Папки-передвижки

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Чтение татарской сказки «Три дочери» и рассказа В. Осеевой «Сыновья»

Наталья Косетченкова
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Чтение татарской сказки «Три дочери» и рассказа В. Осеевой «Сыновья»

Конспект

занятия

по развитию речи с детьми

старшего возраста (5-6 лет)

Чтение татарской народной сказки «Три дочери»

и рассказа В. Осеевой «Сыновья»

Программные задачи: Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей литературных произведений. Воспринимать своеобразие построения сюжета. Развивать умения различать жанровые особенности сказки и рассказа. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей матери.

Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Чтение татарской сказки „Три дочери“ и рассказа В, Осеевой „Сыновья“» размещена в разделах

Введение в тему.

Чтение стихотворения.

Много сказок есть на свете.

Любят их и взрослые, и дети.

- Мы знаем много сказок.

Какие русские народные сказки тебе известны?

(«Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др.)

- Почему все они называются русскими народными сказками? (Их придумал, сочинил русский народ).

- Но не только русский народ, но и другие народы придумывают свои сказки.

Речевое упражнение «Чья сказка

- Если сказку придумал белорусский народ, то это какая сказка? (Белорусская народная сказка).

- Если сказку придумал башкирский народ, то это какая сказка? (Башкирская народная сказка).

- Если осетинский народ? (Осетинская народная сказка).

- Если татарский народ, то это какая сказка? (Татарская народная сказка).

- Татары- это народ, который проживает на территории нашей необъятной страны России. У этого народа свои традиции и обычаи, свои сказки. И сегодня мы познакомимся с одной из татарских народных сказок, которая называется

«Три дочери».

Чтение сказки «Три дочери».

Вопросы по содержанию:

- Как мама заботилась о своих дочерях? (Все время работала, чтобы накормить и напоить дочерей).

- Как наказала белочка старшую и среднюю дочерей? (Превратила их в черепаху и паука).

- Как наградила белочка младшую дочь? (Она жила счастливо, превратилась в золотую пчелку).

- Какими словами можно сказать о младшей дочери, какая она? (Добрая,

заботливая, сердечная, отзывчивая).

Динамическая пауза.

- У любой мамы очень много дел по дому. Давай вспомним, что это за дела? (Приготовление пищи, глажение и стирка белья, уборка по дому).

- Всем мамам нужно помогать. Я предлагаю поиграть в игру «Мамам дружно помогаем».

Мамам дружно помогаем: сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки для сына и для дочки. (Наклоны вперед, движения руками, имитирующими полоскание).

Через двор растянем ловко для одежды три веревки. (Потягивание, руки в стороны).

Светит солнышко – ромашка, скоро высохнут рубашки. (Потягивание, руки вверх).

Беседа по содержанию занятия.

- Сегодня мы говорили о сказках разных народов. Что общего во всех сказках? («Сказочное» начало, например, «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…». Во всех сказках обязательно существует волшебство, т. е. то, что нет в реальной жизни).

- В литературе есть и другие произведения, которые называются рассказами. Как ты думаешь, чем рассказ отличается от сказки? (В рассказе есть реальный сюжет из жизни, нет ни какого волшебства. У рассказа всегда есть автор).

- сегодня мы познакомимся с рассказом детской писательницы Валентины Осеевой «Сыновья». (показ портрета).

Чтение рассказа «Сыновья».

Вопросы по содержанию.

- О ком разговаривали женщины у колодца? (О своих сыновьях).

- Что говорила каждая из них о своем сыне? (У одной женщины сын очень сильный, у другой – хорошо поет. Третья женщина ничего не говорила).

- Кто слышал разговор у колодца? (Старичок).

- Как ты думаешь, почему именно третьего мальчика старик назвал сыном? (Только он помог своей матери донести ведра с водой до дома).

Речевое упражнение «Как ты понимаешь это выражение?»

- В рассказе встречаются интересные словосочетания? Как ты понимаешь значение выражений: «ходит колесом», «соловьем заливается», (делает гимнастическое упражнение - колесо; поет красиво, как соловей).

Подведение итогов.

- Сегодня мы познакомились с двумя видами литературных произведений – сказкой и рассказом. В них главными героинями являются матери. Мама – это самый главный, дорогой и родной человек в жизни каждого. Поэтому маму нужно всегда беречь, заботиться о ней и никогда не забывать.

Приложение.

Народная татарская сказка «Три дочери»

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтоб накормить и одеть трех своих дочерей.

И выросли три дочери, быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.

Одна за одной вышли они замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжко заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку :

— Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.

— Ой! — вздохнула старшая, услыхав от белочки печальную весть. — Ой! Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза.

— Почистить два таза? — рассердилась белочка. — Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дому большой черепахой.

Постучала белочка ко второй дочери.

— Ой! — отвечала та. — Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята : надо мне к ярмарке холста наткать.

— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка.

И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

— Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя,— сказала ей белочка,— и люди будут беречь и любить тебя и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.

Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям, и ее передние лапки всегда в сладком тесте. Зато зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется — ест только мед и сахар.

Рассказ В. Осеевой «Сыновья».

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет — говорит другая.

А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка :

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД по речевому развитию «Осень. Слушание рассказа В. Осеевой «Просто старушка»Конспект НОД по речевому развитию «Осень. Слушание рассказа В. Осеевой «Просто старушка» Задачи: - учить выделять из текста необходимую информацию; - учить составлять рассказ по сюжетной картине и опорным словам; - учить отгадывать.

Конспект СД воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Чтение рассказа В. Осеевой «Злая мать и добрая тетя»Конспект СД воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Чтение рассказа В. Осеевой «Злая мать и добрая тетя» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Чтение татарской сказки «Три дочери» и рассказа В. Осеевой «Сыновья»
Опубликовано: 15 мая 2024 в 21:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Чтение татарской сказки «Три дочери» и рассказа В. Осеевой «Сыновья»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Косетченкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД