Лучший педагог года

Конспект HОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Лексические игры и упражнения»

Светлана Курдюкова
Конспект HОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Лексические игры и упражнения»

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Задачи:

Воспитательные:

-Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность на занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.

-Воспитывать контроль за правильностью своей речи и речи других;

Развивающие :

-Развивать умение подбирать антонимы; образовывать однокоренные слова; объяснять многозначные слова;

-Развивать связную речь, воображение.

-Развивать двигательную и познавательную активность;

Публикация «Конспект HОД по развитию речи в подготовительной группе на тему „Лексические игры и упражнения“» размещена в разделах

Образовательные:

-Обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;

-Познакомить детей с противоречиями окружающего мира;

-Совершенствовать умение использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)

Оборудование и материалы: письмо, карта, мяч, картинки деревьев, сундук, ордена мудрецов красивой речи

Предварительная работа: разучивание физкультминутки, артикуляционной и дыхательной гимнастики, беседа о природных явлениях (дождь, огонь, снег, ветер)

Ход образовательной деятельности:

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся и настроимся на занятие!

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— Здравствуйте!

(дети садятся на места)

Воспитатель: Посмотрите, вот что сейчас я нашла на пороге нашей группы. Это письмо от смешариков. Давайте прочитаем

«Дорогие ребята, мы знаем, что вы веселые, умные, находчивые, поэтому приглашаем вас отправиться в морское путешествие на поиски сундука с сокровищами. А чтобы найти его, нужно следовать по карте, где вас ждут различные испытания. Если вы справитесь с ними, то найдёте сундук с орденами Мудрецов Красивой речи»

Воспитатель: Здесь приложена карта! Ну что отправляемся? (ответы детей) Тогда в путь!

II. Основная часть

Но сначала, нужно подготовить наши язычки.

Дети берут зеркала.

(Артикуляционная гимнастика)

Воспитатель: Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем.

Воспитатель: Вот наши язычки подготовлены к путешествию. Но, чтобы узнать, на чём мы с вами отправимся в путь, отгадайте загадку:

На суше он родился

А на волнах морских сгодился.

Дети: Корабль.

Воспитатель: Я буду вашим капитаном. Приглашаю вас на корабль. Мы отправляемся в плавание. И вот уже наш корабль плывет по волнам. Но на море полный штиль, и корабль плывет не очень быстро. Ребята, а как можно помочь нашему кораблю плыть быстрее?

Дети: Сделать ветерок.

Воспитатель: Помоги нам, ветерок, паруса надуй, дружок!

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.

И сделаем дыхательную гимнастику.

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

И кораблик подгоняй.

Дети делают вдох и выдох по 3 раза.

Воспитатель: воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаем, выдох должен быть длительным, плавным. Молодцы ребята! Вы очень старались, и у вас получился сильный ветер.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Мы приплыли с вами на первый остров. На этом острове растут разные деревья. Надо вспомнить названия деревьев (на доске вывешиваются картинки деревьев)

А знаете ли вы, какие листья на этих деревьях?

Игра «Назови листок

На березе – березовые, на клене – кленовые»

На рябине – рябиновые, на дубе – дубовые,

На осине – осиновые, на тополе – тополиные,

На липе – липовые, на каштане – каштановые

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с этим заданием. Впереди «Остров лишних слов». Здесь смешарики оставили своё задание.

- лыжи – лыжник – булыжник – лыжница;

- мороз – сосулька – купальник – снеговик;

- лыжи – вьюга – снежинка – грибы;

- листопад – санки – пурга – метель;

- новогодняя ёлка – Январь – лёд – ландыши.

Воспитатель: Молодцы! Оправляемся дальше. Следующий остров многозначных слов.

Игра «Многозначные слова»

Воспитатель: Как вы думаете, что такое КОСА.

Дети: Это и прическа, и рабочий инструмент.

Воспитатель: Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много. Попробуйте объяснить значение слова КЛЮЧ.

Дети: Ключ от замка, ключ – родник.

Воспитатель: Объясните значение слова ЛИСТ.

Дети: Лист на дереве, лист книги.

Воспитатель: Объясните значение слова КРАН

Дети: Кран подъёмный, водопроводный кран.

Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, как называются слова, у которых несколько значений?

Дети: Многозначные.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Отправляемся к следующему острову «Скажи наоборот». Давайте встанем в круг, я буду бросать мяч, называть слово, а вы слово с противоположным значением и возвращать мяч. Ну, что, готовы?

Мокрый – сухой.

Радостный – грустный.

Холодный – теплый.

Поздняя – ранняя.

Яркий – тусклый.

Низкий – высокий.

Сытый – голодный.

Редкий – частый.

Спелый – незрелый.

Начало – конец.

Длинный – короткий.

Тихий – громкий.

Высокий – низкий.

Умный – глупый.

Тяжелый – легкий.

Новый – старый.

Шумный – тихий.

Чистый – грязный.

Хороший – плохой.

Злой – добрый.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Поплывём дальше. Но, что я вижу! Это же крабы

Физкультминутка

(Дети выходят в центр зала и становятся в круг)

Ветер дует, задувает, Дети дуют.

Пальму в стороны качает, Раскачиваем руками в разные стороны, (крона пальмы).

Ветер дует, задувает, Дети дуют.

Пальму в стороны качает. Раскачиваем руками в разные стороны, (крона пальмы).

А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки.

И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

Чайка над водой летает Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); «машем» ими в воздухе.

И за рыбками ныряет. Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.

А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки.

И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

Под водой на глубине Поднимают руки вверх.

Крокодил лежит на дне И разводят их в стороны и обратно.

А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки

И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими

Воспитатель: Молодцы! Ну, снова в путь!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Мы прибыли на остров «Один – много»

Снежок - снежков.

Снеговик - снеговиков.

Метель - метелей.

Снежинка - снежинок.

Коньки - коньков.

Шапка - шапок.

Шуба - шуб.

Снегопад - снегопадов.

Льдинка - льдинок.

Мороз - морозов.

Воспитатель: Молодцы! Мы добрались до последнего острова «Хорошо - плохо». Я задаю тему обсуждения. Вы, передавая мяч по кругу, рассказываете, что, на ваш взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

(дождь, огонь, снег, ветер) Снег – это хорошо, потому что…

( Ответы детей: можно играть в снежки, лепить снеговика, снег укрывает землю и деревья от холода, снежинки красивые, можно кататься на лыжах, рыть ходы в сугробах, любоваться заснеженной природой)

Воспитатель: Снег – это плохо, потому что

( Ответы детей: трудно ходить по сугробам, снег налипает на одежду и она промокает, снег летит в глаза и трудно идти, снегопад заметает дорогу, снег холодный – можно заболеть, плохо птицам, для них нет корма, и многие улетают в теплые края; трудно с кормом приходится всем диким животным в лесах и т. д.)

Воспитатель: Дождь – это хорошо потому что…

( Ответы детей: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, всё быстрее начинает расти, весело лягушкам,

всё чистит и моет, можно бегать по лужам, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.

Воспитатель: Дождь - это плохо потому что…

( Ответы детей: намочит нас, бывает холодным, на дорожках грязь)

мама не разрешает гулять, можно простудиться)

Воспитатель: Ветер – это хорошо потому что:

( Ответы детей: можно запустить воздушного змея, перегоняет дождевые тучи)

Воспитатель: Ветер – это плохо потому что…

( Ответы детей: ломает деревья, из-за сильного ветра появляется шторм на море)

Воспитатель: Огонь - это хорошо потому что…

( Ответы детей: согревает людей, с помощью него люди готовят себе еду, огонь светит нам, когда темно)

Воспитатель: Огонь – это плохо потому что…

( Ответы детей: при неправильном обращении в быту (взрывы, пожары сооружений, ожоги)

Воспитатель: Ну вот, мы и добрались до заветного сундука, значит, мы все задания выполнили. Смешарики всем вам вручают медали за хорошую работу.

III. Заключительная часть занятия. Рефлексия

Воспитатель: Ребята вы сегодня отлично справились с заданиями! Я поздравляю вас с получением орденов.

Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня?

Скажите, трудные были задания?

А какое задание вам больше всего понравилось?

Спасибо вам за занятие!

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Конспект игры «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе Конспект «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Баландина М. В., "ЦРР - Детский сад №224",.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения»Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения» Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения» Цели: закрепить название зимних.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Наши мамы» в старшей группе Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, чувство благодарности за её заботу, повышение социальной значимости материнства; развитие.

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе на тему «Овощи» Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе. Тема: «Овощи». Воспитатель: Бардеева Т. С., г. о. Тольятти Цель: Формировать у детей.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические упражнения» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры».Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные» Конспект НОД по речевому развитию. Возрастная котегория: 5-6 лет Тема:«Дикие животные» Образовательная область: речевое развитие. Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Овощи» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Овощи» Воспитатель: Найданова Е. В. Программное содержание: - продолжаем учить.

Презентация на тему «Зима» к конспекту по развитию речи в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему "Зима". Её я подготовила и использовала, как приложение к занятию по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект HОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Лексические игры и упражнения»
Опубликовано: 11 января 2022 в 21:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект HОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Лексические игры и упражнения»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Курдюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД