Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты воды»

Толстогузова Марина Александровна
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты воды»

Городской округ Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка»

(МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты воды»

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории Толстогузова М. А.

г. Ханты–Мансийск 2022г.

Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Секреты воды“» размещена в разделах

НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты воды»

Цель: формировать экологическую воспитанность у детей, активизировать мыслительно–поисковую деятельность по изучению свойств воды.

Программное содержание:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Углубление представлений детей о свойствах воды, о наличии элементарных причинно–следственных связей.

Продолжать развивать эмоционально–ценностное отношение к окружающему миру.

Формирование интегративных качеств любознательности, активности, способности решать интеллектуальные задачи путём включения детей в опытно–экспериментальную деятельность.

Образовательная область «Речевое развитие»

Совершенствование связной речи: умение точно характеризовать свойства объекта наблюдения (по средствам наблюдения).

Формирование умения высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Активизация словаря детей словами: модель, глобус, суша, материк, пресная вода, лаборатория, водопровод.

Образовательная область «Социально–коммуникативное развитие»

Воспитание аккуратности при работе; умение работать сообща; сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

Воспитание бережного отношения к воде.

Образовательная область «Физическое развитие»

Продолжать учить принимать правильную позу при проведении опытов за столом.

Предварительная работа.

Беседы о воде, её роли в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций по теме «Вода».

Использование игр о воде: «Вода – хорошо, вода – плохо», «Какая бывает вода?».

Загадывание загадок о воде.

Чтение художественной литературы о воде (рассказы, сказки, стихи).

Заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?».

Рассматривание, чтение «Детской энциклопедии дошкольника», раздел «Наша планета Земля».

Планируемый результат.

Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды и воздействия на воду.

Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: глобус, 2 ёмкости с водой, мяч, схемы - модели свойств воды, 2 блюдца.

Раздаточный материал: 1 стакан с соком, 1 стакан с молоком, растительное масло в баночках, 1 палочка, 1 пластиковая ложка, 1 кусок сахара, 1 кубик, 1 шарик, 1 блюдце, 1 колба, 1 фартук, 1 салфетка, 1 пластиковая тарелка, 1 трубочка, 4 пластиковых стакана (на каждого ребёнка).

Оборудование: мольберт.

Методы и приёмы: Словесный метод (беседа, вопросы, указания, уточнения, художественное слово). Наглядный метод (схемы модели свойств воды, рассматривание глобуса). Практический метод (опыты и эксперименты). Игровой метод (игры, сюрпризный момент, Физминутка).

Ход НОД

1 часть: Вводная (информационно-познавательная)

Воспитатель: Ребята, сегодня для вас будет много сюрпризов. И нам будут очень нужны глаза, уши, нос, руки. Не забыли ли вы о них? Проверим, всё ли на месте:

Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.

Плечико, плечико, шея, грудь

И про животик не забудь

(показ указательным пальцем, поглаживающими движениями).

Всё на месте?

Дети: Да.

Воспитатель: сегодня утром, когда я собиралась на работу в детский сад, мне пришло на электронную почту письмо от жителей пустыни. Кто из вас знает, что такое пустыня?

Дети: (Ответы детей: там нет воды, много песка, очень жарко, не растут растения).

Воспитатель: Верно. Вам интересно узнать, что было в письме?

Дети: Да.

Воспитатель: Жители пустыни обратились к нам с просьбой рассказать им о воде. Что такое вода, какая она? Вы готовы помочь? А чтобы нам ответить на это письмо, предлагаю нам всем вместе отправиться в лабораторию. Что такое лаборатория?

Дети: это место, где учёные проводят опыты, и ставят эксперименты.

Воспитатель: Верно. Я приглашаю вас сейчас в нашу мини – лабораторию (дети проходят в группу). Проходите, присаживайтесь на стулья.

(Стоит накрытый материей глобус).

Воспитатель: ой, я что-то нашла. Хотите узнать, что скрывается под материей?

Дети: Да.

Воспитатель: тогда отгадайте загадку:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Дети: глобус.

Воспитатель: (Достаёт глобус). Верно. Что такое глобус?

Дети: Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Воспитатель: Верно. Что мы можем увидеть на нашей планете Земля, посмотрев на её модель (глобус?

Дети: Моря, океаны, горы, реки, страны, сушу.

Воспитатель: почему на глобусе очень много синего цвета?

Дети: Синий цвет – это вода: моря, океаны, озёра, реки.

Воспитатель: для чего нам нужна вода?

Дети: Вода нужна, чтобы пить, стирать, поливать растения, мыться, мыть посуду….

Воспитатель: Кому нужна вода?

Дети: Человеку, растениям, птицам, животным, насекомым.

Воспитатель: Давайте прочитаем нашим гостям стихотворение о воде, которое мы знаем.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: для жизни человека вода имеет очень важное значение. А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру. Человеку нужна вода пресная. Что вы знаете о пресной воде?

Дети: Пресная вода — это вода без солей.

Воспитатель: А в морях, в океанах вода какая?

Дети: Солёная.

Воспитатель: жить в такой воде, и питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин — это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

Дети: если она исчезнет, нам без неё не выжить.

Воспитатель: предлагаю немного отдохнуть (проводится физкультурная минутка).

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

2 часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель: сейчас я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем проводить опыты по исследованию воды, и её свойств. Помните, что жители пустыни ждут от нас ответа. Прежде чем мы приступим к исследованиям, нам нужно надеть специальную одежду (надевают фартуки).

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. Приглашаю занять свои рабочие места (дети рассаживаются по местам).

Опыт № 1 «Вода не имеет форму».

Воспитатель: у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.

Воспитатель: если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, стакан, колбу.

(Самостоятельная работа детей)

Воспитатель: итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её встакан? Какую форму она принимает?

Дети: форму стакана.

Воспитатель: а что произошло с ней, когда мы её налили в колбу, блюдце?

Дети: вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель: правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили –стакана, блюдца, колбы. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают (используем модель, которая символизирует это свойство воды. Вывешиваем его на доску).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Ответьте на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?».

Дети: Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.

Воспитатель: Вопрос: «Вода – это плохо. Почему?».

Дети: если в жару напиться холодной воды, то можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути, не жалея никого и ничего.

Воспитатель: Молодцы. Всё верно вы сказали. Продолжим наши исследования.

Опыт № 2 «Вода – Растворитель».

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к соседнему столу (дети подходят). На столе стоят 2 блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает. (Сахар)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель: Вторая загадка:

Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде – пенится,

Брызгается и шипит. (Масло)

Воспитатель: давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с сахаром, если мы его опустим в воду. Возьмите стакан с водой. Положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?

Дети: Сахар растворился в воде.

Воспитатель: как вы думаете, все ли вещества могут растворяться в воде? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как сахар? Давайте проведём следующий опыт. Возьмите новый стакан с водой. Добавьте в него несколько капель масла.

(Самостоятельная работа детей).

Воспитатель: что произошло с маслом?

Дети: масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с сахаром и маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Воспитатель: Верно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем

(используем модель, которая символизирует это свойство воды. Вывешиваем его на доску).

Опыт № 3 «У воды нет вкуса»

Предложить детям попробовать через соломинку воду.

Воспитатель: есть ли у неё вкус? (ответы детей) Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.

Вывод: Вода не имеет вкуса (используем модель, которая символизирует это свойство воды. Вывешиваем его на доску).

Опыт № 4 «Какого цвета вода?»

Воспитатель: возьмём два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем палочку и поставим его в стакан с водой. Нам, видно, палочку? (ответы детей). А теперь поставим палочку в стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Дети: в воде палочка видна, а в молоке – не видна. Значит вода прозрачная жидкость (используем модель, которая символизирует это свойство воды. Вывешиваем его на доску).

Воспитатель: молодцы ребята. Поработали мы сегодня отлично. Вам понравилось быть исследователями?

Дети: Да.

Воспитатель: рабочий день в лаборатории окончен (дети встают из-за стола, снимают фартуки).

3 часть: Рефлексия

Воспитатель: ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»

Проводится словесная игра «Какая бывает вода?»: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?», и возвращает воспитателю мяч (варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цвета, морская, речная, водопроводная, болотная, родниковая и т. д.).

Воспитатель: вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали из опытов?

Дети: Вода не имеет собственной формы. Вода может растворять одни вещества и не растворять другие. Вода прозрачная. Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: вспомним, где мы сегодня были? Кем были? Чем занимались? Вам понравилось проводить исследования? Что больше всего вам запомнилось, понравилось? Всех вас благодарю за участие. Вы мне очень все понравились.

Воспитатель: без воды невозможно прожить на Земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Сегодня вечером вы нарисуете рисунки, которых отобразите то, что вы узнали о воде. Когда я пойду домой, ваши рисунки я заберу с собой. И отправлю их жителям пустыни.

Публикации по теме:

Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений»Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений» Фотоотчет по организации познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для человека, животных, растений» в подготовительной.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Почва» КОНСПЕКТ НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «ПОЧВА» Цель: Ознакомление детей с понятием.

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группеКонспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды — какая она» в средней группе Программное содержание: Образовательные задачи: - систематизировать представления детей о воде, ее свойствах: жидкость, не имеет цвета,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Откуда произошло название моего поселка» Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Откуда произошло название.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Книжкина больница» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) Тема: «Книжкина больница» Цель: -учить детей.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) Тема: «В царстве воды» Цель: обратить внимание.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группыКонспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группы Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты воды»
Опубликовано: 27 февраля 2023 в 23:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты воды»» (включая файлы) размещена пользователем Толстогузова Марина Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД