Получи документы

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»

Леонова Елена
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»

Доминирующая область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Интегрированные задачи:

Образовательная: Дополнить, закрепить знания детей о таких профессиях как Археолог, Реставратор, Экскурсовод. Познакомить с понятиями древний предмет, артефакт, археологические раскопки, музей, экскурсовод. Совершенствовать умение составлять целое из частей (на примере пазлов, считать парами, находить противоположную пару. Вспомнить названия столиц, городов нашей Родины. Символическое значение курая, каждого цвета на флаге Башкортостана. Познакомить с русскими предметами быта: деревянной ложкой, самоваром.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах

Развивающая : развивать умение находить пропущенные звуки, буквы в слове, совершенствовать звуковой анализ слова. Развивать умение рассказывать небольшие тексты, рисовать башкирский орнамент выступать перед публикой.

Воспитывающая: воспитывать интерес, любознательность, к древней истории России, к истории родного края. Воспитывать уважение к выступающему товарищу, уважать мнение других.

Материалы: интерактивная доска, нарезанные на равные части изображения самовара, контейнеры с песком, маленькие картинки изображения древних предметов в паре с современными. Напечатанное на полоске бумаги слово самовар с пропущенными буквами. Флаг Башкортостана. Цветные квадратики для звукового анализа слова, Бумажный силуэт пиалы, набор материалов для рисования.

Предварительная работа: Просмотр документальных фильмов и мультфильмов об археологии, просмотр обучающего фильма для детей: «Я иду в музей». Рассматривание энциклопедий.

Ход.

Воспитатель и дети стоят в кругу.

Игра малой подвижности

«УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК?»

Ход игры: Дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

А как скажем «Скок-скок-скок»,

Угадай, чей голосок

Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя. Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, он встает на место произносившего слова. Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону.

Воспитатель: Дети, сегодня мы будем говорить о профессиях, которые изучают и сохраняют нашу историю, они рассказывают о том какими люди были раньше, какой для себя они создавали быт, как работали и отдыхали. Отгадайте, пожалуйста, загадку о первой профессии, которую я хочу вам представить.

Он ведё т раскопки:

В поле и на сопке;

И в пустыне южной,

И в Сибири вьюжной.

И во всех частях страны

Он предметы старины

Ищет для музеев,

Чтобы ротозеи

Заглянули в глубину -

Как мы жили в старину.

Дети: Археолог.

Воспитатель: кто такой археолог, чем он занимается?

Дети: археолог производит раскопки и находит предметы, которые рассказывают о том, как жили люди много, много лет тому назад. Воспитатель: а вы не хотите, прямо сейчас, стать настоящими археологами?

Дети: Хотим.

Воспитатель: «Обратите внимание-это наше место раскопок (показывает на контейнеры с песком, у каждого из вас на одежде есть эмблема вы подходите к тому контейнеру на котором эмблема такого же цвета. Аккуратно, так как древние находки очень хрупкие, осторожно достанем их». Вооружившись инструментами пластиковой ложечкой и кисточкой, дети аккуратно достают все части, и протирают влажной салфеткой.

Воспитатель: «Артур, как ты думаешь, что ты нашёл? Артур: я думаю, что это ручка какой-то посуды».

Воспитатель: «Посмотрите дети, как много разных частей мы нашли, но как же нам собрать всё это в одно целое? Как узнать, что это за предмет»?

Дети: «Надо наладить, восстановить».

Воспитатель: «Дети мы сейчас были археологами, а теперь давайте станем реставраторами. Кто такой реставратор»?

Дети: реставратор восстанавливает находку.

Воспитатель: «И мы тоже станем реставраторами и соберём части в единую картинку. Пройдите на свои рабочие места, найдите лист со своей эмблемой и конверт в этом конверте находятся почищенные, отшлифованные детали вашей находки, нужно собрать из частей целое и определить, что же вы нашли.

Дети выкладывают на столах по частям, детали изображения самовара.

Воспитатель: «А теперь мы помещаем наши заготовки в специальный, склеивающий аппарат».

Воспитатель: что у нас получилось?

Дети: расписной самовар.

Воспитатель: да, похоже на самовар, здесь внизу написано название, но оно не понятно, стёрто. Давайте станем учёными-языковедами и восстановим это слово в нашей лаборатории Пройдите, пожалуйста, на свои рабочие места. У себя на столе вы увидите слово, но в нём не хватает букв вставьте пропущенные буквы и тогда вы сможете прочитать название.

Воспитатель: какое слово у вас получилось? Никита: самовар.

Воспитатель: сколько слогов в этом слове? Азиза: три. Прочитай это слово по слогам. Азиза: са-мо-вар.

Воспитатель: это сложное слово или простое?

Максим: сложное, состоит из двух слов: «сам» и «вар».

Воспитатель: Давайте определим из каких звуков состоит это слово?

Даша: первый звук «с» он согласный, твёрдый.

Дети выполняют звуковой анализ слова.

Воспитатель: «Дети нас попросили сделать срочное задание». Определить современные предметы и древние, распределить их по парам. Перед вами на столах лежат картинки современных предметов и картинки древних предметов, найдите пару. Например, какая пара будет у кареты?

Дети: «Автомобиль»

Дима: сколько у тебя получилось пар?

Дима: одиннадцать.

Воспитатель: «Почему у тебя деревянная ложка без пары»

Дима: «потому что древних предметов оказалось больше чем современных».

Воспитатель: «Сколько современных предметов»?

Дима: 11.

Воспитатель: «Сколько древних предметов»?

Дима: 12.

Воспитатель: дети, мы нашли части самоваров, затем отреставрировали их, определили название. Теперь настало время отвезти находку в музей, чтобы всем людям показать.

А поедим мы с вами на поезде.

Физминутка

Поезд

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

До Салавата мы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу!

Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах)

Воспитатель: вот мы и приехали с вами в музей. Дети, а что такое музей?

Дети: музей- это место где собираются, хранятся, изучаются предметы древности: картины, скульптуры, предметы быта, разных народов.

Воспитатель: а зачем всё это собирать и хранить?

Дети: чтобы знать, как жили люди раньше, как складывалась история нашей Родины и всего мира.

Воспитатель: мы привезли с собой самовар и здесь находятся другие предметы как они называются?

Дети: экспонаты.

Воспитатель: как называется профессия человека, который рассказывает об этих экспонатах.

Дети: экскурсовод.

Воспитатель: а среди нас тоже есть будущие экскурсоводы.

Экскурсовод Даша расскажет нам что такое самовар?

О самоваре

Чай из самовара пила вся страна. Но больше всего его употребляли в купеческих семьях. Вообще-то это просто так говорится «чашек», а на самом деле, в основном, по русской традиции, чай пили из блюдечек. Сыпать в чай сахар было не принято. Им пользовались, как правило, вприкуску. Когда кто-то заканчивал чаепитие, то переворачивал блюдечко или чашку вверх дном и клал сверху остатки сахара. Пузатыми самоварами пользовались и в домах простых людей, и в царском дворце. Этот прибор был очень удобным. Во-первых, вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно. Во-вторых, на вершине было предусмотрено специальное место для заварочного чайника, который тоже благодаря этому долго не остывал. А в-третьих, самовар как будто притягивал всех к общему столу, вести рядом с ним неторопливые, задушевные разговоры было очень удобно. Пётр Первый, который очень много путешествовал по всему миру, часто привозил в Россию что-то новое, ранее в нашей стране неизвестное. Именно при нём русские люди узнали, например, о существовании картофеля и подсолнечника. Благодаря ему же появился и доставленный из Голландии самовар, который назывался чайной машиной Это уже позже появилось единое определение «самовар», а сначала его называли по-разному «самокипец», «самогар», «самогрей».Самый большой в мире самовар был высотой почти 2 метра, весил он 205 кг, и вмещалось в него 360 литров воды. Самый маленький на нашей планете самовар был сделан в Москве. Его высота меньше четырёх миллиметров. А вскипятить в нём можно лишь одну каплю воды.

А экскурсовод Софья расскажет о деревянной ложке.

Давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, он решил, что она будет удобнее. Липа оказалась самым подходящим деревом для изготовления ложки. Ложка получилась на славу – красивая, легкая, и что важно не нагревалась от горячей пищи.

Русские простые люди с давних пор ели кашу и щи деревянными ложками. Знатные, богатые люди на Руси – бояре и князья за стол садились с серебряными ложками, эти ложки были очень дорогими, кушали люди так: ставили на стол одну на всех миску или чугун с кашей, щами. Тарелок не было, а если глиняные у кого, то их ставили только на праздники, стоили они очень дорого! Каждому давали кусок хлеба и ложку. Самый первый опускал ложку в чугун дед, а если кто – то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из-за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет съесть, тот тем и сыт будет. А если в щах – мясо, то его можно брать только, спросив разрешения.

У людей на Руси ложка всегда была при них, ее носили за поясом или в особых футлярах. В гости без собственной ложки не ходили. Даже царь Петр I, когда обедал в гостях, слуге приказывал с собой брать царскую ложку. Делали ложки на Руси с выдумкой. Они были вырезные, расписные, каждый край отличался своей задумкой.

Воспитатель: «И вот мы проходим в зал где представлены экспонаты нашей башкирской культуры»

«Дети. Как же называется наш край? Наша Родина, место где мы живём?

Дети: Башкортостан.

Воспитатель: назовите столицу Башкортостана.

Дети: Уфа

Воспитатель: «Какие города Башкортостана вы ещё знаете»

Дети: Мелеуз, Стерлитамак, Ишимбай, Белебей.

Воспитатель: в каком городе мы живём?

Дети: мы живём в городе Салават.

Воспитатель: «Какие достопримечательности нашего города вы знаете?»

Дети: «Площадь Ленина», «Памятник Салавата Юлаева».

Воспитатель: как называется этот экспонат?

Дети: «Это флаг Башкортостана».

Воспитатель: «Что означают его цвета»?

Дети: Зелёный цвет означает свободу, вечность жизни; белый — миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; синий — ясность, добродетель и чистоту их помыслов.

Воспитатель: «Что же означает рисунок в середине флага»?

Рамис: Курай. Курай олицетворяет дружбу всех народов Башкортостана.

Воспитатель: «Вот и пришло время рассказать о следующем экспонате- Курае. Экскурсовод Артур расскажет нам о Курае.

Волшебный башкирский курай

Башкирский духовой музыкальный инструмент, разновидность тростниковой флейты. Изготавливают курай из высушенных стеблей одноимённого растения, соцветие которого даже изображено на гербе Республики Башкортостан. Курай обладает неповторимым звучанием, которое не оставляет равнодушным никого из слушателей. В башкирском фольклоре существует ряд легенд и сказок, в которых упоминается курай. Согласно одной из них, сам инструмент появился на свет после того, как один башкирский юноша был настолько очарован звуком раскачивающегося на ветру тростника, что не удержался, срезал один из его стеблей и стал на нём играть. Кроме того, уже много веков существует народная башкирская мелодия под названием «Звенящие журавли», которую обычно исполняют на курае.

Музыка курая.

Воспитатель: «Мы с вами говорили дети о самоваре и о русском чаепитии, но башкирский народ тоже очень любит пить чай в древности башкиры пили чай не из блюдец, не из чашек, а из чего?

Дети: «Из пиалы».

Воспитатель: «А давайте и мы тоже нарисуем красивую, нарядную пиалу для чаепития с башкирским орнаментом. Пройдите, пожалуйста за столы.

Пальчиковая гимнастика: «Замок».

На двери весит замок,

Кто его открыть бы смог,

Покрутили, повертели, постучали и открыли.

Дети наносят башкирский орнамент на бумажную заготовку в форме пиалы.

Используемая литература.

1. Вераксы Н. Е. Программа "От рождения до школы. "

2. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим».

3. О. С. Ушакова: Развитие речи детей 6-7 лет. Пособие для детей 6,7лет.

4. Андрей Петроковский: Археология. Энциклопедия.

5. Н. Ю. Микхиева, Н. В. Мартин: Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Публикации по теме:

«Путешествие в Долину Гейзеров» занятие по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие в Долину Гейзеров» занятие по познавательному развитию в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с историей открытия Долины гейзеров Задачи: • Формировать представление о гейзерах; • Развивать познавательный.

Конспект игровой ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Весёлое путешествие» .

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: «Путешествие в прошлое денег» Цель: познакомить детей старшего.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие на необитаемый остров в поисках клада» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний»Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний» Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний». Программное содержание: Упражнять детей.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей Задачи: Образовательные: - расширять знания о внешних признаках,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли»Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли» По изготовленному мною пособию, представленному в прошлом мастер классе было проведено занятие, конспект которого я предлагаю. Цель: подвести.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»
Опубликовано: 2 февраля 2021 в 18:14
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»» (включая файлы) размещена пользователем Леонова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД