

Педагог беседует с детьми:

Где живёт собака?

Чья будка?

Назовите дом собаки иначе.

Где живёт кролик?

Чья клетка?

Кто детёныш собаки?

Чей щенок?

Кто детёныш кролика?

Чей крольчонок?

Педагог предлагает детям определить, кто живёт в этом доме, решив задачу на сообразительность:

Это домашнее животное не самое высокое и не самое кудрявое.

Педагог: просит детей ответить на вопросы:

Чей дом?

Кто детёныш кошки?

Чей котёнок?

6.2. Игра «Покормим животных»

Педагог: предлагает детям покормить домашних животных и ответить на вопросы:

Кому дали кость?

Как собака ест кость?

Кому налили молоко?

Как кошка пьёт молоко?

Кому дали морковь?

Как кролик ест морковь?

Чья кость?

Чья морковь?

Чья миска с молоком?

Педагог сообщает воспитанникам, что домашние животные благодарны им за то, что они теперь сыты и просит прислушаться к их голосам, ответив на вопросы:

Чей лай мы слышим?

Как собака подаёт голос?

Чей голос мы слышим?

Как кошка подаёт голос?

7. Творческое применение умений в новой ситуации

Игра «Необычный зверь»

Педагог: предлагает детям создать необычного зверя, сконструировав его из частей разных животных, а затем рассказать, чьи у него части (уши, голова, хвост, лапы, спина) .

Творческая коллективная работа дошкольников в команде по созданию необычного зверя. (используя карточки по ТРИЗ). Называние его частей с использованием притяжательных прилагательных.

III. Рефлексивно - оценочный этап

Педагог: сообщает детям, что путешествие по Простоквашино закончилось и просит вспомнить, на какие вопросы они научились отвечать и кто им в этом помог.

Педагог предлагает дошкольникам рассказать, как мы, люди можем выразить свою благодарность домашним животным.

Педагог: говорит о том, что дядя Фёдор очень рад был таким сообразительным гостям и дарит от его имени подарки детям – эмблемы Простоквашино.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» во 2 младшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие и домашние животные». Совершенствование грамматического.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в первой группе раннего возраста на тему «Дикие и домашние животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в первой группе раннего возраста на тему «Дикие и домашние животные» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, ознакомление детей о жизни домашних и диких животных. Задачи: Образовательные: формировать.

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные» Цель: Обобщение и систематизация знаний о домашних животных и их особенностях. Задачи: Образовательные: - уточнить представление детей о.

Конспект НОД по развитию речи «Домашние животные» с детьми средней группыКонспект НОД по развитию речи «Домашние животные» с детьми средней группы Цель: создание условий для развитие связной речи. Образовательные задачи: повторить названия домашних животных и их детенышей; учить составлять.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы «Домашние животные» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы: "Домашние животные" Цель: Закрепить знания детей о домашних.

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 4-го года жизни «Домашние животные и их детеныши»Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 4-го года жизни «Домашние животные и их детеныши» Программное содержание: - учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями; - упражнять в интонационном произношении речи.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание,.

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Домашние животные и их детёныши»Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Домашние животные и их детёныши» Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Домашние животные и их детёныши»Цель занятия: Учить детей различать.

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе «Домашние птицы и их птенцы» Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей логопедической группы. Білім беру аумаы / Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Домашние животные»
Опубликовано: 25 апреля 2023 в 08:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Домашние животные»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Михайловна Cерко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД