Папки-передвижки

Конспект НОД по краеведению «Труженики тыла — незаменимые герои войны» в разновозрастной группе

Балаева Ольга
Конспект НОД по краеведению «Труженики тыла — незаменимые герои войны» в разновозрастной группе

Конспект НОД по краеведению «Труженики тыла — незаменимые герои войны» (разновозрастная группа)

Цель: Расширение представлений детей о Великой Отечественной войне.

Формирование у дошкольников патриотических чувств, ознакомление с историей и подвигом народа в Великой Отечественной войне.

Публикация «Конспект НОД по краеведению „Труженики тыла — незаменимые герои войны“ в разновозрастной группе» размещена в разделах

Познакомить детей с земляками тружениками тыла нашего села, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам - героям.

Задачи:

Социально – коммуникативное развитие: Воспитывать чувство гордости за народ, победивший врага; уважение к защитникам Отечества, как фронта, так и тыла.

Познавательное развитие: Закрепить знания детей о Великой отечественной войне. Познакомить дошкольников с подвигом детей и подростков в военное время. Дать знания о том, что Победу приближали не только воины, но и те, кто остался в тылу. Формировать у дошкольников представление о том, как работа тыла повлияла на исход войны Объяснить, что значит термин «труженик тыла».

Речевое развитие: Активизировать словарь, развивать связную речь, память, внимание, наблюдательность.

Художественно-эстетическое развитие: Развивать умения правильно интонировать мелодию песен, четко произносить слова, начинать петь сразу после вступления. Закрепить умения начинать движения сразу после вступления, передавать ритм.

Физическое развитие: - Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, соотносить свои действия с действиями других. Развивать быстроту реакции, учить следить за осанкой во время движения.

Словарная работа: фронт, тыл, «труженик тыла», «ковать Победу», оборона.

Предварительная работа:

Чтение детских произведений о войне. Разучивания стихотворений о мире, о войне, песни «И все о той весне», танца.

Рассматривание иллюстраций о войне.

Материалы и оборудование: Цветные карандаши, бумага формат А4, книги про войну, выставка медалей и книг памяти, глобус, мультимедийная презентация «Труженики тыла», фонограмма песни «И все о той весне», «Священная война», «Синий платочек», ноутбук, разрезные карточки с изображением оружия, военной техники

Ход НОД.

Дети сидят на стульях полукругом

Воспитатель показывает глобус.

Воспитатель: Ребята, что это?

Ответ детей:

Воспитатель: Как,вы думаете какая самая большая страна в мире?

Ответы детей:

Покажите на глобусе Россию.

(дети показывают Россию на глобусе)

Воспитатель : А что вы знаете о нашей стране?

Ответы детей:

Воспитатель : Много событий пережила Россия за свою многовековую историю. Наша страна всегда привлекала к себе пристальное внимание своими богатствами: и огромными территориальными просторами, и природными ресурсами. Поэтому не раз нападали на нашу страну враги.

Воспитатель: 22 июня 1941 года в четыре часа утра, без объявления войны Гитлеровская Германия нанесла удар по нашей Родине.

Тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим городам, деревням и селам. Самолеты врага стали бомбить аэродромы, железные дороги, морские пути… У Гитлера были большие планы на нашу страну и народ – он хотел поработить весь советский народ, уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование, заставить людей забыть прошлое своей страны и стать рабами фашистов. Началась Великая Отечественная война.

Звучит Музыка «Вставай страна огромная» :

Воспитатель : О чем эта песня?

Ответы детей

Воспитатель: О том, что началась война.

Но наш народ не испугался! На защиту Родины встали и стар, и мал.

Советские люди героически сражались за наше с вами светлое будущее.

1-й ребенок:

Без малого четыре года

Гремела грозная война.

В войне с фашизмом,

с черной силой

Сумела выстоять страна.

2-й ребенок:

И не секрет, что наше поколение

Не знает страшных ужасов войны,

Но к теме той сегодня непременно

Мы обратиться все-таки должны.

Воспитатель. Да, ребята. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна. В начале Великой Отечественной войны многие рабочие ушли на войну. Возникла большая проблема: кто останется работать на фабриках и заводах. Как вы думаете, кто же стал работать на заводах?

Дети. Женщины, бабушки, дедушки.

Женщины, старики и дети приближали победу в нашем тылу и называют их «тружениками тыла».

- Как вы думаете, что значит слово «тыл»? (Ответы детей)

Воспитатель: Тыл – эта та часть страны, где не велись военные действия, где работали фабрики и заводы, трудились люди.

- Как вы думаете, для чего нужны нам были в годы войны заводы и фабрики? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, в годы войны все промышленные предприятия во всех городах переключились на производство военной техники, боеприпасов вооружения – оборонной продукции.

Воспитатель: Нелегкий был их труд! Ежедневный, тяжелый, долгий - без выходных и часто без сна.

- Как вы думаете, много ли дети в то время играли? (Ответы детей)

Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Они работали на заводах, которые делали снаряды для фронта, детали для машин, котлы для походных кухонь. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами дети по 10-12 часов в день работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие и вещи для победы над врагом. Плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. Сутками от станка не отходили.

О Великой Отечественной войне нам многое известно из книг и документальных источников. Участников боевых действий осталось очень мало. Большинство участников тех событий – это труженики тыла, сироты войны и дети войны. Тружениками тыла называют всех тех, кто работал и помогал фронту с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года в возрасте от 10 лет и старше. У всех тружеников тыла имеется медаль и удостоверение.

Воспитатель : Как вы думаете легко ли было детям работать?

Ответы детей

Воспитатель. Да, это был очень тяжелый труд. Но дети, хотели чтобы война поскорее закончилась. Готовые снаряды приходилось везти летом на лошадях, а зимой на санках на железнодорожную станцию. С неё отправлялись на фронт поезда.

Воспитатель: Предложить вам собрать картинки с изображением военной техники и оружия. (разрезные картинки)

Игра «Собери оружие для бойца»

Физминутка

Мы серьёзные ребята, дети маршируют на месте

Мы ребята дошколята.

В День Победы мы шагаем, дети маршируют по кругу

Стать бойцами мы мечтаем.

Защищать страну должны, дети маршируют на месте

И беречь всех от войны.

Вот военный самолёт

Он летит, гудит – вперёд! изображают самолёт, идут по кругу

Танк тяжёлый в бой пошёл

Крутится его мотор. руками крутят «колесо», идут в другую сторону

Моряками стать хотим

И в бинокль мы глядим. изображая руками бинокль, смотрят вдаль

Победили мы врага

Вот салют, Ура! Ура! приседают и подпрыгивают

Воспитатель. Деревенские дети и подростки тоже не отставали. В деревнях создавались детские бригады для работы на полях, на фермах. Очень много детей помогали работникам сельского хозяйства, ведь необходимо было снабжать нашу армию и страну хлебом и продуктами питания. От зари до зари люди трудились на полях.

Как вы думаете, а что они сдавали и отправляли в армию?

Дети : Хлеб, картошку, овощи, масло, молоко.

Воспитатель: Тяжёлой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Дети вместе с женщинами и стариками сеяли хлеб, убирали его, пахали землю. Лошадей было очень мало, так как их забрали на фронт, поэтому зерно с полей приходилось тащить в мешках на себе для переработки его в муку.

Игра «Сбор урожая»

Воспитатель: Наш город Белинский и села всего района тоже делали всё, чтобы приблизить победу. В годы Великой Отечественной войны более 20 тысяч белинцев воевали на фронте. Жители района выращивали хлеб для фронта, делили кров с эвакуированными, шили гимнастёрки.

Через воспоминания живых свидетелей военных лет о своём военном детстве, через историю судьбы каждого человека мы постигаем историю нашей страны. Многие жизни и разные судьбы перечеркнуло одно страшное слово — ВОЙНА. Нет ни одной семьи в нашей стране, которую она не коснулась.

Рассказы детей о своих героях в семье.

Харитонова Арсения «Мой прадед был артиллеристом и связистом на войне. Был ранен в ухо, в бок. Моя прабабка работала на ферме и в поле. За что они были награждены орденами, медалями и занесены в «Книгу памяти»»

Афонина Таня «Мой дед и бабушка во время войны был детьми. Поэтому они не воевали, а работами в тылу. Дедушка подвозил продовольствие бойцам на фронт. Бабушка во время войны работала на заводе

Воспитатель : И наше село тоже коснулась война. Сильные, здоровые мужчины ушли на фронт, а женщины, старики и дети остались дома.

Сейчас в нашем селе осталось всего 2 человека, которые помнят ужасы тех лет. Я хочу вас познакомить с ними.

Мария Павловна Макарова труженица тыла в годы войны, жительница деревни Сяськино рассказывает: «У нашего поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. Мы, дети войны, были не по годам серьёзными, взрослыми. Несмотря на тяжелые условия, в которых мы жили - голод, холод, нам приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам. Мы, дети, понимали, что без нашей помощи в тылу просто не обойтись. Ради будущей победы мы готовы были выдержать любые испытания и совершать свой ежедневный маленький подвиг. А было мне 9 лет, когда началась война…».

«Почти вся имеющаяся в наличии сельскохозяйственная исправная техника отправлялась на фронт, туда же вывозили и хороших лошадей» - рассказывает тоже труженица тыла в годы войны Панина Антонина Петровна. «Когда началась война, мне было всего 13 лет. Жизнь во время войны была очень тяжелой и у тех, кто был ближе к фронту, и у тех, кто жил в глубоком тылу. На фронт, как и везде, из нашей деревни забрали всех мужчин. Все хозяйство легло на женские и детские плечи. Тяжелого ручного труда на селе было много. Сутками трудились мы, помогали матерям на колхозной ферме, на пахоте и в заготовке дров на зиму, косили и сушили сено на покосах наравне с взрослыми, перевозили грузы на лошадях. Мешок приходилось грузить и разгружать по нескольку человек. Тяжело. В борьбе за хлеб первого военного года тогда участие приняли пионеры и школьники. И мы не отставали! Помогали колхозу: работали на сенокосе, пололи просо, зимой собирали золу для удобрения полей, домашнее хозяйство тоже лежало на наших хрупких плечах, так как у взрослых было много других забот. Вот, что приходилось делать нам девяти - десятилетним детям.

Воспитатель: Мои бабушка и дедушка тоже были тружениками тыла. Бабушка Евтихеева Александра Семеновна работала в колхозе. За что была награждена орденами и медалями. Дед,Евтихеев Иван Иванович служил в милиции, защищал людей от бандитов, которых даже вовремя войны было много. Работали с утра и до позднего вечера, домой приходили уставшими, спали и ели мало, а рано утром снова уходили на работу. Не в счет были ни голод, ни холод, ни жара.

Ребята, а сейчас послушайте стихотворение С. Маршака «Пусть не будет войны никогда».

Дети читают стихи

Пусть не будет войны никогда,

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над твоей головой.

Не один пусть не рвётся снаряд,

Не один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года.

Пусть не будет войны никогда!

Воспитатель:

Наша общая победа решалась не только на полях сражений, но и в тылу у заводских станков, на колхозных полях. Каждый человек в те военные годы чувствовал себя бойцом, солдатом, отдавая все силы на защиту своей Родины. Единство фронта и тыла выдержало в годы войны все испытания.

Воспитатель: Защитников тыла тоже награждали орденами и медалями.

- Как вы думаете за что могли наградить тружеников тыла? (ответы детей)

Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.» награждали работников тыла за доблестный, самоотверженный труд.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, смогли бы одержать победу наши солдаты на фронте, не имея тыла? Почему? (Ответы детей)

Тыл обеспечил Вооружённые силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой Победы.

Воспитатель: Ребята, чтобы вы хотели сказать людям, которые трудились и днем, и ночью, работали не покладая рук за Победу, за наше с вами будущее? (ответы детей)

Воспитатель: Вы знаете, что в годы Великой Отечественной войны самым дорогим было получить весточку от родных, любимых людей.

- Сейчас есть мобильные телефоны, интернет, с помощью которых мы можем на расстоянии общаться. А как люди общались в то время друг с другом? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, с помощью писем. А письма во время Великой Отечественной войны складывали особым образом, в виде треугольника.

Воспитатель: Предлагаю вам поблагодарить тружеников тыла за их героический подвиг. .

- Мы с вами рисовали рисунки о мире. Как вы думаете, приятно ли будет получить их труженикам тыла? (Ответы детей)

А письма мы сложим, как складывали в годы войны – треугольником.

(Творческая работа детей – изготовление писем-треугольников по схеме.)

Итог занятия

Воспитатель:

- Кому мы отправляем весточку?

- Кто такие труженики тыла?

- Что нового, интересного вы узнали о тружениках тыла?

Воспитатель : А вам я хочу подарить вот такие Георгиевские ленточки.

«Георгиевская ленточка»-это символ нашей победы над фашизмом, выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году.

Берегите, эту ленту. И пусть она вам напоминает кому мы обязаны счастливой мирной жизнью.

Воспитатель. Ребята, мы с вами живём в мирное время. Его для нас завоевали солдаты, женщины, старики и дети. Мир – это счастье! Мир – это радость! Давайте будем помнить, что была такая страшная война – Великая Отечественная. К сожалению мы не можем поблагодарить тружеников тыла лично, но я предлагаю записать наше выступление, пусть оно их порадует. Песня «И все о той весне».

Танец «Синий платочек»

Дети читают стихи

Прошла война, прошла война,

Но боль взывает к людям;

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем,

Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны!

Воспитатель: Героически сражались советские солдаты с Гитлеровскими захватчиками

Вечная слава павшим в годы Великой Отечественной войны! Тем кто подарил нам мирное небо над головой!

Все хором: Никто не забыт!

Ничто не забыто!

Публикации по теме:

«Герои войны никогда не забудутся — их именами названы улицы!» Фоторепортаж с праздничного мероприятия«Герои войны никогда не забудутся — их именами названы улицы!» Фоторепортаж с праздничного мероприятия В нашем детском саду «Солнышко» есть добрая традиция творчески относиться к патриотическому воспитанию дошкольников. Нам, воспитателям,.

Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Города герои Великой Отечественной войны»Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Города герои Великой Отечественной войны» Воспитатель МБДОУ детский сад № 54 г. Ковров Курнина Любовь Владимировна. Уважаемые коллеги, предоставляю вашему вниманию авторскую дидактическую.

Конспект беседы с детьми «Дети герои Войны» в подготовительной группеКонспект беседы с детьми «Дети герои Войны» в подготовительной группе Беседа с детьми на тему: «Дети герои войны» Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать.

Конспект прогулки в разновозрастной группе «Главные герои новогодней сказки»Конспект прогулки в разновозрастной группе «Главные герои новогодней сказки» Осваиваемые образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Конспект занятия с детьми старшей группы «Юные герои Великой Отечественной войны!»Конспект занятия с детьми старшей группы «Юные герои Великой Отечественной войны!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Грядет Великий праздник, который мы встречаем со слезами на глазах- "День Победы".

Фотоотчет «Маленькие герои большой войны»Фотоотчет «Маленькие герои большой войны» Маленькие герои большой войны. Беседа для детей подготовительной к школе группы. Дорогие друзья! Юбилейный год Великой ПОБЕДЫ над фашизмом.

Сценарий праздника «Герои давно отгремевшей войны»Сценарий праздника «Герои давно отгремевшей войны» Сценарий праздника «Герои давно отгремевшей войны» в старшей группе. [/b] Цели: 1. Воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа.

Стена памяти «Маленькие герои большой войны»Стена памяти «Маленькие герои большой войны» Скоро вся страна будет отмечать памятное событие - 70-летие Победы в Великой Отечественной Войне. Везде вспоминают и чествую ветеранов ВОВ.

Стенгазета «Бессмертный полк». Посвящается всем фронтовикам и работникам тыла Великой Отечественной войны!Стенгазета «Бессмертный полк». Посвящается всем фронтовикам и работникам тыла Великой Отечественной войны! Родина … Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность.

Тематический альбом «Дети-герои Великой Отечественной войны 1941–1945 гг»Тематический альбом «Дети-герои Великой Отечественной войны 1941–1945 гг» На кануне великого праздника дня Победы, во всех образовательных учреждениях нашей необъятной Родины, началась подготовка к празднованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по краеведению «Труженики тыла — незаменимые герои войны» в разновозрастной группе
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 23:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по краеведению «Труженики тыла — незаменимые герои войны» в разновозрастной группе» (включая файлы) размещена пользователем Балаева Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД