Лучший педагог года

Конспект занятия по музейной педагогике «Путешествие в прошлое» (средний дошкольный возраст)

Ольга Медведева
Конспект занятия по музейной педагогике «Путешествие в прошлое» (средний дошкольный возраст)

Цель: Развитие представлений детей об устройстве русской избы.

Задачи:

• обобщать знания детей о предметах быта русского народа;

• закреплять знания детей о культуре русской одежды;

• продолжать приобщать детей к музыкальному фольклору;

• развивать память, мышление, речь;

• воспитывать стремление больше узнавать о жизни наших предков.

Словарная работа: люлька, зыбка, лавка, сундук.

Ход занятия

Воспитатель: Я сейчас вам расскажу, что со мной случилось:

Вот сегодня поутру на работу я иду,

По узенькой дорожке.

Опустила вниз глаза, увидала ложку!

Публикация «Конспект занятия по музейной педагогике „Путешествие в прошлое“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах

Подняла ее скорей, от снега отряхнула.

Ах, какая красота, до чего же хороша

Ложечка точеная вся цветная, расписная

Ручка золоченая.

Только кто же потерял? Ни кого не видно.

Я взяла ее с собой, может кто-то в садик шел

Обронил случайно?

В детский садик я приду, у ребяток я спрошу :

Не вы ли ложечку потеряли?

Дети: Нет

Воспитатель: А чья же она тогда? Хозяин этой ложечки, наверное, очень расстраивается, она ведь вон какая красивая, разноцветная, расписная.

Как же нам ее вернуть? (Ответы детей)

А я придумала! Я знаю волшебные слова, произнеся которые мы отправимся туда, где живет хозяин этой ложки. Но для этого нужно зажмурить крепко глаза, даже закрыть их руками и ни в коем случае не подглядывать, а то волшебство не получится. Вы закрывайте глаза. А я произнесу волшебные слова: (воспитатель произносит слова и надевает русский народный сарафан)

Тили бом, тили бом закружилось все кругом

Глазки крепко мы закроем, досчитаем до пяти

И попробуем для ложки мы хозяина найти.

Раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать.

Интересно, интересно, где мы очутились?

И что с одеждою моей? Что же с ней случилось?

Ребята, что на мне одето?

Дети: Сарафан.

Воспитатель: А сейчас, в наше время носят такие сарафаны?

Дети: Нет.

Воспитатель: А когда их носили?

Дети: Давно.

Воспитатель: Верно, давным-давно, в прошлом. Значит, мы с вами попали в прошлое, и хозяин нашей ложечки тоже где-то здесь. Давайте посмотрим, может быть, он за этой дверью?

(дверь в русскую избу, на двери вырезанные из бумаги куклы девочка и мальчик и предметы русского-народного костюма)

Воспитатель: Закрыто. Что же делать? Я поняла, что бы открыть дверь нам нужно выполнить задание. Мы поможем Машеньке и Ванечке: оденем их, а они помогут нам – откроют дверь.

Д/и «Одень Машеньку и Ванечку»

Воспитатель: Мы одели Машеньку? Мы одели Ванечку?

Дети: Да.

Воспитатель: Вам ребята помогли, быстро вас одели

А теперь скорей и вы нам откройте двери.

(заходят в русскую избу)

Воспитатель: Куда, ребята мы попали?

Дети: В русскую избу.

Воспитатель: В избу мы сейчас зайдем и хозяина найдем. Никого не видно может быть он спрятался здесь? (подходит к печке) Что это?

Дети: Печь.

Воспитатель: Для чего она нужна?

Дети: Готовить кушать.

Воспитатель: А в наше время, на чем готовят?

Дети: На плите.

Воспитатель: А еще для чего нужна печь?

Дети: Греться.

Воспитатель: Верно. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. А от жарко натопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую холодную зиму.

Ну-ка, посмотрим: на печке никого нет, даже в печке нет.

А может быть хозяин дома здесь?

(Подходит к сундуку)

Воспитатель: Что это, ребята?

Дети: Сундук.

Воспитатель: Сундук для чего нужен?

Дети: Хранить вещи.

Воспитатель: А в наше время, где хранят вещи?

Дети: В шкафу, комоде…

(открывает сундук)

Воспитатель: И тут никого нет! Ух, устала! Где бы посидеть, отдохнуть?

Дети: На лавке.

Воспитатель: А в наше время, на чем сидят?

Дети: на стуле, табурете…

Воспитатель: Верно. Давайте посидим, отдохнем (садятся на лавки)

Где же, где же наш хозяин?

Мы уж все тут обошли.

Мы и в печке посмотрели

И в сундук заглянули.

Ой, чьи же, чьи же там шаги

Слышаться на лесенке?

Кто-то, кто-то там идет

Распевая песенки. (входит Жихарка)

Жихарка: Кто это у меня в гостях?

Воспитатель: А ты кто?

Жихарка: Я хозяин этого дома – Жихарка. А вы кто?

Воспитатель: А мы ребята из детского сада. Мы нашли ложечку, а теперь ищем хозяина. Не твоя ли это ложечка?

Жихарка: Моя, моя! Я ее, наверное, уронил, когда лиса меня в свою нору в лесу тащила. Но я ее обхитрил: в печку засунул и убежал.

Воспитатель: Какой ты Жихарка хоть маленький, да удаленький!

Жихарка: За то, что вы мне вернули мою любимую ложечку, я хочу вас отблагодарить, только, как не знаю.

Воспитатель: А ты с нами поиграй!

Жихарка: Но вас так много я даже не знаю, в какую игру можно поиграть всем вместе.

Воспитатель: А мы тебя научим.

Хороводная игра «Ходит Васька серенький»

(слышится плач)

Жихарка: Мы смеялись и шутили

И матрешку разбудили!

Воспитатель: А где она?

Жихарка: В люльке лежит.

Воспитатель: Ребята, что такое люлька?

Дети: Кроватка.

Воспитатель: Верно. Это кроватка, зыбка – подвесная колыбель качать младенца. А в наше время, где дети спят?

Дети: На кровати, диване…

Воспитатель: Верно. Ой, опять плачет.

Жихарка: Что же делать, как же быть?

Как матрешку усыпить?

Воспитатель: Не беспокойся, мы тебе поможем. Поможем, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: Как можно усыпить?

Дети: Покачать, спеть колыбельную.

Воспитатель: Кто знает колыбельную?

(дети по желанию подходят, качают люльку и поют колыбельную)

Воспитатель: Я тоже знаю колыбельную:

Лю-ли, лю-ли, лю-люшки

Прилетели гулюшки

Стали гули ворковать

И матрешку усыплять

Баю-бай, баю-бай

Спи матрешка, засыпай

Воспитатель: Вроде бы уснула. Давайте, чтобы опять ее не разбудить тихонько выйдем. Ну что, ложечку хозяину вернули, можно теперь возвращаться обратно в детский сад. Зажмуривайте глаза, закрывайте их руками, а я произнесу волшебные слова.

(воспитатель произносит слова и снимает сарафан)

Тили бом, тили бом закружилось все кругом

Глазки крепко мы закроем, досчитаем до пяти

И обратно в детский сад мы отправимся опять.

Раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать.

Вот опять мы возвратились

В наш любимый детский сад

Ведь недаром говорится:

Дома лучше, чем в гостях.

Ой, ребята, посмотрите, кто вместе с нами вернулся в детский сад.

Дети: Жихарка.

Воспитатель: Ты, наверное, тоже зажмурил глаза, когда я произносила волшебные слова, и поэтому очутился здесь вместе с нами.

Жихарка, а почему ты такой грустный?

Жихарка: Где же я буду жить? Я люблю спать на печке, сидеть на лавке. А у вас тут ничего этого нет.

Воспитатель: Не расстраивайся, Жихарка мы тебе поможем. Поможем, ребята?

Дети: Да.

( На столе два макета: квартира и изба. Предметы мебели - на столе посередине)

Воспитатель: У нас есть здесь два жилища: одно как раз изба, а другое – квартира, но, к сожалению, вся мебель и предметы обихода перепутались. Но наши ребята уже были у тебя в избе и знают, какие у тебя там есть предметы. Сейчас они обустроят тебе жилище.

Первая команда будет обустраивать избу, а вторая – квартиру. А мы посмотрим, кто быстрее. Раз. Два, три – начни!

Воспитатель: Ну, что Жихарка нравится тебе изба? Будешь там жить?

Жихарка: Да! За то что вы мне помогли, я хочу подарить вам ложечки как у меня: точеные, ручки золоченые. (ложечки из соленого теста расписанные под хохлому)

Воспитатель: Спасибо, Жихарка! Ой, а как же ты поместишься в таком маленьком домике?

Жихарка: Я же из сказки, а там любые чудеса могут быть. Я могу превратиться в маленького.

Воспитатель: Ну, тогда, ребята, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова и Жихарка станет маленьким:(Воспитатель произносит слова, Жихарка уходит, а в макете избы появляется маленькая фигурка человечка)

Жихарка, покружись,

В маленького превратись

Раз, два, три, четыре, пять

Глазки можно открывать.

Воспитатель: Посмотрите, ребята Жихарке понравился новый дом, он уже забрался на печку и греется.

А вам, ребята понравилось наше путешествие?

(ответы детей)

Воспитатель: Вы такие молодцы! И ложечку вернули, и матрешку усыпили, и избу для Жихарки обустроили.

Публикации по теме:

Интерактивная игра «Ознакомление с бытом русского народа» Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию.

Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом. Планирование работы Младшая группаЦель:воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа. Задачи*Дать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по музейной педагогике «Путешествие в прошлое» (средний дошкольный возраст)
Опубликовано: 30 апреля 2014 в 11:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по музейной педагогике «Путешествие в прошлое» (средний дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Медведева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД