Получи документы

Конспект занятия по ЧХЛ «Чтение рассказа С. Сахарнова «Два радиста»

Ворончихина Наталья
Конспект занятия по ЧХЛ «Чтение рассказа С. Сахарнова «Два радиста»

Задачи: Расширять знания детей о труде взрослых (радиста, воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки товарища, умение вовремя оказать помощь людям, попавшим в беду. Формировать понятие «друг, умение правильно оценивать поступки героев, делать выводы. Формировать у детей навыки связной речи (отвечать на вопросы, составляя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используя главные и второстепенные члены предложения, союзы).

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь. В группу заходит мальчик Ваня. - Здравствуйте ребята! Меня зовут Ваня. Скажите, а куда я попал?

Дети: - В детский сад.

Публикация «Конспект занятия по ЧХЛ „Чтение рассказа С, Сахарнова „Два радиста“» размещена в разделах

Ваня: - Странно, видимо я заблудился, я шёл в военное училище поступать.

Воспитатель: - А зачем тебе в военное училище?

Он говорит:- Я хочу служить на корабле.

Воспитатель: - А кем ты хочешь служить на корабле?

Ваня: - Радистом.

Воспитатель: - А ты знаешь, что быть радистом очень ответственно. На корабле работают радисты, чтобы на других кораблях знали, что плывет другое судно. И для радиста важно знать азбуку Морзе. Сигналы азбуки Морзе радист получает с помощью наушников. Азбука Морзе – это сочетание точек и тире. Все радисты сначала изучают эту азбуку, а затем учатся передавать. От работы радиста зависят все люди на корабле. Бывают такие ситуации, когда корабль попадает в беду. И именно на радиста надеется весь экипаж, что он вызовет помощь. Вот поэтому прежде чем стать радистом нужно много учиться.

- Садись к нам Ваня, я хочу прочитать вам рассказ писателя Сергея Сахарнова. У него есть целая книга о людях морских профессий, которые плавают на всевозможных кораблях, выполняют самую разную работу. Эта книга называется «Самый лучший пароход». А рассказ будет о радистах.

Сергей Сахарнов написал рассказ о двух радистах, которые работали на кораблях и вовсе не считали свою работу героической. Послушайте его.

Два радиста.

Служили на Охотском море два радиста.

Один плавал на рыбачьей шхуне «Волна», второй — на грузовом пароходе «Пугачев».

Рано утром садился радист «Пугачева» за черный металлический ящик с блестящими ручками — радиостанцию, включал ее и начинал передачу. Он нажимал пальцами то коротко, то длинно на медный рычажок — радиоключ, и в воздух летели короткие и длинные гудочки — точки и тире: «Пи-пи-пиии-и.»

И бывало, что радист «Волны» в это время надевал наушники, слышал эти сигналы и, привычно складывая их в буквы и слова, читал:

— П-е-р-е-д-а-ю д-л-я в-а-с п-о-г-о-д-у.

Потому что именно так радисты всего мира разговаривают друг с другом.

— Куда идете?

— На Камчатку.

— А мы на Сахалин.

Вот и весь разговор.

Но однажды случилась беда. Шхуна наскочила в тумане на камни, пробила дно и стала тонуть.

Рыбаки бросились к насосам. Напрасно: холодная вода все равно заполняла шхуну.

— Не успеваем откачивать воду,— сказал капитан. — Надо звать помощь!

Тогда радист повернулся и полез вниз, в свою каюту.

Стоя по пояс в воде, он начал складным ножом отвинчивать от стола радиостанцию.

Вода в каюте поднимала выше и выше, а радист все работал. Он сломал нож, до крови ободрал пальцы, но все-таки снял станцию и вытащил ее на палубу.

«Пи-пи-пии-и.» — полетели в воздух тревожные гудочки. На этот раз они были слабые-слабые, потому что станция отсырела и работала плохо.

Но никто не отвечал радисту.

— Видно, помощь не вызвать! — сказал капитан.

И вдруг радист услыхал в наушниках знакомые сигналы. Это отвечал «Пугачев».

Никто во всем мире не смог разобрать слабых сигналов шхуны, а радист «Пугачева» разобрал. И тогда он лихорадочно стал повторять их, работая на своей сильной станции:

«Пи-пи-пии-и. Всем, всем, всем!»

Теперь на всех кораблях, по всему морю, слышали громкие и ясные, звучавшие, как команда, сигналы:

«На помощь шхуне!»

Четыре парохода, три катера, два гидросамолета свернули со своего пути и направились к ней.

Все шли на помощь!

«Пугачев» тоже спешил. Он обогнал другие корабли и пришел первым.

Шхуны уже не было видно. Над водой торчали только ее мачты, на которых гроздьями висели люди.

Рыбаков сняли. Когда они собрались на палубе парохода, радист «Пугачева» спросил:

— А где же мой товарищ?

— Его нет,— ответили рыбаки. — Он работал в воде, простудился и заболел. Час назад прилетел гидросамолет и забрал его. Вот это он просил передать вам.

И они протянули радисту сломанный нож, на ручке которого было торопливо нацарапано:

«Моему лучшему другу».

И никакой фамилии. Потому что у радистов всего мира вместо фамилий короткие позывные сигналы: пии-пи-пи.

Физминутка:

Наш кораблик по волнам

Нынче здесь, а завтра там.

Он плывет, плывет, плывет.

Скоро к берегу придет.

Раз-два, по волнам,

Три-четыре, тут и там.

Воспитатель: - Вспомните, как назывались корабли, на которых служат радисты?

-Что это были за корабли?

Воспитатель обращает внимание на иллюстрации сейнера и грузового корабля.

- Как общались друг с другом радисты?

- Какая беда случилось с рыболовным сейнером «Волна»?

- Как вы думаете, почему он приложил столько усилий, чтобы спасти рацию?

- Как помог своему другу радист «Пугачева»?

- Радисты даже не знали другу друга по имени. Почему же они считали друг друга друзьями.

- О какой морской профессии мы сегодня говорили?

- Ну что Ваня, ты не передумал идти учится на радиста? Мы желаем тебе, чтобы твоя мечта сбылась. Учись хорошо. Всего тебе хорошего.

Дети: - До свидания, Ваня!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» Тема: «Чтение рассказа Н. Носова.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц»Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц» Цель: развитие познавательного интереса и расширение знаний о зимующих птицах. Задачи: • формировать у детей целостные представления о.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Апрель»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Апрель» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Август»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Август» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Июль»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Июль» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Январь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Ноябрь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Э. Шима и А. Ливеровского «Февраль» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Октябрь»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Октябрь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Сентябрь»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Сентябрь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ЧХЛ «Чтение рассказа С. Сахарнова «Два радиста»
Опубликовано: 5 ноября 2022 в 18:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ЧХЛ «Чтение рассказа С. Сахарнова «Два радиста»» (включая файлы) размещена пользователем Ворончихина Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД