Получи документы

Конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Загадки Лисенка-Знайки»

Анна Филиппова
Конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Загадки Лисенка-Знайки»

Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Загадки Лисенка-Знайки».

Составила: Филиппова А. А.

Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности.

Задачи:

1. Обучающие:

-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;

- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;

Публикация «Конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе „Загадки Лисенка-Знайки“» размещена в разделах

-расширять знания и представления старших дошкольников о свойствах магнита и воды;

-формировать знания о магнитной силе, о плотности жидкостей;

- познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы»;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

- продолжать учить самостоятельно принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения.

2. Развивающие:

- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

- Развивать логическое и пространственное мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

3. Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию природы, умение видеть удивительное в окружающем мире.

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие".

Методы и приё мы:

Словесные: вопросы, художественное слово, загадки, ребус

Игровые: превращение в ученых

Практические: выполнение экспериментов.

Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила, атрибуты, пробирки, плотность, притягивать, примагничивать.

Оборудование и материалы: мерные стаканы, пробирки, шприцы без иголок, сахар, ложки, пипетки, пищевые красители, стаканчики, вода, магниты, три ключа, контейнеры с манкой, магнитная стружка, набор полых геометрических тел, магнитные шарики, разноцветные железные круги, геометрические фигуры (круги, треугольники, схемы разноцветных цепочек, квадраты, контейнер с магнитным конструктором.

раздаточные: предметы для экспериментов, халаты.

Предварительная работа с детьми: работа с детьми в «Лаборатории», беседа о технике безопасности при проведении опытов.

Примерная структура занятия-экспериментирования :

1. Проблема (сюрприз Лисенка-Знайки)

2. Организационный момент (превращение в ученых, деление на команды)

3. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

4. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

5. Процесс экспериментирования

6. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

7. Творческая деятельность детей

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Лисенок-Знайка. Он приготовил для вас сюрприз. Но чтобы его получить, вам самим придется отгадать что это за сюрприз.

В: Посмотрите на Лисенка, на кого он похож, почему он в белом халате?

Д: Врач, ученый.

В: Правильно, он – ученый, а где работают ученые?

Д: В лаборатории.

В: Прежде чем мы отправимся в лабораторию, давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории?

Д: Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот ничего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.

В: Ребята нам нужно не только показать эксперименты, но и пояснить, почему так происходит.

В: Сейчас, я буду превращать вас в ученых. Закройте все глаза.

1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать

На носочки поднимитесь

Потихоньку покружитесь

В ученых превратитесь!

В: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды. Как мы сможем это сделать?

(ответы детей)

В: Напомните условия деления на команды с помощью нашего волшебного мешочка.

Д: Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры, у кого одинаковые фигуры - в одной команде.

В: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме.

(Дети называют фигуры)

(формируем 3команды, в командах по 3 человека).

В: Посмотрите и запомните кто с кем в команде. А теперь положите геометрические фигуры в тарелочку.

В: Сейчас я приглашаю вас в Лабораторию.

(Три стола с оборудованием для экспериментов).

В: Ребята, вот три стола нам для работы. Назовите предметы, которые вы видите на столах.

Д: Пробирки, стаканчики, ложки, магниты.

В: Молодцы, а вот это – набор полых (пустых) геометрических тел. Как называются некоторые из них вы уже знаете.

(ответы детей).

В: Мы будем по очереди проводить опыты за каждым столом. А на доске закрыты результаты наших экспериментов, это подсказки Лисенка-Знайки. Мы будем по порядку их открывать и в конце сможем отгадать, что же за сюрприз приготовил нам Лисенок-Знайка.

Основная часть

В: Я приглашаю команду у кого была геометрическая фигура круг, остальные участники пока будут зрителями.

В: Вот такого волшебства

Не видали никогда,

Посчитаем хором, дружно.

Д: 4, 3, 2, 1!

Что случиться, поглядим!

В: Надевайте халаты.

Эксперимент 1. «Радуга в стакане».

В: Вы видите на столе сахар, 5 стаканов, пищевая краска разных цветов, шприц или простая столовая ложка.

Проведём эксперимент : каждый из вас выбирает себе один стаканчик. Добавьте в 1 стакан 1 столовую ложку сахара, во 2 – 2 ложки, в 3 – 3, и в 4 – 4 ложки сахара.

Поставьте по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 столовые ложки воды. Перемешайте. Что вы замечаете?

Д: В первых двух сахар растворился быстро и полностью, а в последующих не полностью и долго.

В: Добавьте немного красной краски в 1 стакан, немного жёлтой во 2, зелёную в 3, синюю в 4. Снова перемешайте.

Теперь возьмём шприц или столовую ложку, чтобы аккуратно вливать в окрашенную воду в пробирку по очереди.

(Дети выполняют опыт)

В: Первый слой будет синим, потом зелёным, жёлтый и красный. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделиться на слои. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей).

Вывод: Из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

В: А что получилось у нас в пробирке?

(Ответы детей)

Разноцветным коромыслом

В небе голубом повисла,

Семицветная дуга,

Несомненно (Радуга)

В: Открываем 1 подсказку на доске – радуга. Теперь ко второму столу приглашаю ученых, которые вытащили квадраты.

Эксперимент 2. «Магнитная сила»

В: Что вы видите на этом столе?

Д: магниты, разноцветные кружочки, геометрические фигуры со стружкой.

В: Напомните мне, что такое магнит?

Д: Это камень, твердый, холодный, он притягивает железные предметы.

В: Возьмите по одному геометрическому телу, внутри – железная стружка. Как вы думаете, сможет ли стружка «бегать» внутри контейнера? Что для этого надо сделать?

Д: Поводить магнитом по стенкам контейнера.

(Дети водят магнитами, создают разные узоры из железной стружки).

В: Посмотрите, какие разные и красивые узоры у вас получаются.

В: Приложите цветной кружок к магниту, что вы видите?

Д: Магнит притянул кружок.

В: Как вы думаете, если к этом кружочку поднести следующий притянется ли второй кружок не к магниту, а к первому кружку?

(Ответы детей)

В: Давайте проверим ваши предположения.

Дети проводят опыт

В: А теперь я попрошу вас сложить следующие цепочки (по двум схемам). А теперь соберите светофор, напомните какие цвета нам нужны?

Д: красный, желтый, зеленый

(проверка сделанного по третьей схеме)

В: Если магнит убрать, то все кружочки рассыпятся. Но попробуйте поднести любой из этих кружков к другому - увидите, что он сам стал магнитом!

То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле.

Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно и передать обычному железу.

В: Вы сейчас делали и строили разные узоры и цепочки. Открываем 2 подсказку на доске, что вы видите? Для чего нужны строительные детали? Теперь к 3 столу приглашаю ученых, которые вытащили треугольники.

Эксперимент 3. «Найди ключ».

В: Ребята, сюрприз Лисенка спрятан в контейнере, который закрыт на ключ. Теперь нам нужно отыскать ключ, чтобы открыть сюрприз. Лисенок-Знайка закопал три ключа. Вам нужно отыскать ключики, не испачкав рук. Как вы это сделаете?

Д: Нужно взять магнит и поводить им в манке.

(дети выполняют опыт, достают три ключа)

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства притягивать железные предметы и в сыпучих веществах.

В: Молодцы! Но нам нужен только один ключик. Лисенок дал нам подсказку – контур ключа. Найдите по контуру у кого нужный нам ключ?

(Дети определяют нужный ключ)

Заключительный этап.

В: А теперь посмотрите на доску. У нас три подсказки, чтобы определить, что находится в сундуке.

Радуга какая? Что делают из строительных деталей? Что притягивает железные детали?

Д: Разноцветная….конструируют, строят…Магнит

Магнитный разноцветный конструктор.

В: Какие вы молодцы, ребята! Справились с задачками Лисенка-Знайки. Давайте вспомним что мы сегодня делали в Лаборатории?

Что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

В: А теперь вы можете поиграть с этим конструктором.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательной деятельности «Чудеса на водоеме» Конспект занятия по познавательной деятельности. (Старшая группа) Тема: «Чудеса на водоёме». Цель: дать представление о весенних чудесах.

Фотоотчёт о занятии по экспериментально-познавательной деятельности в разновозрастной группе «Волшебный магнит»Фотоотчёт о занятии по экспериментально-познавательной деятельности в разновозрастной группе «Волшебный магнит» Цель:познакомить детей со свойствами магнита. Задачи:формировать конкретные представления детей о магните и его свойствах. Развивать мыслительные.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу» Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу». (Старший дошкольный возраст). Цель: Дать представление о чудесах в весеннем.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект по познавательной деятельности «Волшебное электричество» в старшей группе План-конспект Раздел программы: познавательное развитие Цель: -дать представление детям об электричестве; -познакомить детей со статическим.

Конспект занятия по познавательной образовательной деятельности «Наша Армия»Конспект занятия по познавательной образовательной деятельности «Наша Армия» Конспект По познавательной образовательной деятельности (ознакомление с предметным и социальным окружением) На тему: «Наша Армия» Средняя.

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе «Детские шалости с огнем» Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе. Тема: «Детские шалости с огнем» Пр. сод: Закрепить с детьми правила пожарной.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей Задачи: - обогащение словарного запаса; - развитие зрительной и моторной памяти, наблюдательности, осязательных ощущений, воображения, сенсомоторики;.

НОД. Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей №8 (Продолжение) Задачи: - обогащение словарного запаса; - развитие зрительных ощущений и образного мышления, зрительно- двигательных координаций, мелкой.

НОД. Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей. №9 Задачи. - обогащение словарного запаса; - развитие умения воспроизводить образец, зрительной памяти, мелкой моторики, - профилактика нарушений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Загадки Лисенка-Знайки»
Опубликовано: 24 декабря 2021 в 12:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Загадки Лисенка-Знайки»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Филиппова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД