Получи документы

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Бумажная тайна»

Сергиенко Елена
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Бумажная тайна»

«Бумажная тайна»

Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Ее изобретение

одно из величайших достижений человечества. И как бы стремительно не

развивалось общество, современные технологии, бумага останется

востребованной. По мнению профессора О. В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. У детей есть желание творить и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Работа с бумагой способствует развитию воображения, креативности, речевому развитию дошкольников. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о истории создания бумаги, её разнообразии и свойствах.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Бумажная тайна“» размещена в разделах

Цель:

Познакомить детей с историей создания и некоторыми свойствами бумаги.

Задачи:

Образовательные:

Дать детям знания о том, как делается бумага : бумагу делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление бумаги затрачивается труд многих людей.

Уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающегося мира.

Воспитывать аккуратность при выполнении практической работы.

Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, особенно к книгам.

Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.

Развивающие:

Развивать память, внимание, речь.

Развивать творчество.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать познавательный интерес.

Материалы: Видеопроектор, аудио проигрыватель, печатная продукция различных видов (книги, журналы, брошюры и т. д., листы картона, офисной бумаги, салфетки, ёмкости с теплой водой, кусочки бересты.

Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок, наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей, информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов, проблемный метод (постановка проблемных вопросов, игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, гимнастика, аналитический метод (анализ работы детьми).

Предварительная работа: Заранее организуются экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части. Беседы о разных видах бумаги. Рассматривание разных видов книг, фотографий, книжек-самоделок.

Лексический словарь: береста, пергамент, обёрточная бумага и т. д.

Ход мероприятия:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

"Доброе утро!" – солнцу и птицам.

"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

Настроение у нас -отличное,

показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем

А улыбки – дело привычное,

показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук

Пожелаем друг другу добра,

Ведь играть начинать нам пора!

руки в стороны над головой и опустить вниз.

Воспитатель: Ребята я сегодня в группе нашла книгу. Очень старую и необычную, давайте вмести её попробуем прочитать.

Аудио запись книги 1: Раз, два, три, четыре, пять, начинаю колдовать.

Все страницы изменились и в загадку превратились.

Что б меня вам прочитать, нужно многое узнать.

Воспитатель: Ой, ой ребятки продеться книге помочь, а то, как же мы сможем её прочитать! А из чего обычна, сделана книга? Для чего ещё нужна бумага?

Ответы детей. Бумага нужна, на ней можно рисовать, делать поделки…

Ой мне что-то хочет сказать книжка, давайте послушаем.

Аудио запись книги 2: Если хотите открыть великую бумажную тайну, вам нужно проникнуть в древней мир и разгадать все загадки. Ты два раза повернись и в древнем мире очутись.

Воспитатель: Вот мы и очутились в древнем мире. Как вы думаете, бумага была всегда? А на чём же люди писали раньше? Ответы детей.

Много- много лет назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки – рассказывали вслух. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории, поэтому люди, что могли придумать? Ответы детей: придумали рисовать картинки, которые им помогали запомнить рассказ.

Воспитатель: Древние люди писали на скалах, на камнях. Но эти надписи и изображения нельзя было унести, это было очень неудобно. Затем начали писать на сырых глиняных табличках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой.

Задание «Письмо».

Попробуйте сделать наскальный рисунок и написать на «глиняных табличках»? Нужно разгадать загадки и нарисовать ответ. Для этого нам нужно раздоиться на команды. Ребята выбирают ленточки, каждый вытягивал ленточку, после чего участники расходятся на команды по цветам.

Детям предлагает картон, на котором тонким слоем размазан пластилин (сделано заранее, дети тонкой палочкой наносят изображение. Вторая команда изображает наскальный рисунок.

Загадка: Открыть свои тайны

Любому готова.

Но ты от неё

Не услышишь и слова.

(Книга)

Воспитатель: Молодцы, правильно, книга. Вот её мы и попробуем нарисовать на камне и глиняной дощечки. Обмен впечатлениями.

Аудио запись книги 3: Ты два раза повернись и в древней Руси очутись.

Воспитатель: Наши русские предки наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги. Их называли берестяные грамоты. Как вы думаете, чем писали?

Дети: Процарапывали острой костяной или железной палочкой.

Аудио запись книги 4: Ты два раза повернись в современный мир вернись.

Воспитатель: Ой ребята книга готова для нас раскрыться и что-то нам рассказать.

(Видео презентация с рассказом книги).

Слайд 1, 2: На другом краю земли появился другой материал. Его придумали в городе ПЕРГАМ (Малая Азия, который назвали «пергамент» в честь города. Его делали из шкур телят и овец. Такой материал был гораздо прочнее, чем папирус. На нем можно было писать уже с двух сторон. И всё-таки, изготовить такую бумагу было очень трудно и дорого. Иногда такая книга стоила дороже дома. А на что похожа стопка из глиняных дощечек?

Дети: Сундук, столбик, камень и т. д.

Слайд 3, 4: Две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. Китайцы нашли способ делать бумагу из коры тутового дерева. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу.

Слайд 5, 6: Шли годы и столетия. Люди постепенно забыли о папирусе, и о пергаменте, потому что научились превращать древесину в бумагу. Бумага белая, гладкая, удобная. В наше современное время бумагу делают машины. Это одни из самых больших машин на свете. Высокая и такая длинная машина, что мастера на разных её концах говорят друг с другом по рации.

Для того чтобы нам двигается дальше нужно немного размяться.

Физ. минутка:

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да, когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

Как много в современном мире сделано из бумаги, достаточно оглянуться вокруг.

Задание «Бумажные предметы».

Побудим немного исследователями. Проведите исследование в нашей группе : а что у вас есть из бумаги? Нужно пройти по группе, и каждый найдёт и принесёт один предмет, который, по вашему мнению, сделан из бумаги.

(Дети расходятся по группе и каждый приносит по одному предмету из бумаги, которые заранее разложены по всей группе. Когда ребёнок отдаёт воспитателю предмет, воспитатель просит назвать предмет и сказать, из чего он сделан или употребить слово «бумажный». Показывают книгу, тетрадь, газету, корзинку из фантиков, альбом и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги.)

Воспитатель: Ребята мы побывали в древних временах и вернулись домой, где уже есть современная бумага. А давайте рассмотрим несколько видов бумаги. Выясним, какими качествами они обладают. Для этого проведём несколько экспериментов.

Напомните мне пожалуйста правила поведения в лаборатории.

Ответы детей.

Задание «Опыты»

Опыт 1: (дети подходят к столам. На столах у каждого - 3 леденца, 1 салфетка,1 картон, 1 обёрточная бумага).

- Какие виды бумаги?

-Заверните, пожалуйста, леденцы в каждый из видов бумаги, и выясните в какую бумагу удобнее заворачивать леденцы?

Выводы: 1) салфетка - слишком тонкая, мягкая, быстро рвётся, прилипает к леденцам, имеет не эстетический вид;

2) картон - слишком плотный, твёрдый, плохо сминается;

3) обёрточная бумага - в меру тонкая, достаточно прочная, не рвётся, имеет красивый вид.

- Как называется обёрточная бумага для конфет? (фантик).

Опыт 2:

А сейчас мы продолжим наше исследование и проверим как действует друг на друга бумага и вода, (на столах ванночки с тёплой водой, на каждого человека – полоска из салфетки, картонки, цветная бумага).

Опустить в воду салфетку, бумагу, картон.

Что произошло с салфеткой (она размокла). Бумага сильно намокла. А картон? (впитал воду, но не размок).

Выводы:

1) Бумага впитывает воду.

2) Салфетка - тонкая, мягкая, легко впитывает воду.

3) Картон - плотный, твёрдый, медленно впитывает воду.

Руки у Вас стали влажные, вытрите их, пожалуйста. Почему Вы взяли салфетки, а не картон? (салфетка - мягкая, быстро впитывает воду, а картон -твёрдый, плохо сминается, медленно впитывает воду).

Опыт 3: Воспитатель показывает яркую игрушку, сажаю её на стол. Сначала дети берут стекло и через него рассматривают игрушку.

- Почему мы видим игрушку?

-А теперь вместо стекла, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? А почему? Это свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Выводы: 1) Вся бумага не прозрачная, поэтому игрушку не видно.

Опыт 4:

Пробуем смять листы картона, лист бумаги, салфетку.

Вывод: 1) Картон очень плохо мниться.

2) бумага мнётся чуть лучше.

3) салфетка легко сминается в комок.

Собираем все комочки в одну ёмкость.

Воспитатель: Что мы с ними сделаем?

Ответы детей.

Мы не будем их выбрасывать, а сможем ещё с ними поиграть. Можем сдать на переработку, в макулатуру.

Молодцы, как много всего можно делать с бумагой. Но, ребята, помните - чтобы сделать 10 альбомов (показ) надо срубить одно дерево.

В изготовление каждого листочка бумаги вложен труд многих людей. Чем больше делается бумаги, тем меньше остаётся деревьев. Поэтому нужно бережно относиться к бумаге. Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

Скажите пожалуйста, вам понравилось наше путешествие?

Какой момент показался вам наиболее интересным? Трудным?

- На чем писали люди, когда бумаги еще не было? (на скалах высекали изображения, на глиняных и восковых дощечках, на папирусе, бересте).

- В какой стране впервые изобрели бумагу? (Китай)

- Из чего китайцы придумали делать бумагу? (из дерева)

- Что можно сделать из бумаги? (множество предметов)

- Какие свойствами обладает бумага? (рвётся, быстро намокает, мнётся, непрозрачная и т. д.)

- Ребята, почему нужно экономить бумагу? (чтобы меньше пришлось рубить деревьев.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья»Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья» Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья».2013 г. ,РСО-Алания,г. Моздок, МБДОУ №34 «Колокольчик».

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Зима в лесу» Тема: «Зима в лесу» Цель: формирование целостного представления детей о том какой лес зимой. Задачи: образовательные: • закрепить и пополнить.

Конспект занятия по окружающему миру «День рождение города Санкт-Петербург» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Конспект занятия по окружающему миру «Осенние наблюдения за насекомыми» в старшей группеКонспект занятия по окружающему миру «Осенние наблюдения за насекомыми» в старшей группе Тема: " Кто живет в цветнике" (занятие проводится на прогулке) Цели: развивать основные понятия о насекомых, развивать у детей представления.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой» Тема: Домашние животные зимой. Цель: Закрепить представления о домашних животных. Задачи: Образовательные -Обогащать словарь по теме,.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения» Ознакомление с окружающим миром по теме : «Комнатные растения» Цель: Закрепление представлений о комнатных растениях, ухода за ними. Задачи:.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Опасность вокруг нас»Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Опасность вокруг нас» Актуальность. Тема безопасности детей в быту и на улице сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто сумма усвоенных.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «День Победы» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «День победы» Программное содержание: - сформировать представление детей о событиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Бумажная тайна»
Опубликовано: 11 сентября 2023 в 14:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Бумажная тайна»» (включая файлы) размещена пользователем Сергиенко Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД