Получи документы

Использование элементов куклотерапии в процессе адаптации детей

Наталья Чиликова
Использование элементов куклотерапии в процессе адаптации детей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

КУКЛАТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

Куклатерапия - это

метод психологической помощи детям, заключающийся в коррекции их поведения и эмоционального состояния посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами

И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой.

Публикация «Использование элементов куклотерапии в процессе адаптации детей» размещена в разделах

Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать. Куклы могут многое - и учить, и лечить, но только если попадают в добрые руки.

На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов.

А «сугубо детский» кукольный театр, или «театр Петрушки», до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли «для взрослых». Так что неудивительно, что весьма серьезные дяди и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые.

Актуальность

Адаптация ребенка раннего возраста к новым условиям является нелегким процессом.

Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку, новый режим. В этот период очень важен процесс адаптации, когда у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. В это время ребенку необходим эмоциональный комфорт. Возникает вопрос «как его создать»?

Для облегчения процесса адаптации в своей работе мы стали использовать элементы куклотерапии - одного из методов арттерапии (терапии искусством). Ее возможность велика. Куклы и любимые сказочные герои помогают ребенку окунуться в эмоционально-комфортную для него среду, и адаптация проходит значительно легче.

Цель куклатерапии

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в период адаптации;

-помочь ликвидировать болезненные переживания ребенка;

- создание комфортных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса;

Задачи

- создание благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством куклотерапии;

- развития внимания, восприятия, воображения, речи;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения;

- воспитание доброжелательных отношений в общении между сверстниками и взрослыми;

- повышение педагогической культуры воспитателей, пополнение их знаний по куклатерапии

Ожидаемые результаты

- успешное прохождение детьми периода адаптации;

- повышение компетентности и грамотности воспитателей в воспитании и обучении детей раннего возраста;

Кукла одна из самых древних игрушек. Ее роль в жизни малыша совершенно особая: это и безотказный партнер по играм, и воплощение идеального друга, который все понимает и не помнит зла. А еще – это уникальная «актриса», которая с легкостью вживается абсолютно в любой образ. Отношение к кукле у ребенка очень эмоциональное. Ребенок в игре с куклой может передать все, что накопилось, даже не задумываясь.

Куклатерапия строится на основе использования любимого персонажа или игрушки ребенка, которая стимулирует игровую, коммуникативную, эмоциональную и речевую активность ребенка. Игрушка помогает сделать действия детей ярче, радостнее.

Кукла – предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов.

В куклотерапии используются такие варианты кукол:

- пальчиковые куклы;

- марионетки;

- теневые куклы;

- веревочные куклы;

- плоскостные куклы;

- перчаточные куклы.

Пальчиковые куклы

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка. Эти куклы вызывают положительные эмоции и постепенно ослабляют нервное напряжение у детей.

Куклы-марионетки

Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица

(что позволяет ребенку моделировать различные эмоции,а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать - в каком настроении находится герой куклы.

Теневые куклы

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.

В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Веревочные куклы могут использоваться в пении песен на музыкальных занятиях, когда дети стесняются петь сами. Когда у ребенка на руках кукла, да еще величиной в его рост, то поет уже не он, а именно кукла, да и танцует тоже она.

Плоскостные куклы

Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или

тонкой фанеры. Как правило, руки

куклы крепятся на шарнирах или на кнопках

и являются свободно двигающимися.

Такого рода куклы используются для работы

с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный

набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы

Сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах.

Эти куклы могут двигаться, жестикулировать и проявлять эмоции, могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы. Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Куклатерапия может применяться в различных формах: как в групповой так и в индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран по темам учебных программ.

Публикации по теме:

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток»Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток» Пешеходы являются самыми незащищёнными участниками движения, особенно в осенне - зимний период, когда утренние и вечерние часы сумрачны.

Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей» Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников»Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников» Игра для ребенка дошкольного возраста очень важна. Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие символом детства, детской.

Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет)Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет) В апреле 2018 года на базе МБДОУ № 50 прошло заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов куклотерапии в процессе адаптации детей
Опубликовано: 5 апреля 2020 в 16:45
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов куклотерапии в процессе адаптации детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чиликова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД