МААМ-картинки

Конспект занятия «Осень. Признаки осени. Знакомство с многообразием слов, моделированием. Цвет и оттенки»

Мария Хроменкова
Конспект занятия «Осень. Признаки осени. Знакомство с многообразием слов, моделированием. Цвет и оттенки»

Тема: «Осень. Признаки осени. Знакомство с многообразием слов, моделированием. Цвет и оттенки. Входная диагностика».

Продолжать знакомить дошкольников с характерными признаками осени, с изменениями в жизни птиц и диких животных. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Активизировать словарь по теме, учить отвечать на поставленные вопросы. Учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, тихие). Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить моделировать слово в виде прямоугольника. Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. Продолжать формировать понятия «каждый», «все», «остальные», «кроме», «такой же», «одинаковый». Развивать целостное восприятие, умение анализировать, сравнивать и устанавливать цветовую закономерность расположения элементов в ряду. Развивать познавательные процессы, общую и мелкую моторику, координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект занятия „Осень, Признаки осени, Знакомство с многообразием слов, моделированием, Цвет и оттенки“» размещена в разделах

Ход занятия:

Ритуал приветствия:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет» и «Добрый день»;

Если каждый улыбнётся –

То занятие начнётся!

- Ребята, к нам на занятие прилетела интересная птичка из Страны Знаний.

Педагог показывает детям игрушку Сороку Белобоку.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сорока – Белобока. Давайте знакомиться. Только простым способом знакомиться я не люблю. Это как – то не интересно. А давайте как у нас в Стране Знаний с помощью волшебной ленты. Сорока достаёт ленту. Каждый из вас говорит своё имя и берет ленточку, следующий ребенок повторяет имя предыдущего и называет своё имя и тоже берет ленточку. Смотрите как надо! Сорока «даёт» педагогу ленту и называет своё имя. Педагог повторяет имя сороки и называет своё имя, затем передает ленту ребенку и т. д. (Дети называют свои имена).

- Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Посмотрите, группа украшена разноцветными листьями. Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Осень) Такие пестрые листья – один из признаков осени. Назовите, пожалуйста, другие признаки осени. (Осенью становится холоднее. День становится короче, а ночь – длиннее. Насекомые погибают или прячутся от холода. Перелетные птицы улетают на юг и т. д.)

- Ребята, а вы знаете, как изменяется жизнь растений и животных осенью? Педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением деревьев осенью.

Слово осень в нашем сознании прочно ассоциируется с золотой порой листопада. Поэтому сначала понаблюдаем за миром растений.

У каждого дерева свой наряд осенью. Например, у берёзы листья осенью становятся золотисто-желтыми, у рябины — красновато-бурыми, у бересклета — розовыми, а у клёна — и вовсе окрашиваются в несколько цветов. А вот хвоинки ели и сосны не изменяют окраску.

- А почему листья изменяют свою окраску? Лист зелен потому, что в нём есть зелёное красящее вещество — хлорофилл.

Это вещество легко разрушается. Но летом оно быстро восстанавливается, и листья остаются свежими и зелёными. Окраска листа не меняется, так как образование красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают. Света становится всё меньше и меньше. Зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро, как и летом, разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше, лист бледнеет. Но в клетках листа есть и другие красящие вещества — жёлтые или красные, и теперь, когда зелёное красящее вещество постепенно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют или становятся багряными. Вслед за изменением окраски листьев начинается листопад.

А почему хвойные растения не сбрасывают свой наряд? Хвоинки этих деревьев покрыты толстой кожицей. Они испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев.

- А что же происходит с животным миром осенью?

Осенью насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и впадают в оцепенение. Так они защищаются от холода. Пчёлы и осы делают запасы мёда на зиму.

Рыбы к зиме уходят на глубину водоёма и собираются в местах, благоприятных для зимовки. Так ведут себя карась, лещ, сазан и другие рыбы. При понижении температуры рыбы становятся малоподвижными.

У птиц тоже много забот осенью.

Корма для птиц становится всё меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Воробьи, сороки, галки, синицы, поползни, сойки, готовясь к зиме, усиленно питаются и накапливают жир. Так они приспосабливаются к зимним холодам.

Многие птицы начинают собираться в стаи, а затем летят в тёплые края. Это перелётные птицы. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми (ласточки, стрижи, соловьи). Позднее всех улетают утки, гуси, журавли. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы.

Кочующие птицы (снегири, свиристели, чечётки)не имеют постоянных мест зимовок. Соединяясь в стаи, они улетают на небольшие расстояния в места, более богатые кормом.

Звери осенью тоже готовятся к зиме.

Многие животные запасают корм. Мыши собирают семена растений, орехи, жёлуди и складывают их в специальные камеры нор, под корни деревьев. Бобры делают запасы в виде веток деревьев и кустарников, которые складывают около жилища. Бурундуки запасают семена и кедровые орешки. Белки хранят собранные орехи и жёлуди в дуплах или пространствах между корнями деревьев, сушат грибы на деревьях. Запасают корм барсуки и другие звери.

Некоторые звери осенью усиленно питаются и накапливают жир. К таким животным относится медведь. Летом и вначале осени для него много еды : созрели ягоды и другие плоды, стали сочными корни растений, всюду много насекомых, особенно медведь любит муравьёв, с большим удовольствием он ест рыбу, мёд диких пчёл и ос, обсасывает зёрна овса. Медведь усиленно питается и сильно жиреет. А уже после листопада у растений медведи устраивают берлогу. Забрался мишка в берлогу, припал к лапе и — на боковую. Будет всю зиму видеть сны, слушать, как скрипят над берлогою высокие ели. Усиленно питается и ёж.

- Осенью все звери как бы «переодеваются» — линяют. Линька у зверей — это постепенная смена шерсти. Вместе негустой летней шерсти вырастает новая — густая и пушистая, которая согревает с наступлением холодного времени. А у некоторых животных – зайца, белки, песца – изменяется и её окраска. Шерсть у белки становится серой, у зайца — белой, у песца – белой или серо-голубой.

-Вот какие изменения происходят осенью в жизни животных и растений.

Игра «Осенние приметы».

- Сорока Белобока, предлагает сыграть в игру. Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:

Осенью цветут цветы? (нет).

Осенью растут грибы? (да).

• Тучки солнце закрывают? (да).

• Часто — часто льют дожди? (да).

• Туманы осенью плывут? (да).

• Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).

• Звери норки закрывают? (да).

• Урожай все собирают? (да).

• Птичьи стаи улетают? (да).

• Солнце светит очень жарко? (нет).

• Все купаются в реке? (нет).

• Можно детям загорать? (нет).

• Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).

• Сапоги всем обувать? (да).

- Послушайте стихотворение «Летний сад».

Летний сад порыжел немножко.

Хоть возьми да и перекрась!

Это осень — рыжая кошка –

Тёмной ночью в него пробралась.

Где ступала на мягких лапках,

Там и след оставляла свой:

Крона дуба — в жёлтых заплатках

Клён горит огневою листвой.

На газоне — смотрите сами –

Не трава, а рыжая шерсть!

Это кошка лазать устала

И решила в траве присесть.

Г. Новицкая

- Скажите ребята, о чём это стихотворение? (об осени).

- С кем поэт сравнивает осень? (с рыжей кошкой).

- А вам хочется, что бы наступила осень? (да).

- Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами. Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.

-Ребята, как вы думаете, какого цвета осень? (жёлтая, красная, оранжевая). А можно сказать, что осень разноцветная? (да).

Динамическая пауза «Деревья»

(Дети слушают рассказ и выполняют различные движения).

Летом ярко светило солнышко. (Растопыриваем пальцы перед собой)

Тёплый ветерок обдувал деревья. (Машем на себя ладошками)

Тёплый дождик мыл зелёные листочки. (Кончиками пальцев трём щёчки)

А потом лето кончилось, пришла осень. Холодный дождик стучал по листьям. (Стучим кончиками пальцев по щёчкам)

Холодный ветер раскачивал деревья. (Качаемся из стороны в сторону).

Игра «Какие бывают слова

Педагог читает детям стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова» :

Есть сладкое слово - конфета,

Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово - лимон,

Есть слово с окошком - вагон,

Есть слово колючее - ежик,

Есть слово промокшее - дождик,

Есть слово упрямое - цель,

Есть слово колючее - ель,

Есть книжное слово - страница,

Есть слово лесное - синица,

Есть слово пушистое - снег,

Есть слово веселое - смех.

Сорока Белобока, просит назвать детей «громкие слова», «звонкие слова», «тихие слова».

- Как вы думаете, какими бывают еще слова? Существуют короткие и длинные слова. Приведите примеры.

Игра «Звуки поменялись местами».

- Сорока Белобока сочинила стихи, но что-то в них не так. Предложите детям помочь ему исправить ошибки.

Ой, кричат вокруг хозяйки,

В огород забрались майки (зайки).

Здесь хорошее местечко –

Протекает мимо печка (речка).

Слезы льются у Оксанки,

У неё сломались банки (санки).

Мышка спряталась под горку

И грызет тихонько норку (корку).

Сшил себе котенок тапки,

Чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).

- Почему Сорока Белобока ошиблась?» (Потому что слова звучат очень похоже.)

- Произнесите слова, которые звучат похоже (майки - зайки, печка - речка, банки - санки, норку - корку, шапки - лапки).

Сорока Белобока совсем не умеет писать, поэтому будет рисовать вот такие прямоугольники, которые обозначают слова (Показать на доске). Давайте и вы попробуете.

Выполнение заданий в рабочих листах:

1. Назови каждую картинку одним словом, нарисуй по точкам прямоугольник под каждой картинкой. Так ты обозначаешь слова, которые назвал.

Динамическая пауза «Дует ветер».

- Давайте покажем, как дует ветер.

Ветер северный подул: (пошевелить пальчиками и подуть на них)

С-С-С-С.

Все листочки с веток сдул: (помахать руками в воздухе)

С-С-С-С

Полетели, закружились.

И на землю опустились (ладони зигзагами плавно опустить вниз)

Листья пожелтели и упали на землю. (Приседаем, потом встаём).

«Блоки Дьениша»

- Сорока Белобока принесла вам какие то интересные предметы, назовите их одним словом (Геометрические фигуры).

Педагог выкладывает перед детьми «Блоки Дьениша» : красные круги: большой и два маленьких, синие: большой и маленький, маленький красный квадрат.

- Определите, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясните почему. (Все остальные - круги.)

- Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру (одинаковые)

Выполнение заданий в рабочих листах:

1. Проведи от стрелочки до звездочки линию, которая соединит все кепки.

2. Выяви закономерность в каждой последовательности и раскрась картинки справа.

Графомоторика:

Нарисуй палочки к флажкам. Нарисуй дождик.

Прощание.

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

Публикации по теме:

Календарное планирование тематической недели «Осень. Признаки осени» в младшей группе Сентябрь 2 неделя. Цели: укреплять интерес детей к окружающей природе; накапливать представления об объектах и явлениях природы, их разнообразии;.

Календарное планирование тематической недели «Осень. Признаки осени»» в старшей группеКалендарное планирование тематической недели «Осень. Признаки осени»» в старшей группе Цели: укреплять интерес детей к окружающей природе; накапливать представления об объектах и явлениях природы, их разнообразии; закрепить.

Конспект НОД по развитию речи «Осень. Признаки осени» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Осень. Признаки осени» в средней группе Цель: Развитие речи детей. Задачи: закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по схеме, развивать внимание и память.

Конспект прогулки «Наблюдение за многообразием формы и цвета листьев» в подготовительной группеКонспект прогулки «Наблюдение за многообразием формы и цвета листьев» в подготовительной группе Цели: продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира; учить различать растения по внешнему виду; развивать исследовательскую.

Конспект прогулки «Наблюдение за многообразием растений»Конспект прогулки «Наблюдение за многообразием растений» Цель прогулки: закрепить знания детей о деревьях,различных их частях (корни, ствол,крона); учить отличать различные виды деревьев; продолжать.

Конспект занятия-наблюдения с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе «Признаки весны»Конспект занятия-наблюдения с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе «Признаки весны» Цель: Повысить интерес ребят к миру природы. Способствовать развитию умственной и речевой активности. Задачи: Формировать представление.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Признаки весны»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Признаки весны» "Признаки весны" Задачи: уточнить знания детей о признаках весны, развивать творческое воображение. Продолжать учить детей делать лёгкий.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Составление рассказа: Признаки весны» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Конспект занятия «Знакомство с картиной «Золотая осень»Конспект занятия «Знакомство с картиной «Золотая осень» Программное содержание: Учить детей видеть и чувствовать красоту родной природы, выражать это в речи. Учить отличать отличительные признаки.

Лэпбук «Осень. Признаки осени»Лэпбук «Осень. Признаки осени» Для приготовления лэпбука я воспользовалась библиотекой картинок на МААМ. Скачать лэпбук можно здесь Скачав картинки-заготовки для основы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Осень. Признаки осени. Знакомство с многообразием слов, моделированием. Цвет и оттенки»
Опубликовано: 30 августа 2022 в 13:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Осень. Признаки осени. Знакомство с многообразием слов, моделированием. Цвет и оттенки»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Хроменкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД