МААМ-картинки

Консультация «Как общаться детям с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Наталья Южакова
Консультация «Как общаться детям с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Как общаться детям с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Для большинства лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована пиктография. Пиктография — рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Другими словами, пиктограмма- символическое изображение, заменяющее слово. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова — он выражает его смысл.

Публикация «Консультация „Как общаться детям с тяжелыми множественными нарушениями развития“» размещена в разделах

Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах, обозначающих виды спорта, в системе дорожных знаков. В первом случае доминирует принцип конкретности, передачи смысла посредством позы или движения человеческой фигуры. Во втором — принцип «идеограммы» — пространственной, цветовой и геометрической символики. Стрелка обозначает направление, перечеркнутые изображения — запрет. Иными словами, пиктография использует устойчивые, сохраняющиеся в течение тысячелетий принципы символизации, которые не могут не говорить о важнейших принципах функционирования мышления человека. О необходимости пиктографии говорил в 1935 г. Л. С. Выготский. Ему принадлежит идея исследования опосредованного запоминания с помощью выбора зрительного образа. Согласно этой идее, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически с помощью средств — орудий труда, знаков — символов. Высшим и универсальным орудием, модифицирующим психические функции, является слово. Символы должны быть очень конкретными и простыми для понимания, приспособленными к элементарным желаниям и потребностям.

Немецким специалистом Р. Лебом (1985-1994) была указана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Кардинально систему общения безречевых людей разработали Лори Фрост и Энди Бонди. Работать по ней можно не только педагогам, но и родителям в домашних условиях.

Пиктограммы –невербальные средства общения, к таким относятся жесты, мимика, телодвижения, покраснения кожи. Учёными доказано, что две трети поступающей нам информации при личном разговоре с собеседником передаётся именно невербальным путём, значительную часть информации человек передаёт жестами, мимикой. К примеру, прикосновение к уху, почёсывание уха является «облегчённым» вариантом затыкания ушей, и, означает, что человек не хочет слушать своего собеседника. Подпирание ладонью подбородка, человек подпирает голову или подбородок, если ему скучно или неинтересно, и он борется со своим желанием уснуть. Поглаживание подбородка - этот жест говорит о том, что собеседник находится на стадии размышления и рассматривает возможные для себя варианты.

Первоначально система пиктограмм охватывала 60 символов - пиктограмм с напечатанными над рисунками значениями слов.

Человек, который не может свободно общаться с другими людьми, особенно изолирован и зависим. Для преодоления этой ситуации мы должны постоянно пробуждать в нем потребность желать, чтобы потом научить его уметь выразить эти желания самому. Поэтому двумя самыми важными словами являются «Я ХОЧУ». И уже на втором плане стоит предъявление требований собеседника к ребенку по принципу «ТЫ ДОЛЖЕН».

Особенно активно используются пиктограммы, которые помещаются в отдельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимо от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговорящим» ребенком, но и другие ученики. Если с помощью коммуникативной таблицы или коммуникативной тетради ребенок сможет общаться со своими товарищами, это будет самым большим достижением.

С помощью пиктограмм дети могут сообщить о своих потребностях («хочу пить», «хочу в туалет», «хочу побыть один», «хочу послушать музыку»). Используя пиктограммы, учащиеся рассказывают о каком-либо событии, о том, например, как они провели свои выходные дни или каникулы.

Пиктограммы могут использоваться: как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но может в перспективе овладеть звуковой речью, поэтому главное – сохранить эту тягу к общению;

-как средство постоянного общения для ребенка, который не способен заговорить,

- как средство, облегчающее развитие коммуникации, речи, мыслительных функций;

-подготовительный этап к усвоению письма и чтения у учащихся с проблемами в развитии.

Мы можем сделать вывод, что альтернативная коммуникация –это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие речь людям, которые не могут с ее помощью общаться полноценно.

Кому необходимо знать и использовать АК:

дети с алалией,

дети с временной задержкой речевого развития,

дети с синдромом Каннера,

дети с интеллектуальной недостаточностью,

дети с детским церебральным параличом,

дети с нарушением слуха,

дети с комплексными нарушениями развития, с нарушением эмоционально-волевой сферы

Важно помнить: общение важнее простого говорения!

Что позволяют невербальные средства общения? Невербальные средства общения:

снижают зависимость ребенка от взрослого, делают его более самостоятельным

повышают мотивацию к общению

дают возможность участвовать в направленной деятельности наравне с другими детьми, помогают осваивать мир

предоставляют возможность отвечать на заданные вопросы, планировать свою деятельность, выражать свое отношение к происходящему вокруг, изъявлять свои желания;

более успешным делают процесс социализации ребенка в обществе.

Какие принципы использования пиктограмм выделяют:

принцип от более реального к более абстрактному

принцип избыточности символов (жесты, фотографии, текст)

принцип постоянной поддержки и мотивации, интереса к занятиям

принцип функционального использования знаний в коммуникации на практике

Используя пиктограммы на наших занятиях, в рамках лексических тем идет работа по накоплению пиктографического словаря существительных, глаголов, прилагательных, местоимений;

отрабатываются грамматические формы единственного и множественного числа существительных, глаголов в изъявительном наклонении, пространственных предлогов;

формируется навык построения словосочетаний и предложений разной структуры;

формируется диалогическая и монологическая речь с помощью средств поддерживающей коммуникации.

В работе с пиктограммами выделяют три основных этапа:

1) Знакомство с символом и уточнение его значения:

идентификация символа, знакомим и соотносим с реальными предметами или реалистичными изображениями на картинках;

выбор нужной пиктограммы из ряда других (ту, которую назвал взрослый)

выбор такой же пиктограммы среди множества других

конструирование фразы с помощью пиктограмм (показывает пиктограммы в той последовательности, которую назвал взрослый)

-2) алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функциями

-составить из пиктограмм пару (стрелкой соединить пиктограмму существительное и пиктограмму глагол (кукла играть) либо глагол с существительным (кушать можно что, пить что)

-выбрать те пиктограммы, которые относят к одной тематической группе (одежда)

-пятый, третий лишний

- найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелками (уши-слушать, глаза-смотреть)

-найти и исправить ошибку во фразе.

3. Закрепление навыка самостоятельных действий или последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:

-составить из пиктограмм фразу, подобрать группу пиктограмм по заданному признаку, составить логические цепочки

Следовательно, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие знак (пиктограмма)обобщающее понятие-закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами- самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Существуют карточки существительные (голубой, прилагательные (зеленый, глаголы (красного цвета).

Какие игры можно предложить с карточками:

-идентификация символа (кто это)

-дополнение фразы (собака спит, дедушка сидит, грустный мальчик плачет)

- Чудесный мешочек (собери домашних животных)

- покажи, что я назову, найди такую же картинку по альбомам Баряевой Л. Б., покажи правильный набор картинок: где девочка собирает ягоды, назови лишний предмет,

- по альбомам Баряевой Л. Б., покажи одни фрукты или овощи, назови ошибку;

-узнай по описанию;

-покажи предметы, которые находятся на кухне, покажи только то, что бывает зимой

-составь с помощью картинок; фраза по сюжетной картинке

- исправь ошибку

-что сначала, а что потом

- сравнение лимон кислый, яблоко сладкое, дедушка старый, папа молодой (подбери антонимы)

-составление предложений с помощью картинок, заучивание стихотворений (Мы намылим наши ручки раз, два, три, а над ручками, как тучки пузыри)

Где хранить и как общаться с помощью карточек?

Хранить карточки можно в специально созданных коммуникативных альбомах, где есть кармашки для этих картинок и где можно выкладывать предложения для общения с другими людьми.

Пользоваться можно альбомами Ананьевой И. Н., «Говорящие картинки», Баряевой Л. Б., ( альбомы серии: «Я Говорю»)

Публикации по теме:

«Декупаж-детям». Консультация для родителей«Декупаж-детям». Консультация для родителей Декупаж — это вид прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения на.

Консультация для родителей «Как общаться с ребенком» ПРАВИЛО №1. Не вмешивайтесь в дело,которым занят ребенок,если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:"С тобой.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Как рассказывать детям о войне?»Консультация для родителей «Как рассказывать детям о войне?» Консультация для родителей «Как рассказывать детям о войне?» Война — та тяжелая тема, которая может травмировать, а может оказаться мощным.

Консультация для родителей «Не говорите так детям!»Консультация для родителей «Не говорите так детям!» Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, счастливым и. послушным. И потому чуть его поведение отклоняется от правильной линии,.

Консультация для родителей «Нужны ли детям 6–7 лет игрушки?»Консультация для родителей «Нужны ли детям 6–7 лет игрушки?» Все мысли родителей ребенка подготовительной группы заняты подготовкой к школе: учебники, тетради, одежда для школы… Но нельзя забывать,.

Консультация для родителей «Учите детей общаться» Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей - помочь детям в развитии социальных.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Консультация «Нужны ли детям книги?»Консультация «Нужны ли детям книги?» «ЧТЕНИЕ — ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ВИДЯТ И ПОЗНАЮТ МИР И САМИХ СЕБЯ» В. А. Сухомлинский. Значение книг для развития дошкольника очень.

Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшей группы компенсирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как общаться детям с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Опубликовано: 5 марта 2020 в 19:48
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как общаться детям с тяжелыми множественными нарушениями развития»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Южакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД