МААМ-картинки

Консультация «Закаливание как способ укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ»

Ольга Потапова
Консультация «Закаливание как способ укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ»

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Это выработка условного рефлекса на то или иное раздражение. Следовательно, это тренировочный процесс, построение которого для достижения максимального конечного эффекта должно быть подчинено определенным физиологическим законам, лежащим в основе механизма выработки условного рефлекса.

Публикация «Консультация „Закаливание как способ укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ“» размещена в разделах

Закаливающий эффект (закаленность) достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

Основы закаливания детского организма разработаны в начале XX в. Сперанским Г. В. и заключаются в следующем:

• выбор способа закаливания зависит от климатических условий региона проживания (на севере – к холоду, на юге – к жаре, в горах – к пониженному атмосферному давлению);

• закаливание должно проводиться путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды и др.);

• проводить закаливание можно лишь при полном здоровье (организм в состоянии выраженного напряжения адаптационных механизмов или дизадаптации не может адекватно реагировать на внешние воздействия);

• проведению закаливающих воздействий должен сопутствовать положительный эмоциональный фон (закаливание по принуждению, сопровождаемое плачем и криком – бесполезное занятие);

• закаливающие воздействия должны проводиться с соблюдением индивидуальных особенностей здоровья и степени закаленности организма.

• закаливание должно проводиться систематически (при нарушении систематичности терморегуляционный рефлекс ослабевает и уже через неделю устойчивость детского организма к холодовому воздействию снижается);

• необходимо последовательное использование закаливающих воздействий (к водным процедурам можно приступать после того, как ребенок привык к воздушным, вызывающим меньшее напряжение в организме и т. д.).

В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнечная радиация.

Закаливание воздухом.

В настоящее время ведущим способом закаливания детей в ДОУ являются воздушные ванны и хождение босиком, так как они имеют возможность разнообразить формы и методы их применения, позволяют реализовать наиболее важный вид закаливания – замедленное холодовое воздействие. Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. При этом необходимо учитывать сезонные особенности. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц. Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 20 градусов. Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений.

Рекомендуется использовать пульсирующий микроклимат не только во время физкультурных и оздоровительно-игровых занятий, но и при каждом удобном случае, дающем возможность воздействия контрастными температурами воздуха.

Пульсирующий микроклимат создается путем интенсивного проветривания помещений групповых во время дневного сна, перед занятием до температуры воздуха в них на 3–5° ниже температурной нормы (20–22°); через 2–3 недели можно увеличить до 6–8° и поддерживать на этом уровне еще в течение 2–3 недель. Если все дети хорошо переносят эти колебания, амплитуду их увеличивают до 9-10°. Закрытие фрамуг должно производиться за 15 мин до подъема детей.

Наиболее простыми способами создания пульсирующего микроклимата являются:

• переход из помещений солнечной стороны на теневую и наоборот;

• использование теплозащитных свойств одежды: одеться потеплее, чтобы вспотеть, затем, часа через 1,5–2, снять лишнюю одежду и так повторять несколько раз в течение дня;

• в переходные периоды года, при температуре наружного воздуха от 0 до 10°, открыть окно, подвести к нему детей и подышать свежим воздухом 1–2 мин, повторяя так несколько раз в день. При этом помнить – никаких сквозняков! Сквозняки никакого отношения к пульсирующему микроклимату и воздушному душу не имеют.

Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ – это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры.

Формой механического и термического точечного массажа стоп является хождение босиком. Оно рефлекторно улучшает деятельность сосудов верхних дыхательных путей. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях, физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком.

Следующий этап — хождение босиком по земляному грунту во дворе, в саду, на улице в течение лета. Приступая к процедуре закаливания, необходимо помнить, что горячий песок или асфальт, снег, лед, острые камни, иглы в хвойном лесу и шишки оказывают сильное возбуждающее воздействие, в то время как теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, ковер в помещении успокаивают. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли. Данный вид закаливания сочетается с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия. Так, в старшей группе применяются: ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

Закаливание водой.

Водные процедуры весьма положительно влияют, на организм возбуждают аппетит, улучшают кровообращение, обмен веществ тонизируют нервную систему, создают бодрое настроение, повышают защитные свойства организма.

Умывание – это не только гигиеническая, но и при определенной организации хорошая закаливающая процедура. Во-первых, необходимо умываться водой комнатной температуры (18–20°) и даже теплой при каждом удобном случае. Закаливающее обмывание, включающее в себя омовение лица, шеи и рук до локтя, должно проводиться не только до и после ночного и дневного сна, но и при каждом гигиеническом мытье рук (в случае их загрязнения, после посещения туалета, перед едой и т. п.). В последнем случае руки моются с мылом, а лицо и шею только ополаскивают водой. Во-вторых, после мытья кожа лишь слегка вытирается (снять капли, а затем подлежит естественному обсыханию, так как сам процесс испарения оставшейся влаги приводит к охлаждению испаряющей поверхности, превращая его в закаливающее холодовое воздействие.

Полоскание рта и горла водой понижающейся температуры. Предлагается следующая методика закаливающего полоскания рта. Оно проводится после каждого приема пищи. Для полоскания дети набирают 2/3 стакана холодной водопроводной воды, в течение 10–15 с, 2–3 раза меняя воду, хорошо полощут рот, а затем 2–3 раза по 5–7 с. производят полоскание горла. Процедуру заканчивают точечным массажем миндалин, наложив большой и указательный пальцы на область проекции миндалин, проведя 5–6 круговых массирующих движений. Это обеспечивает активный приток крови к миндалинам и является хорошим средством профилактики ангины.

Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Начальная температура воды для обтирания детей 3 лет составляет 32 °С, для детей 5-6 лет — 30 °С, для детей 6-7 лет — 28 °С. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1° и доводят до 22 °С летом и до 25 °С зимой для детей 3-4 лет, до 20 °С и 24 °С — для детей 5-6 лет, до 18 °С и 22 °С — для детей 6-7 лет. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливанию.

Спустя 2 недели от начала влажных обтираний можно назначать местные ножные ванны. Наиболее благоприятное время для начала проведения ножных ванн — лето. Обливание ступней и голени начинают с температуры воды, равной 28 °С, далее охлаждают ее из расчета 1° в неделю. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста — 15-20 с. Обливание осуществляют следующим образом. Обливание ног лучше всего производить в ванне, где ребенка усаживают на специальную подставку. На дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы. Подбирают нужную температуру воды путем ее смешивания. Время процедуры — 20-30 с. По окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а далее растирают до легкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливания можно осуществлять в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.

Следует отметить, что если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температурой воды, более высокой, нежели указано выше. В противном случае произойдет обратный результат закаливающего воздействия — ребенок может заболеть. В этой связи следует учесть, что в любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная от неспециальных закаливающих мероприятий и перехода к специальным: воздушным ваннам, местным обливаниям, общим обливаниям, плаванию.

Плавание в бассейнах ДОУ.

Плавание детей дошкольного возраста издавна использовали как меру закаливания. В настоящее время выявлены особенности влияния плавания на характер деятельности различных функциональных систем, на физическое развитие и заболеваемость детей. Показано, что систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие у 93,5 % детей. При этом увеличились по сравнению с незакаливающимися детьми линейные и весовые показатели, жизненная емкость легких, силовые характеристики скелетных мышц. Это позволило обоснованно рекомендовать плавание для детей в бассейнах детских садов. Занятия в бассейне («лягушатнике») начинаются со 2-й младшей группы детского сада. Спортивная часть занятия детей младшего и среднего возраста заключается в основном в освоении водной стихии и ознакомлении со свойствами воды. Эта часть занятий насыщена игровыми элементами, прекрасно воспринимаемыми детьми. Это активное обливание детей, погружение их в воду на различные уровни, выполнение дыхательных упражнений в воде. Такие уроки, при их правильной организации и активном участии инструктора-методиста, создают идеальный физкультурно-оздоровительный комплекс.

Обычно первые занятия в бассейне не должны превышать 7–8 мин, постепенно их можно увеличить до 15–20 мин.

Занятия детей в бассейне следует проводить в первую половину дня с 9 до 12 ч или во второй половине дня с 15 до 18 ч. Длительность процедуры в младшей группе 20-2 5 мин, в средней и старшей – 25–35 мин, в подготовительной – 35–40 мин. Такая продолжительность является оптимальной и не вызывает утомления ребенка.

Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность прежде всего потому, что появилась возможность эффективного закаливания детей.

Закаливание солнечными лучами.

Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи – довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. Под влиянием солнечных лучей лучше становится самочувствие, сон, успокаиваются боли, улучшается состав крови, усиливается рост волос, кожа лучше регулирует теплообмен. В коже образуются активно действующие вещества, богатые витамином D («антирахитическим», улучшающие усвоение столь важных для растущего организма солей кальция и фосфора. Из всех лучей солнца наиболее сильным действием обладают невидимые для глаз ультрафиолетовые лучи, химически действующие, и инфракрасные - тепловые. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара.

Начинают закаливание солнцем у детей раннего возраста в тени деревьев. Световоздушные ванны проводят как в положении ребенка лежа, так и в активном положении. Важно отметить, что активное поведение ребенка при принятии световоздушной ванны будет способствовать лучшей адаптации к ультрафиолетовому облучению. Важно, чтобы он не перегревался. Необходим тщательный контроль за состоянием кожных покровов, степенью их гиперемии и потоотделения.

Непременным методическим приемом при проведении световоздушных ванн является постепенность обнажения тела. Сначала обнажают те части тела ребенка, которые менее чувствительны к действию света и температуры (руки и ноги, и лишь затем туловище. Детям в возрасте 3 лет и старше световоздушные ванны назначают при температуре воздуха не ниже 19 °С. На голову надевают панамку, кепку или любой головной убор светлого цвета во избежание перегревания; могут быть надеты очки с темными светофильтрами.

Не менее важным фактором в «постепенности» проведения закаливания является фактор времени, в течение которого осуществляется световоздушная ванна. Продолжительность первой ванны для детей от 1 года до 3 лет — 5 мин, для детей 4—7 лет — 10 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны, доводя его до 30—40 мин. Наиболее целесообразно проведение световоздушных ванн в средней полосе с 9 до 12 ч. дня.

Заключение.

Хорошее здоровье малыша - это не подарок судьбы, не случайность, а результат желания, умения и стараний родителей и работников дошкольных учреждений. Закаливание организма - формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных заболеваний».

Закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.

Публикации по теме:

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников Воспитание здорового ребёнка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье.

Консультация для родителей детей второй младшей группы «Подвижные игры как способ укрепления здоровья и развития детей» Консультация для родителей детей второй младшей группы. Подвижные игры как способ укрепления здоровья и развития детей. Составила: Кузьмина.

Консультация для родителей «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей» Консультация для родителей «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей» Забота о детях, их благополучии, счастье и.

Консультация для родителей «Значение семейного досуга как средства укрепления здоровья детей» Консультация для родителейЗначение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье.

Педсовет «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей»Педсовет «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей» Старший воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! В начале нашего педсовета я Вам расскажу о выполнении решения предыдущего педсовета.

Презентация на тему «Модель сохранения и укрепления здоровья дошкольников в течение дня в условиях детского сада»Презентация на тему «Модель сохранения и укрепления здоровья дошкольников в течение дня в условиях детского сада» Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого. Президент РФ В. В. Путин. В соответствии с ФГОС дошкольного образования,.

Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей. В современном, динамичном мире, изменения,.

Семинар-практикум для родителей «Дыхательная гимнастика как средство для сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Тема «Дыхательная гимнастика как средство для сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Цель: формирование у родителей устойчивой.

Создание здоровьесберегающей среды как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Создание здоровье сберегающей среды, как средство развития предметно - развивающей среды у детей дошкольного возраста. Одной из главных.

Здоровый образ жизни воспитателя как условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Закаливание как способ укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ»
Опубликовано: 10 марта 2019 в 14:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Закаливание как способ укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Потапова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД