Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воинская слава казаков» для детей подготовительной группы

Людмила Усова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воинская слава казаков» для детей подготовительной группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Педагог: Усова Людмила Викторовна

Группа : подготовительная

Тема занятия: «Воинская слава казаков»

Тип занятия: интегрированное.

Цель:

Развивать любознательность и интерес к российской истории, ее героям.

Задачи:

Образовательные :

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Воинская слава казаков“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

- ознакомление дошкольников с историческими и культурными традициями Хоперского казачества, как элемент патриотического воспитания;

- на примере атамана М. И. Платова ознакомить с легендарными казаками-героями;

- формировать уважительное отношение к воину-казаку;

- приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа;

- обучать детским народным играм, воспитывать чувство любви к традиционной культуре средствами детского игрового фольклора;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- закрепить в речи названия различных деталей костюма и вооружения казаков;

- развивать речевую и музыкальную культуру средствами регионального фольклора;

- познакомить с названиями мастей лошадей: «вороная», «рыжая», «буланая», «гнедая», «светло-серая», «пегая». Дать представление о воинских званиях казаков : «урядник», «вахмистр», «хорунжий», «сотник», «есаул».

- развивать связную речь детей;

Воспитательные:

- продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа;

- воспитывать любовь и бережное отношение к лошадям, чувство заботы и ответственности за приручаемое животное;

- воспитывать патриотические чувства;

- формировать чувство любви к родному краю путем ознакомления с культурно-историческим наследием донского казачества;

- создавать условия для творческого развития детей;

Возраст детей : 6-7 лет.

Форма организации обучения: групповая.

Дата: 21.11.2018

Место проведения: г. Урюпинск, МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотой ключик»

Основные источники информации:

Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий /авт. -сост. Л. О. Тимофеева и др. – Волгоград: Учитель, 2016.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., исправленное и дополненное. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.

Образовательная область : познание

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».

Предварительная работа: беседы, чтение книг, прослушивание казачьих песен; рассматривание иллюстраций, фотографий о казаках. Разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе; разучивание физкультминутки.

Оборудование и материалы: Сабля, кнут, презентация, аудиозапись казачьей песни «Конь боевой»; иллюстрации с изображением коней разных мастей.

В группе на видном месте лежит сабля.

В: Ребята, что это такое?

Как вы думаете, кому она может принадлежать? (Казаку)

Для чего предназначен этот предмет? (ответы детей)

А что вы знаете о казаках?

А как вы думаете, зачем эта сабля здесь появилась? (чтобы мы узнали о казачьей доблести и славе).

Вы хотели бы об этом узнать?

Для этого давайте отправимся в прошлое! Присаживайтесь, давайте посмотрим на экран.

Слайд 2. Казачьи войска не входили в состав Армии, а составляли самостоятельную военную структуру. Казаки в стране относились к особому сословию и в отношении их действовали особые правила воинской повинности, отличные от правил для всех остальных сословий.

Слайд 3. Подготовка к военной службе начиналась с самого раннего возраста, можно сказать, с появлением младенца на свет.

Слайд 4. Новорождённым дарили ружья, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Всё это развешивалось на стене рядом с местом, где лежал ребенок.

Слайд 5. По истечении 40 дней, после того как мать выполняла очистительную молитву, отец надевал на ребенка портупею от шашки, и, придерживая холодное оружие своей рукой, сажал ребёнка на коня, потом возвращал матери, поздравляя её с рождением казака.

Слайд 6. Когда же у маленького прорезывались зубы, родители вновь сажали его на лошадь и везли в церковь, где служили молебен Ивану-воину!

Слайд 7. Трёхлетние мальчики уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи. Стрелять учились с 7 лет, рубить шашкой — с 10.

Слайд 8. Общинный характер обучения и воспитания у казаков выражался в том, что о молодом поколении заботились не только семьи, но и вся станица. Наставником обычно являлся крёстный отец, при этом как бы дополняя кровного отца. Если родной отец проявлял излишнюю мягкость в отношении своего сына, то крёстный «поправлял дело» суровостью, в результате чего достигался необходимый баланс в воспитании подростка.

Слайд 9. С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход, приглашать на другие общественные мероприятия, где он усваивал манеру общения казаков друг с другом, и прежде всего младших со старшими, постигал тонкости принятия решений в казачьей среде, проникался духом патриотизма, гордости за свой род, свою станицу. Таким образом, юноша, что называется, с младых ногтей знал своё предназначение — военная служба, на которой он должен зарекомендовать себя не хуже, чем старшие товарищи и братья.

Слайд 10. На службу казаков забирали всех — и старых, и молодых, кто только мог носить оружие, служили 30 лет: 5 лет действительной службы и 25 в запасе.

Слайды 11 - 12. По закону служить обязаны были все казаки с 16 лет со своим снаряжением и лошадью. Причём казак был привязан к своему войску, за его пределы он не мог выехать без особого разрешения и, возвратившись домой после первой очереди службы, ещё несколько лет должен был содержать строевого коня.

В: А еще казаки говорят «Богатырь умрет – слава его воюет». Много доблестных казаков полегло на полях сражений. Имена некоторых из них стали легендарными.

Слайд 13 - 14. Ребята, помните, мы в прошлом году проходили по «Аллее славы», которая находится возле вечного огня, и видели портреты и бюсты казаков? У нас тоже есть свои герои-казаки, которые защищали нашу Родину в прошлом.

Посмотрите на этих бравых вояк!

Слайд 15. Обратите внимание на костюм казака. Кто запомнил, как называются элементы казачьей одежды? (ответы детей)

Слайд 16. У казаков были свои звания.

Казак-рядовой, урядник - сержант, вахмистр-прапорщик, хорунжий - лейтенант, сотник - старший лейтенант, есаул-майор.

Какие звания вы запомнили? (ответы детей)

Слайд 17. Один из самых знаменитых героев-казаков – Матвей Иванович Платов, живший более 200 лет назад. (Показ портрета Платова).

Слайд 18. Слава атамана Платова была так велика, что казаки сложили о нем песни, анекдоты и сказки. Платов участвовал в войне с турками,

Слайд 19. а позже в войне с Наполеоном. В одном из сражений его бойцы захватили в плен 19 тысяч французских солдат. Сам Наполеон желал бы видеть Платова среди своих генералов.

Слайд 20-21-22-23-24. Казаки с большим уважением относились к атаману Платову, что увековечили его память монументами в разных городах.

В: ребята, наше путешествие в прошлое продолжается, идем далее. (Воспитатель с детьми проходит на ковер)

Взгляды казачества на воспитание фиксировались в специальных рекомендациях и руководствах: наставлениях, заповедях-запретах, заповедях-разрешениях, советах по воспитанию, а также в пословицах и поговорках.

А какие пословицы и поговорки знаете вы? (ответы детей)

В: и я знаю пословицу - «Делу время, а потехе – час!»

Вот и у нас настало время для потехи.

Проводится игра «Кривой петух».

Водящему завязывают глаза, крутят на месте. Дети стайкой подходят и спрашивают:

- Кривой петух, на чём стоишь?

Петух: — На иголочках.

- И не колко тебе?

Петух: — На подковочках.

Поют:

- Ступай в кут, там блины пекут,

Там блины пекут, тебе блин дадут.

Стучат ногой в пол.

Петух: -Кто там?

- Тарас! Лови нас, не открывая глаз!

Петух ловит детей с закрытыми глазами. Затем он должен определить, кого поймал, только после этого он может открыть глаза.

В: Дети, а вы никакого другого необычного предмета в нашей группе не увидели?

(дети с воспитателем подходят к нагайке)

Что это такое?

Для чего она предназначена? (управлять конем)

Как казак называл своего коня? (верный друг, боевой товарищ)

Конечно же, верный друг казака, боевой товарищ и помощник – это его конь!

В: маленьких казачат начинали обучать езде с 3 лет. А через некоторое время дети уже умели во время езды на коне и шашкой махать, и стрелять. Учили казачат и ухаживать за конем, любить его. Казаки очень любят своих коней, холят и лелеют. Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит.

Для службы коней сильных, выносливых, верных. Посмотрите на эти иллюстрации. (Воспитатель показывает иллюстраций с изображением коней разных мастей.)

Какие красивые, сильные животные! Лошадей различают не только по родам, но и по мастям, то есть по окраске:

- вороная (черная,

- рыжая,

- буланая (буро-рыжая, хвост и грива – черные,

- гнедая (рыжая, хвост и грива – черные,

- светло-серая (белая,

- пегая (рыже-белая или черно-белая)

В: Ну вот, кони есть, а управлять нечем!

Чего не хватает?

Что помогало казаку управлять лошадью? (нагайка)

Предлагаю вам сплести самим нагайку. (Работа на стульчиках - плетение нагайки)

В: Рефлексия. Кнуты готовы?

Вспомните, какие еще интересные предметы вы увидели в группе сегодня?

О чем узнали?

Как называется головной убор казака? Одежда казака?

Платов, кем он был? За что его уважали среди казаков?

Какие масти лошадей вам запомнились?

Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня узнали про коней, как нужно относиться к лошадям, как ухаживать за ними?

В: Сядьте поудобнее, закройте глаза, представьте себе, что эти кони не на картинках, а стоят здесь, перед вами. Выберите каждый себе по коню и придумайте ему кличку. По ней должно быть понятно, какой характер у вашего коня, насколько он сильный, выносливый и любимый.

Откройте глаза. (ответы детей)

(Дети показывают изображения коней и называют клички.)

В: какое у нас войско казачье получилось! Седлайте своих коней, я буду вашим атаманом, давайте немного поскачем! (уточнить, как казаки держат удила, нагайку)

На волю казаки! (воспитатель с детьми делает круг по группе, имитируя езду на коне, а потом «уезжают» в приемную, для продолжения игры на прогулке)

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме: «Деревья»Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме: «Деревья» Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме: «Деревья» Автор непосредственно образовательной.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы «Удивительные камни» Цель: познавательное развитие; ознакомление детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи: Обучающие: обратить внимание на особенности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Японский квартал»Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Японский квартал» (ручной труд) Цель: Ознакомление с культурой и традициями Японии, дать представление о народном творчестве, особенностях национального костюма,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Выборы президента» Цель: углублять знания детей о правах человека. Задачи: Упражнять детей в умении выходить из затруднительной ситуации, самостоятельно определять.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Доброе электричество» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Доброе Электричество» Программное содержание : Закрепить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы «Флаг» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы на тему «Флаг». Составила.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы «Герб» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы на тему «Герб». Составила.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи детей подготовительной группы «Осень» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи детей подготовительной группы на тему: «Осень». Программное содержание:.

«Мороженое — это вкусно!» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие») Цель: Познакомить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в Африку» «Путешествие по Африке». Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы Интеграция образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воинская слава казаков» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 11:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воинская слава казаков» для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Усова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД