МААМ-картинки

Конспект открытого занятия «Мой Нижний Новгород»

Буланова Ирина Александровна
Конспект открытого занятия «Мой Нижний Новгород»

Конспект занятия

«Мой Нижний Новгород»

/Подготовительная группа/

Программное содержание:

1. Закреплять умение детей узнавать и называть по фотографиям, открыткам знакомые места Нижнего Новгорода, знания о народных промыслах Нижегородской области.

Публикация «Конспект открытого занятия „Мой Нижний Новгород“» размещена в разделах

2. Уточнить знания детей о Нижегородском Кремле, Нижегородской Ярмарке.

3. Побуждать детей узнавать об историческом прошлом Нижнего Новгорода.

4. Развивать диалогическую речь, активизировать употребление глаголов.

5. Развивать воображение и мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение).

6. Воспитывать любовь к родному городу, к своей «малой Родине».

Материал и оборудование:

• Иллюстрации и фотографии родного города в старину и сегодня,

• макет Нижегородского Кремля,

• карточки с вопросами, изделия нижегородских промыслов (Хохлома, Семеновская матрешка, колокольчики,

• символическое изображение герба Нижнего Новгорода,

• фишки для поощрения правильных ответов,

• медали для победителей,

• коробка – посылка с набором букв для составления слова Родина.

• Аудио запись песни «Нижний Новгород»

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, фотографий о Нижнем Новгороде, беседы, тематические занятия, реализация проекта «Нижегородская Ярмарка», экскурсии, прогулки по родному городу, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Сегодня, в канун Дня Рождения Нижнего Новгорода, мы приглашаем Вас совершить увлекательное путешествие по нашему городу. Вы готовы? Тогда начинаем. Посмотрите, пожалуйста сюда (обращает внимание детей на стенд с видами города, звучит песня «Нижний Новгород»). Вы узнали какой город изображен на фотографиях (ответы). Правильно – Нижний Новгород, это наш город!

- А как можно назвать людей, живущих в Нижнем Новгороде? (Нижегородцами)

- Какие места, изображенные на этих иллюстрациях вам знакомы? Покажи, пожалуйста (вызывает детей, где ты бывал?

- А какое место является центром Нижнего Новгорода? (Нижегородский Кремль).

Ребята, а вы любите свой город? Сегодня мы предлагаем вам увлекательную викторину, которая посвящена Нижнему Новгороду. В ходе этой игры мы и узнаем, кто же из вас является настоящим знатоком нашего города. Давайте познакомимся с правилами. Мы будем крутить волчок, стрелка укажет на вопрос. Вам дается время обдумать ответ. Та семья, которая быстрее даст наиболее полный ответ, получает фишку. За каждый правильный ответ вы получаете фишку. В конце игры побеждают те участники, у кого окажется наибольшее количество фишек. Победители нашей викторины будут награждены памятными медалями. И так, начинаем!

Крутим волчок.

Воспитатель: 1 вопрос: «Почему наш город получил название Нижний Новгород

Ответ: В древней Руси было немало городов с простым и понятным названием – Новгород. Наш город был назван Нижнем Новгородом, потому, что он был самым нижним поселением на Оке и Волге.

Воспитатель: А на каких горах стоит наш город

Дети: На Дятловых.

Воспитатель: А кто из вас знает, почему они так называются?

Воспитатель или дети рассказывают легенду о Дятловых горах: давным – давно на горе жило очень много птиц – дятлов. Однажды случился сильный пожар. Чтобы спасти свои гнезда от огня, дятлы на крыльях носили воду с Волги и затушили пожар, поэтому в честь умных птиц назвали горы Дятловыми.

Воспитатель: 2 вопрос: «Что такое Нижегородская Ярмарка? Какие ряды на ней были представлены?»

Ответ: Нижегородская ярмарка – это огромное торжище, собиравшее купцов с разных концов России. Самая большая по размеру, сотни тысяч торгующих. Ярмарка торговала изделиями со всей Нижегородской губернии, здесь были мурашкинские тулупы и рукавицы, семеновские ложки и деревянная посуда и др. изделия. Рядов было много: лоскутный, мясной, стеклянный, мыльный, шляпный колокольный и еще очень много, всего около 2,5 тысяч.

Нижний Новгород называли «карманом России», т. к здесь располагалась Всероссийская Нижегородская ярмарка, которая приносила большую прибыль.

Воспитатель: 3 вопрос: «Назовите башни Нижегородского Кремля, какая из них главная и почему? На какую площадь выходит главная башня?»

Ответ: Дмитриевская (главная башня, выход расположен на пл. Минина и Пожарского, Никольская, Ивановская, Георгиевская, Кладовая, Коромысловая, Северная, Пороховая, Белая, Борисоглебская, Пороховая, Часовая, Тайницкая, Зачатьевская.

У Нижегородского кремля всего 13 башен и много легенд связанно с их названием, но особенно много сложилось о Коромысловой башне (легенду можно предложить рассказать детям самим).

«Девушка спускалась к речке Почайне за водой с ведрами и коромыслом. Было это на рассвете. Дорожка привычная, и вдруг лазутчики врагов встретили девушку. Недолго думая, бросила она ведра и давай бить их коромыслом, несколько тут же и убила. Но силы оказались неравными, девушка погибла. Городская стража подняла шум, да было уже поздно. Девушку с честью похоронили в основании башни, которая в те дни строилась. Положили рядом с нею коромысло – как оружие с воином. А уцелевшие враги вернулись в свой лагерь и рассказали о своем позоре: «Если женщины такие в Нижнем, какие же должны быть мужчины!»

Воспитатель: 4 вопрос: «Загадаю я загадку, кто скорей найдет отгадку?

Резные ложки и ковши разгляди – ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы растут чудесной красоты.

Блестят они, как золотые или солнцем залитые…»

Что это за изделия, какой росписи? (во время чтения загадки демонстрируются изделия, расписанные хохломской росписью)

Ответ: Хохлома.

Правильно, а центром Хохломы является город Семенов Нижегородской области. Это искусство зародилось очень давно, когда еще не было ваших бабушек и дедушек. Мастера – художники поддерживают традиции старой хохломы (то, что перешло от одного поколения к другому). Сегодня Хохлома – искусство, которое создается руками одного большого художника – народа. Хохломские изделия – это уникальное искусство (единственное, неповторимое) не только в России, но и во всем мире.

А сейчас я предлагаю Вам отдохнуть и немного поиграть.

Подвижная игра:

«Платочек»

Воспитатель: 5 вопрос: Что изображено на картинке (герб Нижнего Новгорода, какое животное украшает наш герб?

Ответ: Олень.

А вы знаете, почему именно – олень? (следует рассказ воспитателя или детей) Как – то раз царь, прозванный в народе Иваном Грозным, охотился в наших лесах – и ему представилась следующая картина: на поляну вышел страшенный лось с огромными рогами и начал копытами землю бить. Загудела земля, как живая, глаза лосиные при свете месяца разными огнями засветились. И так разъярился лось, на смертный бой противника вызывая, что царю жутко и страшно стало. Эта картина так в памяти царя запечатлелась, что приснился ему дивный сон. Будто бы окружил он столицу вражеского царства своим войском, бьются войны, шлемы колоколами гудят и звенят, а враги, стоя на стенах крепости, насмехаются и гогочут. Вдруг из тумана белого волжского показался сохатый зверь, да такой большой, что вся вражеская рать у него под ногами оказалась. Начал лось яростно копытами бить, рогами бодать, и полетели к нему каменья крепости, дворцы о войны вражьи. А наутро, проснувшись радостным, царь почувствовал в себе силу и бодрость небывалую. И повел он свое войско на врагов, и за один раз их разгромил. Вот так и сбылся сон грозного царя Ивана: яростный нижегородский лось ногами растоптал, рогами разметал вражью крепость до последнего камня. Вернувшись в столицу, царь издал указ: быть всей земле нижегородской под гербом сохача яростного, и появился на царских печатях и воротах нижегородских буйный лось, бьющий землю копытом. А позднее, когда царь охотился в нижегородских лесах уже на оленей, герб переделали: вместо буйного лося сохатого изобразили яростного, бьющего о землю передним копытом оленя. С тех пор гордый красавец олень украшает наш Нижегородский герб.

Воспитатель: 6 вопрос: «Как называется место, где встречаются Ока и Волга? Что расположено на этом месте?»

Ответ: Стрелка. Нижегородская ярмарка.

Правильно. В этом месте Ока и Волга, как две подружки встречаются и в обнимку бегут дальше, а берег в этом месте выглядит, как наконечник стрелы. Именно сюда на Нижегородскую Ярмарку стекалось много купцов из разных далеких стран: Индии, Болгарии, Китая, Афганистана и др., а приплывали они в Нижний Новгород на судах по Оке и Волге.

Воспитатель: 7 вопрос:

«Десять кукол деревянных, круглолицых и румяных

На столе у нас живут, как, ребятки, их зовут?

Ответ: Матрешка.

Воспитатель: а в каком городе нашей области делают матрешек? (Семенов) А у семеновской матрешки есть сестрички: Полхов – майданская матрешка и Загорская. А кто из вас знает – как появилась первая матрешка (рассказ воспитателя или ребенка). Однажды известный русский художник держал в руках расписное русское яйцо и японскую игрушку. Эти две игрушки, сделанные в разных концах Земли, навели его на интересную мысль. Быстро нарисовал он на бумаге смешную куколку, затем еще и еще… Токарь выточил из дерева куколку, а художник расписал ее. Так появилась на свет девочка в русском костюме. В ней прятались еще несколько фигурок» мал мала меньше», последняя была похожа на завернутого в пеленки младенца. Кто-то, увидев, ее восхищенно воскликнул: «Ну, прямо Матрена!» Так девочку и называют Матрешка, Матрешечка, Матренушка.

Воспитатель: 8 вопрос: «Как называется наша страна? Назовите столицу нашей Родины? Какие еще города, кроме Нижнего Новгорода вы знаете(после ответов детей, подсчет набранных фишек).

Вот и подошла к концу наша викторина, посмотрите, как много фишек вы набрали все вместе, а это значит, что каждый из вас немало знает о нашем любимом городе, и все мы с вами настоящие Нижегородцы. Ну, а самыми активными сегодня оказались… (распределение мест, награждение в конце занятия).

Воспитатель: Молодцы, а теперь состоится награждение победителей нашей викторины (детям вручаются медали с символикой Нижегородской ярмарки, под музыку).

Воспитатель: А сейчас мы предлагаем Вам посмотреть небольшой ролик о нашем любимом городе. (Просмотр фильма телекомпании Волга «Нижний Новгород» (истории великие страницы).

Публикации по теме:

Проект «Нижний Новгород — город трудовой доблести»Проект «Нижний Новгород — город трудовой доблести» В настоящее время идет реализация проекта "Нижний Новгород - город трудовой доблести", посвященного поддержке инициативы за присвоение городу.

Игровой модуль «Юный патриот» по теме «Нижний Новгород»Игровой модуль «Юный патриот» по теме «Нижний Новгород» Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ гражданственности и патриотизма, как важнейшего качества личности будущего.

Фотовыставка «В фокусе времени Нижний Новгород 800»Фотовыставка «В фокусе времени Нижний Новгород 800» В д/с №113 открылась фотовыстака " В фокусе времени -Нижний Новгород 800". Выставка посвящена юбилею города. На выставке представлено.

Конкурс рисунков «Нижний Новгород — город трудовой доблести»Конкурс рисунков «Нижний Новгород — город трудовой доблести» В этом году в России отметят 75-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И, пожалуй, будет символично, что именно в этом году.

Конспект открытого занятия «Вот так Африка» Тема: «Вот так Африка!» Воспитатель: Копейкина Н. И. Дата: 21.11.2016 г. Цель: познакомить детей с самым жарким континентом – Африкой, с.

Конспект занятия «Как воевода Вышеслав строил город Нижний Новгород» Цель: продолжать знакомить детей с историей создания города Нижнего Новгорода. Задачи: - Знакомить детей с географической картой; - Формировать.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Город, в котором я живу. Нижний Новгород» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста «Город, в котором я живу» Наталья Студнева Конспект занятия по развитию речи.

Мой город — Нижний Новгород.Мой город — Нижний Новгород. Хочу дорогих маамовцев познакомить с моим родным городом Нижним Новгородом. Наш прекрасный город был основан у места слияния двух великих.

Проект к 800-летию Нижнего Новгорода «Изобретательный Нижний Новгород»Проект к 800-летию Нижнего Новгорода «Изобретательный Нижний Новгород» Предметно-развивающая среда Предметно-развивающая среда по проекту, посвященному 800-летию Нижнего Новгорода на тему "Изобретательный Нижний.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Мой Нижний Новгород»
Опубликовано: 4 октября 2023 в 18:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия «Мой Нижний Новгород»» (включая файлы) размещена пользователем Буланова Ирина Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД