Лучший педагог года

Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие на планету Пиши-читай» в подготовительной логопедической группе

Ольга Сагдиева
Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие на планету Пиши-читай» в подготовительной логопедической группе

НОД по обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Путешествие на планету Пиши-Читай».

Цель: Систематизировать представления детей о гласных и согласных звуках и буквах, о позиции звука в слове, о слоге, слове, предложении, схеме предложения.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Путешествие на планету Пиши-читай“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах

Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии гласных и согласных звуков, о различии согласных звуков по твёрдости и мягкости, глухости и звонкости. Продолжить обучать звуковому анализу слов, совершенствовать умение делить слова на слоги, определять ударный слог. Закрепить знания детей о буквах, о различии между звуками и буквами. Закрепить понятия «слог», «предложение». Продолжать учить определять позицию согласных звуков «П», «П» в слове. Продолжать обучать составлять предложения с заданным словом и схему предложения к нему.

Развивающие задачи:

Развитие связной речи: умения составлять предложения с заданным словом, умения составлять предложения с различной интонацией, совершенствовать умение составлять схему предложения и определять интонационную окраску предложения, развивать логическое мышление, внимание и память с помощью отгадывания загадок.

2. Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать педагога и товарищей, желание и умение работать в коллективе, воспитывать интерес к космосу и русскому языку.

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Составь звуковую схему слова», «Составь схему предложения», «Назови парный звук», «Придумай слово с заданным звуком», «Определи позицию звука в слове», «Составь слово и предложение» (работа в кассе букв).

Материалы и оборудование: проектор; презентация, звёзды со слогами; фонограмма старта космической ракеты; учебник «Букварь»; цветные квадраты для звукового анализа, рабочие тетради, ручки, карточки для определения позиции звука в слове.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и становятся в круг.

Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: – Здравствуйте.

Воспитатель:

С добрым утром! С новым днем!

С ярким солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Воспитатель:

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Да-да-да!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!

Здравствуйте, детишки! Прыг-прыг-прыг!

Девчонки и мальчишки! ЗДАВ-СТВУЙ-ТЕ! (вместе)

Дети проходят и садятся за столы.

Звучит сигнал SOS :

«Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня слышит. На нас напали космические пираты. Они похитили у нас одну очень ценную книгу. Помогите нам её вернуть.

Воспитатель: - Это поступил сигнал с планеты «Пиши - Читай». Поможем, ребята, вернуть книгу жителям планеты?

Дети: Да.

Воспитатель: Чтобы узнать нам о жителях планеты «Пиши – Читай», надо отгадать загадки.

Воздух свободно идет через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается …

Дети: гласный.

Могут они шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Дети: Согласные звуки.

Воспитатель: Что мы знаем о звуках?

Дети: Звуки мы произносим и слышим.

Воспитатель: Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?

Дети: Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград.

Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Красным цветом.

Воспитатель: Сколько в русском языке гласных звуков?

Дети: 6 гласных звуков. 1 ребёнок рассказывает стихотворение про гласные звуки.

Гласных звуков только 6,

Их совсем легко пропеть:

«А» - на астре расцветает,

«И» - на иволге порхает,

«О» - на ослике сидит,

«У» - на улицу глядит,

«Э» - на эхо отозвался,

«Ы» - во внутрь слов забрался,

Сыром тыкву закусил и добавки попросил!

Воспитатель: Что мы знаем о произношении согласных звуков?

Дети: Согласные умеют свистеть, шипеть, рычать, петь не умеют. Воздух при произношении согласных звуков встречает преграды: губы и зубы.

Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?

Дети: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.

Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем твёрдые и мягкие согласные звуки?

Дети: Твёрдые согласные звуки – синим, мягкие согласные звуки – зелёным цветом.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру. У вас на столах лежат карточки для определения звука. Я называю звук, а вы поднимаете карточку того цвета, которым мы этот звук обозначаем. А, Б, БЬ, В, ВЬ, У, Г, ГЬ, Д, ДЬ, Э.

Дети поднимают карточки соответствующих звуку цветов.

Воспитатель: Отгадаем ещё одну загадку.

Чёрные птички на каждой страничке

Молчат, ожидают, кто их отгадает.

Дети: Буквы.

Воспитатель: Что мы знаем о буквах?

Дети: Буквы мы пишем и видим. Буквы бывают гласные и согласные.

Воспитатель: Отгадав все загадки, мы узнали, кто является жителями планеты Пиши - Читай?

Дети: На планете живут буквы и звуки.

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся с вами в путь и поможем жителям этой планеты. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Чтобы помочь жителям планеты Пиши-Читай, нам надо выбрать транспорт. Для этого отгадаем загадку.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост —

И поднимается до звёзд ….

Воспитатель: Вы догадались, что это? Правильно – это ракета.

Воспитатель: Мы полетим с вами на ракете.

Воспитатель: Но, чтобы наша ракета отправилась в космическое путешествие, мы сделаем звуковой анализ слова РАКЕТА. У вас на столах у каждого космонавта лежат цветные квадраты для составления звуковой схемы слова и макеты ракет. Составляем звуковую схему слова ракета.

Дети выполняют задание. Один ребёнок выходит к доске.

Экипаж! Вы справились с заданием, и наша ракета отправляется в космическое путешествие. Занять свои места, пристегнуть ремни! Давайте скажем пароль для запуска нашей ракеты.

Артикуляционная гимнастика. (Чистоговорка).

Та-та-та – не страшна нам высота!

Ете-ете-ете – летим мы на ракете!

Ты-ты-ты – все видно с высоты,

Аль-аль-аль – полетим мы вдаль!

Начинаем обратный отсчёт.

Три-два-один.

Мы в космос летим! (включить звук запуска ракеты).

Воспитатель: Внимание! Тревога! Нас настиг метеоритный дождь. Чтобы его преодолеть, нам надо выполнить задание: разделить слова на слоги. А слова – названия созвездий, которые есть в космическом пространстве, и определить ударный слог в этих словах. Как определить, сколько в слове слогов?

Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Слова: РАК, ОРЁЛ, РЫБЫ, АНДРОМЕДА. Дети делят слова на слоги методом хлопков.

Воспитатель: Ребята, определим, какой слог является ударным в этих словах. Вы справились с этим заданием. Молодцы! Продолжаем наш полёт. Вот мы с вами приземлились на планету «Пиши - Читай».

Слайд с изображением жителя планеты Пиши-Читай.

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Пиши-Читай. Спасибо, что вы откликнулись на мой сигнал бедствия и прилетели ко мне на помощь. Очень рад с вами подружиться.

Воспитатель: Пиши-Читай предлагает отдохнуть вам после космического путешествия и поиграть в игру «Самолёт».

Физкультминутка.

«Самолёт».

Пиши-Читай : Чтобы помочь найти вам нашу книгу и победить космических пиратов, надо выполнить ряд заданий. Справитесь с заданиями, победите космических пиратов и вернёте нам ценную книгу.

1 задание «Определи позицию звука «П», «П» в слове».

Воспитатель: Дети дайте характеристику звука «п», «п».

Дети: Звук «п» - согласный, твёрдый, глухой, звук «п»- согласный, мягкий, глухой.

Слова ПИЛОТ, СПУТНИК, ТЕЛЕСКОП.

Дети выполняют задание на столах.

2 задание: «Составь слово». (Работа по группам).

У вас на столах лежат слоги. Вам необходимо составить из слогов слова. Лексическое значение слова будет связано с космосом.

ПЛАНЕТА, КОМЕТА, ЗВЕЗДОПАД, КОСМОС.

Молодцы, справились с заданием!

2 задание: «Составь предложение и его схему».

Воспитатель: - Из чего состоит предложение?

Дети: - Предложение состоит из слов.

Воспитатель: - Что ставят в конце предложения?

Дети: - В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

Воспитатель: - С какой буквы начинается предложение?

Дети: - Предложение начинается с заглавной буквы.

Воспитатель: - Молодцы, это правильно.

Теперь каждый экипаж придумает предложение со словом, которое они составили. 1 и 4 экипажи придумают повествовательное предложение. 2 экипаж - вопросительное предложение. 3 экипаж – восклицательное предложение. К доске выйдет один из членов экипажа и составит схему предложения на доске, остальные ребята составят схему предложения в бортовых журналах.

Молодцы! Справились с этим заданием.

Воспитатель: Чтобы узнать название ценной книги, Пиши-Читай предлагает вам разгадать кроссворд. В кроссворде будут загадки о животных, живущих на вашей планете Земля, названия которых вам, дорогие ребята, конечно же, известны.

1. Очень быстро, очень ровно

Он перегрызает бревна!

И на речке строит всюду

За запрудою запруду (Бобр).

2. У змеи коварный нрав,

Всех обнять готов. (Удав).

3. Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда,

Я под землей построил дом,

Все кладовые полны в нем. (Крот)

4. Он в лесу ночами рыщет,

Пропитанье себе ищет?

Страшно слышать пасти щелк.

Кто в лесу зубастый. (Волк)

5. Зверька узнаем мы с тобой,

По 2 таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой и в серой шубке летом! (Заяц).

6. Меньше тигра,

Больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь).

7. Боится зверь ветвей моих,

Гнёзд не строит птица в них,

В ветвях краса и мощь моя,

Скажите быстро, кто же я? (Олень).

По мере отгадывания загадок дети составляют слово из букв, выделенных на экране красным цветом, в кассе букв.

Воспитатель: Молодцы, вы разгадали кроссворд, а теперь прочитайте слово, которое у вас получилось на экране. Прочитайте название похищенной книги.

Дети: Букварь.

Воспитатель: Правильно, букварь. Это очень нужная и важная книга, она помогает научиться читать.

Пиши-Читай : - Спасибо вам большое ребята, что вы помогли нашей планете вернуть похищенную книгу. За это я хочу вас поблагодарить и подарить вам медали. До свидания!

Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться домой, встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:

– Из полёта возвратимся

И на Землю приземлимся.

Воспитатель: – Вот мы и вернулись домой. Понравилось вам наше путешествие? Какие задания от Пиши–Читая вам понравились? Какие задания вызвали затруднения? Наше путешествие окончено, попрощайтесь с гостями.

Дети: – До свидания!

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по волшебному листу» «Путешествие по волшебному листу».Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе. Хабарова Альбина Александровна Цели:.

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНРКонспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНР Тема занятия: «В гости к звукам и к буквам!» Цель: обобщение и систематизация знаний о звуках и буквах. Задачи: Образовательные задачи.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект ООД по обучению грамоте «Путешествие по африканской саванне» в подготовительной логопедической группе Задачи: Коррекционно- образовательные: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Совершенствование.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Слыша и Буковки» Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Слыша и Буковки» Задачи: Уточнять артикуляцию.

Конспект второго занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук [К]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук [п]» ЦЕЛЬ: Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Дети сидят полукругом на ковре. 1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку:.

Лэпбук «Пиши-читай!» — дидактическое пособие по развитию речиЛэпбук «Пиши-читай!» — дидактическое пособие по развитию речи …. «Чтобы научиться говорить, надо говорить.» -М. Р. Львов. Дети старшего возраста, сами по себе уже почти большие, им всё кажется интересным,.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Диспетчерская служба. Звуки [т]-[т’]»Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Диспетчерская служба. Звуки [т]-[т’]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательная: 1. Научить детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие на планету Пиши-читай» в подготовительной логопедической группе
Опубликовано: 22 марта 2022 в 12:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие на планету Пиши-читай» в подготовительной логопедической группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сагдиева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД