Получи документы

Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников. (1 фото)

Татьяна Пустовойт
Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников.

Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников.

Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников.

Как подарить детям радость творчества, вызвать ощущение своего духовного потенциала? Как разбудить энергию чувств, фантазии, ума? Как организовать предметно – развивающую среду и вести работу по художественно – эстетическому воспитанию, чтобы получить максимальный результат?

Публикация «Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников,» размещена в разделах

Каждую работу, каждое дело питает источник энергии.

Для меня таким источником является моя работа, дарующая мне на протяжении многих лет нравственное и эстетическое удовлетворение. Чем больше работа становится моей жизненной необходимостью, тем значительнее установка к творческой деятельности.

Художественно – игровая деятельность является неотъемлемой составной частью целостного профессионально – педагогического мастерства педагога – музыканта, коим я являюсь. Она направлена на решение следующих задач:

- Осуществление педагогического руководства посредством преобразования среды, окружающей ребенка, построенной на основе современных технологий.

- Развитие творческого воображения дошкольников в процессе создания художественно – игровых ситуаций в разных видах музыкальной деятельности.

-Установление творческой атмосферы в художественно – игровой среде занятия или индивидуальной деятельности.

У каждого человека способность видеть и воспринимать проблему развита различно. Выработка стереотипа действий не исключает разнообразия форм и методов работы в соответствии со спецификой условий. Я много раз использовала шумовые инструменты в своей работе в качестве пособия для развития слуха и ритма, но никогда не пробовала, используя свой опыт, вовлечь его в поиск при решении проблемы развития музыкальных способностей. Совершенствуя окружающую среду и используя свой собственный опыт, опираясь на технологии педагогов – музыкантов, я достигла определенных результатов в развитии творческих способностей дошкольников.

Мы привыкли передавать ребенку знания через глаза и уши, но как сделать так, чтобы они проходили через руки, ум, творческую деятельность? Так как в детском саду все проходит через игру, для меня этот эксперимент превратился в игровой процесс. За основу я взяла элементарное музицирование, так как в этом виде деятельности ребенок может быстрее всего приобрести опыт слушателя, исполнителя, творца. В основе элементарного музицирования лежит творческая синкретическая деятельность, где равноправными партнерами, даря друг другу радость общения, выступает ребенок и взрослый. Кроме того, в результате этой деятельности, можно значительно обогатить развивающую музыкальную среду.

В функции музыкального руководителя, помимо практической работы с детьми, входит теоретическая подготовка. Мне довелось пройти курсы повышения квалификации в МИОО, на которых мастер – класс давала Т. Э. Тютюнникова. Ее программа «Учусь творить» (музыка – речь – движение) раскрыла для меня секреты развития творчества дошкольников. Я поняла, как легко можно объединять все виды музыкальной деятельности оригинальными средствами обучения.

Чтобы развить в ребенке созидательные, творческие способности, нужно отследить три основные линии:

1. Наблюдение – где важны зрительные впечатления

2. Интерпритация – ребенок эмоционально сливается с объектом, стирая грани между собой и ним.

3. Изобретение – ребенок «отказывается» от обычного объекта и приобретает свой опыт.

Использование в работе различных предметов – палочек, кубиков, стаканчиков, «шумелок»,

«тарахтелок». Помогают в интересной форме понять язык музыки.

Слушание – один из сложных разделов музыкального занятия. Чтобы не один ребенок не выпал из процесса слушания, я прибегаю к «своим» инструментам – палочкам – выручалочкам.

Уже с младшими детьми используются коробочки, когда идет «Дождик» Г. Свиридова, постукивая пальчиком по коробочкам.

Постарше дети ритмично «капают» палочками и прячутся от дождика под шляпки «стаканчики», а после дождя эти «стаканчики» превращаются в «грибочки».

В старших группах детского сада самодельные инструменты помогают понимать форму музыкального произведения, различать части, экспериментировать и получать удовольствие. В произведении «Смелый наездник» Р. Шумана дети палочками «выбивают стук копыт», при этом прислушиваются к динамике. Мне не приходится слушать произведение по многу раз, так как дети знают - сколько раз они меняли способ игры (палочками друг о друга, по полу, по спинке стульчика и т. д., столько и частей в музыке. Учебная ситуация проходит как радостная игра.

1 -2 -3 -4 -5 – начинаем мы играть!

За руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся.

Будь внимательным, дружок,

Начинается урок!

Звучащие жесты - незаменимый прием для развития танцевальных движений (хлопушки, шлепушки, бомбушки, топотушки – готовая русская пляска).

Речевые игры обыгрываются,как маленькие сценки. Участвуют все дети, текст повторяется хором, т. к. это тренирует внимание и способность мгновенно анализировать слухом, развивается логическое мышление. Текст считалки может быть ритмизован по – разному, варианты ищем вместе с детьми когда они отвечают на вопрос : «Кто по- другому может ответить?» Например игра «Ора – ора» Объясняю как эхо повторяет последние слова говорящего. Декламирую считалку и учу с голоса. Затем предлагаю поиграть.

Взрослый:

- Ора – ора, ора – ора, о-ра-ра!

Дети: о-ра-ра

Взрослый:

Три фа-соль-ки два бо-ба,

Дети:

два бо-ба,

Взрослый:

По-бе-жал я в ого-род,

Дети:

в ого-род,

Взрослый:

По-ло- жил их пря-моврот

Дети: -Вот!

Когда текст считалки хорошо выучен, текст ритмизуется по – другому, позднее дети выделяются в ансамбль щелкающих языком, а эхо украшается звучанием инструмента.

В пении никогда не учу с детьми текст песни формально - «тупо». Это неинтересно, скучно, не эффективно, Стараюсь найти приемы, мотивирующие ребят проявлять свои певческие способности и воображение. Вначале даю певческую установку:

1. «Ножки – раз, ручки – два, спинка – три! Певческая фигура, замри!», или

2.«Если хочешь сидя петь – не садись, ты, как медведь.

Спинку выпрями, скорей,

Ноги в пол упри быстрей,

Раз – вдох и запел,

Птицей звук полетел!»

Предлагаю детям «почитать» письмо, которое прислала песенка. Игру соединяю с пением, подключаю движение рук, («Музыкальные узоры», которые предлагает Т. Тютюнникова). Все приемы направлены на развитие голоса и фантазию детей в поисках способов фиксации звука. В занятие включаю следующие приемы: пение «эхом», «по секрету», «радио» (одни поют по фразам вслух, другие «выключены» и наоборот) такой прем активизирует внимание и слуховую координацию.

Использую на занятиях пособие, придуманное мною «Звонкий голосок». Способом оригами сделан модуль, который помогает ребятам визуально увидеть положение речевого аппарата в процессе артикуляции, подвижность нижней челюсти и движение языка. Открывает рот «чтобы трамвай прошел!» Форма рта ребенка должна находиться под непрестанным и тщательным наблюдением педагога. Я сравниваю положение рта с открытой сценой или с открытой клавиатурой фортепиано, где нижняя губа «отталкивается» свободно от груди, а верхняя подняться к и растянуться по верхним губам.

При разучивании песни важно, чтобы дети понимали о чем они поют. Петь – значит проявлять эмоции и жестом, и словом. Отсюда вывод: хороший певец – это мим. Без мимики певческое искусство невозможно. Но здесь важно соблюсти меру, чтобы не стать клоуном. Обычно я говорю ребятам: «Представь песню, как мультик – яркий, веселый. Пой так, чтобы он тебе нравился». Если ребенок спел в характере, эмоционально, «награждаю» его «Красками настроения» - разноцветными кружочками, поощряя его и сохраняя при этом его индивидуальность.

Музыкально – ритмические движения – простор для музыкального творчества детей и музыкального руководителя. Марш у нас может быть серьезным. а может и пошалить, попрыгать, потанцевать. Утонченность сказочного марша помогают помочь собственные пальчики, которые «ходят» по ладошке, («Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, марш О. Газманова «Москва» может помочь детям двигаться друг за другом и выучить танцевальные движения. Игра - диалог «Разговоры» поможет проявить эмоции и почувствовать своего партнера и собеседника. Творчество в создании сказочного образа можно наблюдать в игре «Тра – та- та».

Интересные находки пополнили мою педагогическую копилку в разделе развития слуха и голоса. В игре «Шаловливые сосульки» (Л. Виноградов) лист бумаги моделируется в капельки, которыми бросаются ребята, точно воспроизводя мелодию и ритм. Слушают их шуршащее звучание катая на ладошках, фантазируют, что можно представить?

На протяжении многих лет я пользуюсь этими технологиями и заметила, что лучших средств для развития музыкальных способностей нет.

Основная задача, которую я поставила перед собой в повседневной работе – успеть реализовать с помощью детей свои творческие планы. Экспериментально – поисковая деятельность всегда привлекала мое внимание. Поставленную задачу возможно осуществить лишь на основе комплексного развития музыкальности детей, тесном взаимодействии с коллегами и родителями воспитанников. Так возник план работы по теме.

Публикации по теме:

Развитие творческой активности детей дошкольников «Развитие творческой активности детей дошкольников». Путь развития творческой активности детей дошкольников и становление им творческой.

Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук «Солнышко»Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук «Солнышко» Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук "Солнышко". Цель: развивать речь и мелкую моторику.

Комплексное применение различных видов деятельности в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается,.

Комплексное занятие по развитию речи и музыкальности в средней группе. «Путешествие в осенний лес» Программное содержание: Учить детей наблюдать природу, закреплять конкретные представления о сезонных изменениях. Воспитывать любовь к природе,.

Конспект НОД «Сенсорное развитие дошкольников» для детей средней группыКонспект НОД «Сенсорное развитие дошкольников» для детей средней группы Конспект НОД «Сенсорное развитие дошкольников» для детей средней группы Цель: Закреплять названия геометрических фигур. Ввести название.

Конспект НОД «Зимняя пора». Комплексное занятие «Зимушка-зима». Развитие образной речи «Зимняя пора». Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Чтение художественной.

Мамина школа НОД «Ночь. Звездочка. (желтый цвет, один-много)» для деток 2 лет (комплексное развитие)Мамина школа НОД «Ночь. Звездочка. (желтый цвет, один-много)» для деток 2 лет (комплексное развитие) Тема : «Время суток НОЧЬ, звезды и месяц» Цель: добиться эмоционального отклика творческого процесса. Задачи: -знакомство с понятием ночь,.

Мастер-класс «Развитие музыкальности у детей младшего школьного возраста при помощи игры на музыкальных инструментах» Цель: Повышение профессионального уровня педагогов. Задачи:1) Показ основных исполнительских приёмов на детских музыкальных инструментах.

Методические рекомендации на тему «О структуре музыкальности» Музыкальность – это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Человек постепенно привыкал различать в звуках.

Социальная адаптация и развитие речи детей в ДОУ с полиэтническим составом дошкольников СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ ВОСПИТАННИКОВ Лемберг Тамара.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников.
Опубликовано: 5 мая 2016 в 11:30
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пустовойт на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД