Папки-передвижки

Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе «Зимующие птицы»

Неля Маратовна Абитова
Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе «Зимующие птицы»

Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы.

Задача: -

Образовательная:

• Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах);

• Продолжить укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции, развитие силы, а также гибкости и направленности движений органов, которые задействованы в речи.

• Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;

Публикация «Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах

• Учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;

• Совершенствовать составление рассказа о птицах с помощью мнемосхем; -

Развивающая:

• Развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц

• Развивать наблюдательность, познавательные способности - речь, память, внимание, логическое мышление.

• Развивать слуховое восприятие; -

Воспитательная:

• Воспитывать умение слушать рассказы других детей;

• Воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.

Оборудование: игрушка сороки, письмо, фигурки зимующих птиц, корм для птиц, предметные картинки о птицах.

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята иду, я сегодня в детский сад и мне на встречу летит сорока. Трещит. Я, конечно, ничего не поняла. Не успела я, что-либо сказать, как она бросила мне с высоты конверт, а сама улетела. Давайте прочитаем, что там написано.

Я, Сорока Белобока живу в лесу. Сегодня в лесу переполох: одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму. И подпись: Сорока Белобока.

Воспитатель: Давайте мы встанем, отправимся в лес и разберёмся, какие птицы должны улететь, а какие остаться с нами и отправим письмо Сороке Белобоки в лес.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат трели птиц.

Вводная часть:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Вы слышите, как поют птицы? Это нас встречают друзья птицы Сороки Белобоки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько на опушке птиц. А вот и сама Сорока Белобока, вернём ей письмо и точно узнаем, что случилось.

Воспитатель: Сорока Белобока, что случилось, что за переполох?

Ребята, она говорит, что не поймёт, какие птицы должны остаться, а какие улететь. Давайте мы посмотрим и разберёмся все ли птицы, улетели или нет.

Основная часть:

Дети подходят, смотрят и называют птиц : ласточка, скворец, кукушка.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что они улетают в тёплые края.

Воспитатель: Почему они улетают? Почему они не могут остаться здесь с нами?

Дети: Они замёрзнут от голода и холода.

Воспитатель: Ребята, а какие птицы остались? Давайте мы назовём их.

Дети называют птиц : синица, голубь, снегирь, воробей, дятел.

Воспитатель: Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.

Пальчиковая игра «Синица»

Эта птичка невеличка

Называется синичка (соединяем большой и указательный палец)

Раз, два, три, четыре, пять

Будет в гости прилетать (имитация полета кистями рук)

Воспитатель: Скажите, как кричит синица? (Свистит) –Давайте послушаем.

Воспитатель: Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.

Воспитатель: Скажите, как кричит снегирь? (Щебечет) –Давайте послушаем.

Воспитатель: Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов : работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.

Педагог предлагает детям изобразить дятла. Дети выполняют гимнастику.

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони) :

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой–

Все равно он будет мой.

-Скажите, как кричит дятел? (стучит)–Давайте послушаем.

Воспитатель: Это воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.

Воспитатель: Как кричит воробей? (чирикает) – Послушайте.

Воспитатель: Это голубь. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.

Воспитатель: Как кричит голубь? (воркует) –Давайте послушаем

Воспитатель: Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.

Воспитатель: Как кричит ворона? (каркает) _Послушайте

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что одни прилетают к нам на зиму, а другие остаются всегда снами.

Воспитатель: Сорока Белобока, поняла, какие птицы должны остаться с нами, а какие улететь.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Сейчас мы вместе с Сорокой Белобокой поиграем в игру

«Кто какой?».

Воробей какой? – маленький, серый, шустрый.

Если у воробья короткий клюв, значит воробей какой? –короткоклювый.

Если у воробья короткие лапки, значит воробей какой? –коротколапый.

Если у воробья короткий хвост, значит воробей какой? –короткохвостый.

Как подает голос воробей? –чик-чирик.

Что делает воробей? –чирикает.

Где живет воробей? - в городе.

Вот какой замечательный воробей.

Посмотрите на снегиря.

Если у снегиря толстый клюв, значит снегирь какой? –толстоклювый.

Если у снегиря красная грудь, значит снегирь какой? –красногрудый.

Если у снегиря черная голова, значит снегирь какой? -черноголовый.

Как подает голос снегирь? Фью, фью. Посвистывает.

Где живет снегирь? В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку.

Вот какой красивый снегирь.

Посмотрите внимательно на синицу.

Если у синицы жёлтая грудь, значит какая синица? -Желтогрудая синица.

Если у синицы голова черная, значит какая синица? –черноголовая.

Как подает голос синица? –тинь-тинь.

Что делает синица? –тинькает.

Где живет синица? -В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку.

Какая замечательная синичка.

Какая еще зимующая птица изображена на картинке? – дятел.

Дятел какой? –трудолюбивый, шумный.

Если у дятла длинный клюв, значит какой дятел? -длинноклювый.

Если у дятла красная голова, значит какой дятел? -красноголовый.

Если у дятла белая грудь, значит какой дятел? -белогрудый.

Как подает голос дятел? -кик-кик.

Что делает дятел? -стучит. Где живет дятел? – в лесу.

Воспитатель:Вот какие замечательные зимующие птицы.

Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да).

Воспитатель: Ребята, Сорока Белобока еще хочет с вами поиграть.

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Сороке Белобоке, из каких частей, состоят птицы (Голова, туловище, хвост.)

- Что есть на голове?

- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)

- Клюв птицы – это рот или нос?

Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.

- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)

- Опишите крылья.

- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.

- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?

- Рассмотрите и опишите хвост.

Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)

- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)

- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)

- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, Сорока Белобока спрашивает, а кто заботится о них в холодное время года?

(в холодное время года о птицах заботятся люди)

Как заботятся люди о птицах? (люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц.)

А чем можно угостить наших пернатых друзей? – семечками, зерном, семенами, ягодами.

А какой корм больше всего любит воробей? –семечки.

А какое любимое блюдо у снегиря? - ягоды рябины.

А чем бы полакомилась синичка? –салом сырым, несоленым.

А что больше всего любит сорока? -зерно.

А чем можно угостить дятла? –семенами, ягодами.

Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы : у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель: Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку», которая стоит на столе.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три сороки были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв

Стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

Воспитатель: Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться семечками, ягодами.

А теперь садитесь на свои места.

Воспитатель: Ребята давайте скажем, Сороке Белобоки спасибо, что она всё это время была с нами. А с ней нам пора прощаться и возвращаться в группу.

Раз, два, три повернись, в группе снова окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются в группе.

Заключительная часть:

Рефлексия: Что вам понравилось сегодня делать больше всего. Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?

Публикации по теме:

Фотоотчёт по рисованию в старшей группе «Зимующие птицы»Фотоотчёт по рисованию в старшей группе «Зимующие птицы» С приходом зимних холодов зимующим птицам становится с каждым днём сложнее прокормиться. Нет уже семян и ягод, которыми могли полакомиться.

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группе Конспект интегрированного занятия на тему: «Зимующие птицы», в старшей группе Цели: воспитывать бережное отношение к птицам. Задачи: Развивающие:.

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы. Воробей» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Зимующие птицы. Воробей» в старшей группе Цели: систематизировать и закреплять знания детей о зиме, зимующей птице - воробье, об его строении, внешнем виде, повадках, роли человека.

Конспект итоговой НОД в старшей группе «Зимующие птицы»Конспект итоговой НОД в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: выявить уровень освоения детьми образовательной программы ДОУ по теме птицы, оценить динамику развития детей и скорректировать свои.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Перелетные и зимующие птицы» Задачи: • формирование представлений о перелётных и зимующих птицах на основе связи между характером корма и способом его добывания; • формирование.

Конспект ООД в старшей группе «Зимующие птицы» (гуашь). ОО «Художественно-эстетическое развитие»Конспект ООД в старшей группе «Зимующие птицы» (гуашь). ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект ООД в старшей группе «Зимующие птицы» (гуашь) ОО Художественно-эстетическое развитие Подготовила и провела: воспитательСтепанова.

Конспект ООД «Зимующие птицы» для детей старшей группыКонспект ООД «Зимующие птицы» для детей старшей группы Цель: расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц и обобщающего понятия «Зимующие птицы».

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «Зимующие птицы» к Всемирному Дню воробья Конспект по ФЦКМ в средней группе «Зимующие птицы» к Всемирному дню воробья. Цель: Уточнить знания детей о зимующих птицах. Познакомить с.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зимующие птицы» Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе «Зимующие птицы»
Опубликовано: 10 января 2022 в 17:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе «Зимующие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Неля Маратовна Абитова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД