Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи «Скоро в школу»

Горбатова Надежда Сергеевна
Конспект занятия по развитию речи «Скоро в школу»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детски сад комбинированного вида р. п. Исса

Автор:

Горбатова Надежда Сергеевна,

учитель-логопед МБДОУ детский сад р. п. Исса.

Аннотация

Занятие разработано для детей возрастной категории 6-7 лет. Игры и задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей и накопленных ими знаний. Они способствуют расширению, обогащению и активизации словаря, совершенствованию связной, грамматически правильной речи. Длительность соответствует возрасту детей - 30 минут.

№ Время проведения Содержание деятельности

I

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Скоро в школу“» размещена в разделах

Организационный

1-2 мин

Вступительное слово педагога.

II Основной

1 Задание

«Посмотри в замочную скважину» 2-3 мин Задание направлено на развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи, мышления, развитие связной речи.

2 Задание «Составить предложение с заданным словом» 5 мин Задание направлено на совершенствование навыка анализа предложения.

3 Задание «Собери портфель» 2-3 мин Задание направлено на совершенствование навыка слогового анализа слов.

4 Задание Мнемотаблица «Портфель» 5-6 мин Задание, обеспечивающее эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

5 Задание «Составь звуковую схему слова» 5 мин Задание направлено на развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

6 Интерактивное задание «Цепочка» 3-4 мин Задание направлено на совершенствование умения составления и чтения слов.

III Заключительный 2 мин Рефлексия

Итого 30 мин

Цель: Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по речевому развитию детей.

Задачи:

1. Обогащать и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь, систематизировать представления о предложении, слове, звуке;

2. Создать условия для развития всех видов памяти, логического мышления (умение анализировать, систематизировать, образного мышления, смекалки, тренировка внимания.

3. Поддерживать стремление детей к школьному обучению, к познанию, освоению чтения.

Материалы и оборудование:

- карточки с изображением предметов;

- два мольберта;

- схемы предложения;

- звуковые схемы; - изображения смайликов.

Виды детской деятельности:

- речевая деятельность; - игровая деятельность; - познавательная деятельность; - общение с взрослыми, сверстниками; - двигательная деятельность.

Предварительная работа:

- Работа на занятиях по развитию речи, дидактические игры, индивидуальная работа с детьми.

- Подбор оборудования и изготовление необходимого материала.

- Беседы о роли общеобразовательной организации в жизни людей, рассматривание книжных иллюстраций о школе.

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Будем говорить соседу добрые слова и пожмем ему руку. Не забываем про улыбку.

(Дети образуют круг, улыбаются, приветствуют друг друга)

Стук в дверь, входит корреспондент. В роли корреспондента, родитель.

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришла гостья. Поприветствуем её.

Дети приветствуют гостью.

Корреспондент: Добрый день, меня зовут Наталья Викторовна. Я являюсь корреспондентом районной газеты «Вперед». И хочу взять у вас интервью. Скоро вы станете школьниками. И очень хочется узнать как вы готовы к обучению в школе.

Воспитатель: Дети, покажем нашей гостье свои знания. Наталья Викторовна, приглашаем Вас отправиться вместе с нами в страну Знаний.

Воспитатель: Я предлагаю размять наш язычок.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Раз – окошечко открыли. Упражнение «Окно»

Два – мы дудочку купили. Упражнение «Трубочка»

Три – в улыбке наши губки. Упражнение «Улыбка»

На четыре чистим зубки. Упражнение «Чистим зубы»

Пять – мы моем потолок. Упражнение «Маляр»

Шесть – лошадка «скок да скок». Упражнение «Лошадка»

Семь – варенье очень любим. Упражнение «Вкусное варенье»

Восемь – горку делать будем. Упражнение «Горка»

Девять – дружно мы болтаем. Упражнение «Индюк»

Десять – ротик закрываем.

Воспитатель: Наши язычки подготовлены, теперь они будут проговаривать все звуки. И мы отправляемся в страну Знаний.

(Дети подходят к мольберту, где размещено изображение двери с замочной скважиной).

1. Задание «Посмотри в замочную скважину»

На листе цветного картона вырезают отверстие в форме замочной скважины. Лист закрепляют магнитом на мольберте. Под картон помещают лист с изображением предмета.

Примечание: размеры листа с изображением с предметом меньше, чем картон.

Воспитатель: Ребята, перед нами дверь. Она закрыта и ключа от нее нет. Но мы должны узнать, что же находится за дверью. Как мы можем это сделать? ( ответы детей: подсмотреть в замочную скважину).

Детям предлагают «подсмотреть в замочную скважину» и определить, какой предмет «спрятали» за дверью. Лист картона с отверстием педагог перемещает так, чтобы ребенок смог определить по контурам заданный предмет.

( ответы детей: в замочной скважине мы увидели портфель)

После того как дети определили предмет и назвали его, воспитатель достает лист с изображением предмета.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Совершенно верно отгадали предмет.

2. задание «Составить предложение с заданным словом»

Воспитатель: А теперь придумайте:

- Слова-определения к заданному слову ПОРТФЕЛЬ (какой)

- Придумайте предложение к заданному слову.

- Какое первое слово, последнее слово в предложении?

- Подберите схему для данного предложения.

Дети выполняют задание.

3 задание «Собери портфель»

На столе - предметные картинки с изображениями школьных принадлежностей (букварь, пенал, тетрадь, учебник, линейка, карандаш, резинка, два плоскостных изображения портфелей прикреплены к мольбертам

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками и собрать портфель. Сейчас девочки «положат» в розовый портфель все предметы (изображения предметов, названия которых делятся на три слога, а мальчики на изображение с синим портфелем прикрепят картинки с предметами, в названии которых есть два слога.

Дети выполняют задание. Воспитатель предлагает им проверить правильность выполнения задания.

Воспитатель: А как называются в школе перерывы между уроками? ( Ответы детей: в школе перерывы между уроками называются перемены).

Подвижная игра «Переменка» дети выходят на ковёр и выполняют упражнение

Переменка! Переменка! Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя Отдохните хорошенько: поскоки.

Можно бегать и шуметь, Бегут по кругу.

Танцевать и песни петь. Выполняют танцевальные движения. -

Можно сесть и помолчать. Приседают. Только – чур! – нельзя скучать! Выполняют прыжки на носочках.

А. Шибаев

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься.

4 задание Заучивание стихотворения «Портфель»

Работа с мнемотаблицей:

1. Используем цветную мнемотаблицу;

2. Мнемотаблица дается в готовом варианте; 3. Образы должны быть доступны и понятны детям. На каждое слово или маленькое словосочетание дается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовано схематически (закодировано);

4. Объем информации должен быть не более 9 мнемоквадратов;

5. Рассматривание вместе с детьми таблицы и разбор того, что на ней изображено;

6. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

7. Воспроизведение ребенком стихотворение целиком по памяти, используя графическое изображение.

На доске размещена мнемотаблица

Воспитатель: Ребята, посмотрите, тут какая - то записка.

Воспитатель рассматривает вместе с детьми мнемотаблицу и проводит разбор того, что на ней изображено.

Воспитатель: Оказывается, это не просто картинки, это закодированное стихотворение. Попробуем разгадать код. Что обозначают эти картинки?

Дети рассматривают изображение предметов, отвечают

Воспитатель: Сейчас я прочту стихотворение и покажу картинки. А вы внимательно слушайте, смотрите и запоминайте.

Пять вещей у нас в портфеле: Ручка есть, чтобы писать,

И зелёная тетрадь

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

Есть в пенале карандаш,

И букварь-приятель наш.

Чтение педагогом стихотворения с одновременным показом символов в мнемотаблиц

Воспитатель: А сейчас попробуем рассказать стихотворение вместе со мной по картинкам.

Дети повторяют за воспитателем текст, опираясь на графическое изображение.

Затем дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.

5 задание «Составь звуковую схему слова»

Воспитатель: Молодцы, ребята. Портфель, ручка, тетрадь, букварь - назовите одним словом. ( Ответы детей: школьные принадлежности). А с чем ассоциируется это понятие ( ответы детей: со школой)

Воспитатель: Прежде, чем перейти к выполнению следующего задания, давайте вспомним какие звуки, мы называем гласными, и каким цветом мы их обозначаем? ( ответы детей: гласными называем звуки, которые мы поём, обозначаем красным цветом)

Воспитатель: Скажите, а какие звуки мы называем согласными? ( ответы детей: Шелестеть, рычать, скрипеть, Даже фыркать и хрипеть. Но не хочется им петь.)

-Какие бывают согласные звуки? ( ответы детей: согласные звуки бывают твердые и мягкие,звонкие, глухие)

-Каким цветом мы их обозначаем? ( ответы детей: твердые звуки, обозначаем синим цветом, а мягкие, обозначаем зеленым цветом)

Воспитатель: Дети, сколько звуков в слове «школа»? ( ответы детей: в слове школа 5 звуков) Подберите схему слова «школа». Дети подбирают звуковую схему слова «школа»

Воспитатель: - Назовите первый звук и расскажите про него ( ответы детей: звук [Ш]- согласный, твердый, глухой).

-Каким цветом его обозначим? ( ответы детей: обозначим синим цветом)

-Назовите второй звук и расскажите про него ( ответы детей: звук [К]согласный, твердый, звонкий).

-Каким цветом его обозначим? ( ответы детей: обозначим синим цветом)

-Назовите третий звук и расскажите про него ( ответы детей: звук[О] гласный).

-Каким цветом его обозначим? ( ответы детей: обозначим красным цветом)

-Назовите четвертый звук и расскажите про этот звук ( ответы детей: звук [Л]согласный, твердый, звонкий).

-Каким цветом его обозначим ( ответы детей: обозначим синим цветом)

-Назовите пятый звук и расскажите про него ( ответы детей: звук [А] гласный).

-Каким цветом его обозначим? ( ответы детей: обозначим красным цветом)

Воспитатель:

Молодцы ребята и с этим заданием вы тоже справились.

6. Интерактивное задание «Цепочка».

На столе – карточки двух цветов. На карточке с одной стороны написана цифра, на обратной - буква.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите - все цифры перепутались. Вам надо собрать числовой ряд по возрастанию и убыванию слева на право. Затем перевернуть карточки на обратную сторону. Если задание выполнено правильно, то вы можете прочитать слово. Девочки собирают числовой ряд по возрастанию чисел, а мальчики по убыванию.

Дети делятся на две группы. Они собирают числовой ряд по возрастанию (убыванию) чисел. На карточке с одной стороны изображена цифра, с другой стороны - буква.

Лицевая сторона 1 2 3 4 5 6 7

Обратная сторона У Ч Е Н И Ц А

Лицевая сторона 8 7 6 5 4 3 2 1

Обратная сторона Ш К О Л Ь Н И К

Воспитатель: Какое слово получилось у мальчиков? ( ответ детей: У нас получилось слово «школьник».) А у девочек? ( ответ детей: у нас получилось слово «ученица».) А что означают эти слова? ( ответы детей: называют детей, которые учатся в школе). Школьник- это мальчик, который учится в школе. А как назовем девочку? (ответы детей- девочку назовем «школьница»). Ученица-это девочка. Как назовем мальчика? (ответы детей – мальчика назовем «ученик».)

Подошло к концу ваше испытание, и я передаю слово нашему гостю.

2. Заключительный этап (рефлексивный этап).

Корреспондент: (берет интервью) Ребята, вы такие молодцы, справились со всеми заданиями! Что вы делали на занятии? Что больше всего понравилось? Испытывали вы затруднения при выполнении заданий? (Ответы детей) А вы хотите пойти в школу? (Ответы детей). Теперь я могу с уверенностью сказать, что вы готовы к школе!

Воспитатель: А теперь я предлагаю, вам оценить наше занятие кому все понравилось - возьмите улыбающийся смайлик, кому совсем не понравилось - грустный. И разместите их на доске.

Предложить детям прикрепить фигуры на доске.

Используемая литература:

1. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В. И. Селиверстова. -М., Просвещение, 1989.

2. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под ред. Г. В. Чиркиной. - М., Аркти, 2002.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., Просвещение, 1981.

Публикации по теме:

Конспект итоговой ООД в подготовительной группе «Скоро в школу!» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное.

Конспект НОД «Скоро в школу мы пойдем» Цель: формирование у детей позиции «будущего школьника». Задачи: организовать исследовательскую деятельность по определенному алгоритму.

Конспект итоговой образовательной деятельности «Скоро в школу!» для детей 6–7 лет Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Образовательные: Закрепить счёт и порядок чисел (до 20 и обратно,.

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем» Цель: выявить уровень знаний детей, их готовность к школе. Программные задачи: Образовательные: закрепить знания детей о школе, школьных.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Скоро в школу!» Цель: Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям удовольствие от игр, развивающей направленности. Задачи: Образовательная: закреплять.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем» Автор: Шелехина Нина Сергеевна. Задачи: - расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Скоро в школу»
Опубликовано: 21 января 2024 в 19:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Скоро в школу»» (включая файлы) размещена пользователем Горбатова Надежда Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД