Папки-передвижки

Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи

Ольга Мурина
Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи

https://sspu.ru/pages/science/doc/sbornik/Sbornik_konf_2018.pdf?v=431325639

Сборники трудов межвузовской конференции «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области»

Мурина О. В.

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Научный руководитель - к. психол. н., доцент Ташина Т. М.

Использование средств моделирования при формировании описательной связной

речи детей с общим недоразвитием речи

Публикация «Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Формирование описательной связной речи у детей с общим недоразвитием речи -

это наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Многие исследователи, которые

работают в данном направлении (Т. А. Ткаченко, Л. Н. Ефименкова, В. К. Воробьева и др. ,

предлагают использовать наглядность. Она может быть представлена в виде опорных схем.

Именно схемы позволяют развивать речь детей, описывать предметы, составлять рассказы.

Они облегчают процесс запоминания и усвоения материала, позволяют задействовать

двигательную, зрительную и ассоциативную память, помогают зрительно представить

абстрактные понятия, описать их, научиться работать с ними.

В настоящее время разработано немало схем по составлению описательных

рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, домашних животных, временах

года и т. д. Они все представлены в разных вариантах [1; 2; 3; 4]. Однако в современной

литературе сложно найти схемы по описанию сюжетных картин для детей с общим

недоразвитием речи, что значительно затрудняет организацию коррекционного обучения.

Поэтому нами была разработана и апробирована единая схема, позволяющая обучать детей

описанию сюжетных и пейзажных картин (рис. 1). Картинки, представленные в схеме,

57

параллельны друг другу, это удобно и позволяет не нарушать логическую

последовательность при изложении материала.

Данная схема с картинками-подсказками учит ребенка отличать картины живой

природы и рукотворного мира, четко называть, где происходит действие, кто изображен на

картине (люди или животные, описывать, какие действия они выполняют. Схема

мотивирует ребенка искать доказательство того или иного времени года, что позволяет

задействовать несколько видов памяти и способствует развитию логического мышления.

Доказано, чем осознанней ребенок начинает воспринимать окружающее, тем

содержательней и глубже становиться его эстетические чувства.

Он учиться выражать свое отношение к данной картине, обосновывать свое мнение,

выбирая объекты, которые привлекли его внимание. Взрослый помогает ребенку, учит

видеть, какую палитру красок использует художник для своего произведения, что он этим

хочет показать.

Разработанная схема была апробирована в дошкольном учреждении и доказала свою

эффективность. Поэтому мы предлагаем использовать ее при обучении описательным

рассказам детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

1. Ковалева А. А. Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного

возраста на основе моделирования [Текст] / А. А. Ковалева // Актуальные направления

научных исследований: перспективы развития: материалы Междунар. науч. –практ. конф.

(Чебоксары, 23 апр. 2017 г.) / Под ред. О. Н. Широкова [и др. ]. — Чебоксары: ЦНС

«Интерактив плюс», 2017. — С. 97–99. — ISBN 978-5-9500127-5-4.

2. Кондратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для развития речевого

творчества [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1991 - № 10. С. 52 – 56.

3. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. Малетина, Л.

Пономарева // Дошкольное воспитание. 2006 № 8 – С. 64-68.

4. Метод моделирования в образовательном процессе ДОО [Электронный ресурс]

режим доступа: https://madou104. ru/d/388751/d/3 metod modelirovaniya. pdf (дата обращения

24.08.2017).

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин»Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин» Возрастная категория: подготовительная к школе группа Задачи: 1. коррекционно—образовательная: · продолжать работу с детьми по составлению.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 19:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мурина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД