Получи документы

Конспект урока русского языка в 3 классе «Типы текстов»

Фисюк Ирина
Конспект урока русского языка в 3 классе «Типы текстов»

Тема урока : «Какие бывают тексты»

Цель урока : создание условий для усвоения знаний о типах текста и формирования умений определять и различать их.

Задачи урока :

1. Научиться определять типы текстов, узнать их характерные признаки

2. Развивать логическое мышление: умение делать выводы, анализировать

3. Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: УМК «Школа России» 3 класс 1 часть, раздаточный материал, презентация, документ-камера.

Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Типы текстов“» размещена в разделах

Тип урока : урок открытия новых знаний

Межпредметная связь: Окружающий мир

Планируемые результаты:

Предметные: 1) Распознавать тексты разных типов : описание, повествование, рассуждение

2)Закрепление знаний, умение оценивать достигнутые результаты

Метапредметные:

Познавательные: 1)Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; 2)Постановка и формулирование проблемы; 3)Выполнение действий по алгоритму;

Регулятивные: 1) Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности ; 2)Постановка цели урока, составление плана; 3) Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем, объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

Коммуникативные: 1) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 2) принимать активное участие в работе в паре определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы ; 3) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: 1) Развитие мотивов учебной деятельности; 2) Формирование уважительного отношения к иному мнению; 3)Учебно-познавательный интерес к новому материал и способам решения новой задачи

I.Организационный момент -Здравствуйте Ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Работа с пословицей. Сядет тот, кто сможет объяснить смысл пословицы «Знания не даются без старания»

-Как вы думаете в чем смысл этой пословицы?

-Правильно, человек может чему-то научиться, если будет стремиться к этому, прилагать усилия.

-Сегодня на уроке нам понадобится трудолюбие, внимание, память и отличное настроение. Если всё это есть - покажите солнышко.

Мотивация. Посмотрите на слайд, кто это?

-Правильно, это кот Леопольд. Он пришёл к нам не с пустыми рукам, он подготовил для нас много интересных заданий и лист самооценки в виде ромашки. После каждого правильного выполнения задания, вы будете закрашивать 1 лепесток.

-Если вы готовы начать урок, то покажите правильной посадкой.

II.Актуализация знаний Межпредметная связь. Что вы знаете о кошках? Кошки – это самые распространённые домашние животные. На свете существует около 60 разных пород. В скелете кошки находится 250 костей. Кошки чувствуют запахи в 14 раз сильнее, чем люди.

- Леопольд хочет проверить, как вы запомнили прошлую тему.

-Ребята, давайте вспомним, что такое текст? (Текст-это высказывание, в котором два или несколько предложений, объединены общей темой и связаны по смыслу).

-Что имеет текст? (Главную мысль и тему)

Что такое главная мысль текста? (Это то, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться)

-Что можно сделать с текстом? (Озаглавить)

III.Формулирование темы урока - Леопольд предлагает нам прочитать текст. Маша прочитай его пожалуйста.

Собака и её тень. Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем. (Л. Толстой.)

-Докажите, что вы прочитали текст. (Правильно, это текст, потому в нём все предложения связаны по смыслу)

-Можем ли мы определить тип текста? (Нет)

-У нас с вами возникло затруднение.

-Почему мы не можем назвать его тип?

- Анаграмма. Сейчас обратите внимание на слайд, на нём дана анаграмма, отгадайте её и назовите тему нашего урока.

еикак ытюавб етксты

-Формулирование темы. Какая у нас тема урока? Правильно, тема нашего урока «Какие бывают тексты

-Какую цель мы с вами поставим? Узнать, какие бывают типы текстов

-Леопольд составил план нашего урока, но, к сожалению, подул ветер и все пункты плана разлетелись. Нужно поставить пункты в правильном порядке. Маша, выйди пожалуйста к интерактивной доске и расставь пункты плана в правильном порядке. Не забываем про правила техники безопасности: 1. Не смотрите на луч света, исходящий из мультимедийного проектора

2. Работайте только тыльной стороной стилуса.

3. Не дотрагивайтесь до оборудования сырыми руками.

План: 1) Узнать какие бывают типы текстов

2) Научится определять тип текста

3) Применить полученные знания на практике.

-Рефлексия. Если вы согласны, то покажите солнышко.

-Давайте прочитаем пункты плана.

IV. Открытие новых знаний Работа по первому пункту плана. Начинаем работать по первому пункту плана. Итак, что мы должны узнать? Узнать какие бывают типы текстов

-Давайте посмотрим на слайд. Кто изображён на нём? (Кот)

-Какого он цвета? Какого он размера? Какой он пушистый или гладкошёрстный? Какого цвета у него глаза?

-Что сейчас мы с вами делали? (Описывали внешность кота)

-Предположите, как может называться тип текста.

-Первый тип текста называется описание. В нём описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие.

Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Саша прочитай текст. У сороки есть прозвище – белобока. Голова, крылья, хвост у нее — черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

-Это текст -описание. Потому что в этом тексте описывается её внешний вид.

-Обратите внимание на слайд. Что делает кот на этих рисунках? (Умывается, кушает, спит)

-Текст, в котором рассказывается, сообщается о последовательности событий, называется повествование.

-Как вы думаете, к этому тексту какие можно задать вопросы: что случилось? что произошло? Когда произошло?

-Сколько картин мы можем представить на основе этого текста? Правильно, на основе текста можно представить несколько последовательных картин. В центре повествования всегда стоит действие. Это действие развивается активно, поэтому в повествовании всегда много глаголов.

- Лиза прочитай текст. У котов 24 уса, по 12 с каждой стороны. Зачем они коту? Усы помогают котам получать информацию обо всём, что их окружает. С их помощью коты, не видя или не касаясь предметов, различают их размер и форму. Усы помогают котам и в охоте. Ими коты определяют расстояние до мыши, то, как её удобнее схватить. Вот почему усы не только украшение, но и жизненно важный орган всех котов и кошек.

- На какой вопрос отвечает этот текст? Этот текст отвечает на вопрос : зачем коту усы?

-Тип текста, в котором объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий, называется -рассуждение.

-Какой вопрос мы можем задать к этому типу текста? К этому тексту можно задать вопрос почему, зачем? В тексте рассуждении, обычно, три части. Вступление, в котором задаётся вопрос или утверждается что-либо. Основная часть, в которой даётся ответ на поставленный вопрос (доказательство). Заключение – вывод или подтверждение того, что было сказано. Воспитательный момент. Ребята, как нужно относиться к кошкам?

- Как нужно ухаживать за кошками? Необходимо ухаживать за их шерстью, для ухода за шерстью используют гребни и щётки. Кошкам необходимо развивать когти, для этого можно использовать доску или специальный валик на подставке, посуда для еды и питья должна быть устойчивой и неглубокой. Посуду нужно регулярно мыть. Взрослую кошку лучше кормить 2 – 3 раза в день.

-Ребята, что нужно сделать прежде чем завести кошку? Нужно сначала изучить правила содержания, кормления, ухода за животным.

-Как мы должны относится к домашним животным? Мы должны относиться к ним бережно. Так как, они братья наши меньшие, о них надо заботиться всегда. Так как, потому чт мы в ответе за тех, кого приручили.

-Вывод: Давайте сделаем вывод, какие есть типы текстов? Описание, повествование, рассуждение. В описании описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие. Текст, в котором рассказывается, сообщается о последовательности событий,повествованием. Тип текста, в котором объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий, называется -рассуждение

Рефлексия. Если мы с вами выполнили первый пункт плана, то покажите солнышко.

Работа по второму пункту плана. Что мы должны сделать? Научится определять тип текста

-Леопольд предлагает вам выполнить вот такое задание. У вас на столе лежит листочек, на котором написан алгоритм определения типа текста, но, к сожалению, он так спешил к нам на урок, что все пункты алгоритма перепутались, вам нужно поставить их в правильном порядке.

Алгоритм.

1. Сначала прочитайте текст.

2. Затем определите, на какой вопрос дается ответ в тексте

3. По вопросам и содержанию определить тип текста

-Если вы закончили выполнять задание, то покажите правильной посадкой

-Сейчас осуществите самопроверку по эталону на слайде правильные ответы.

Рефлексия. Если вы правильно выполнили задание, то покажите солнышко.

-Если неправильно выполнили задание, то покажите тучку.

-Если выполнили всё верно, то закрасьте 1 лепесток у ромашки.

Работа в парах. Леопольд подготовил для вас задание, вы будете работать в парах. У вас на столе лежит листок с текстом. Вам необходимо определить его тип.

Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (А. Толстой)

-Если вы закончили выполнять задание, то покажите правильной посадкой.

-Самопроверка по эталону. А сейчас осуществите самопроверку по эталону.

Рефлексия. Если вы правильно выполнили задание, то покажите солнышко.

Если вы неверно выполнили, то покажите тучку.

-Если вы выполнили всё верно, то закрасьте 1 лепесток у ромашки.

-Давайте вернёмся к тексту, который мы прочитали вначале и определим его тип.

Собака и её тень. Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем. (Л. Толстой.)

-Какой тип этого текста? Повествование.

В нём рассказывается о собаке, которая переходила через реку и уронила кусок мяса. В основе рассказа – событие, поступок. В тексте много действий : шла, несла, увидела, подумала, бросила, кинулась, осталась.

- Сделаем вывод: Как определить тип текста? (Нужно определить, что содержит текст (сообщение, описание или объяснение) и какой вопрос можно поставить к тексту

Работа по третьему пункту плана. Что мы должны сделать? Применить полученные знания на практике.

Работа в группах. Сейчас мы с вами поработаем в группах. Учащиеся 1 группы работают на интерактивной доске, учащиеся второй группы работают на интерактивном дисплее. Вам необходимо определить тип текста. При работе не забывайте о технике безопасности.

1. Не смотрите на луч света, исходящий из мультимедийного проектора

2. Работайте только тыльной стороной стилуса.

3. Не дотрагивайтесь до оборудования сырыми руками

-Ребята первой группы, это те, кто сидит на 1 варианте.

Декабрь. Наступил декабрь. Ударили первые морозы. Холодный ветер качает ветви сонных деревьев. Звери не боятся зимы. У них теплые шубки. Медведь спит в берлоге. Зимующие птицы перебрались ближе к людям. В лесу стоит тишина.

Ребята второй группы, это те, кто сидит на 2 варианте.

Узоры на стекле. Почему появляются на окнах снежные узоры? Дело в том, что водяной пар оседает на холодные стёкла. Он превращается в кристаллы льда. Льдинки соединяются друг с другом. Вот и вырастают на стекле причудливые узоры.

-Взаимопроверка по эталону. Поменяйтесь местами. Осуществите взаимопроверку. Поставьте друг другу оценки.

-Рефлексия. Если вы согласны с ответами, то покажите солнышко.

- Если вы выполнили всё верно, то закрасьте 1 лепесток у ромашки.

V.Самостоятельная работа. А сейчас мы с вами выполним самостоятельную разноуровневую работу. Зеленая карточка- лёгкая, Красная карточка- трудная. Выбирайте любую карточку.

Зеленая карточка: Определите тип текста.

Почему из космоса Земля кажется голубой, а Венера серебристой? Землю и Венеру окрашивает их газовая оболочка (атмосфера). У Земли это голубой кислород, а у Венеры плотная, облачная атмосфера, и издали она кажется серебристой.

Красная карточка: Соотнесите тип текста с вопросами

Что случилось? Текст – описание.

Какой? Текст -

рассуждение.

Почему? Зачем? Текст-повествование.

-Если вы закончили выполнять задание, то покажите правильной посадкой.

Проверка под документ-камерой. Кто выполнял зелёную карточку. Поднимите руку. Проверим работу Саши под документ камерой и осуществим самопроверку по экрану.

-Рефлексия. Если вы также выполнили задание, то покажите солнышко.

-Если вы выполнили неверно, то покажите тучку

-Если вы справились с самостоятельной работой, то закрасьте 1 лепесток у ромашки.

-Если мы с вами выполнили все пункты плана, то закрасьте 1 лепесток у ромашки.

VI. Подведение итогов Подведение итогов. Какая у нас была тема урока? Какие бывают тексты

-Какую мы цель поставили в начале урока? Узнать какие бывают типы текстов

-Если мы с вами достигли цели, то покажите солнышко.

- Как называется тип текста в котором рассказывается, сообщается о последовательности событий? – Повествование

-Как называется текст, в котором описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие?

Как называется тип текста, в котором объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий? Рассуждение

-Если мы с вами выполнили все пункта плана, то покажите солнышко.

-Как нужно относиться к кошкам?

-Как нужно ухаживать за кошками?

- Рефлексия. Если вы довольны своей работой на уроке, у вас все получилось и вам было легко, то покажите солнышко.

-Если вы недовольны своей работой, у вас остались вопросы, вам было трудно, то покажите тучку.

-Я согласна с вашей самооценкой.

-Поднимите руки, у кого закрашены все лепестки, и кто сегодня активно работал на уроке и правильно выполнял все задания, то вы получаете за урок оценку 5.

-Поднимите руку у кого не закрашен 1 лепесток, и кто совершал небольшие ошибки, то вы получаете за урок оценку 4.

-Сегодня вы постарались и очень хорошо потрудились, и поэтому узнали много нового.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения» Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 3 классе «Типы текстов»
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 20:46
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе «Типы текстов»» (включая файлы) размещена пользователем Фисюк Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД