МААМ-картинки

Использование системы альтернативной аугментативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР (3 фото)

Евгения Голикова
Использование системы альтернативной аугментативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР

Использование системы альтернативной аугментативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Альтернативная аугментативная (дополнительная) коммуникация (далее по тексту – ААК) – это методы работы, используемые для понимания вербальных сообщений детьми с тяжелыми речевыми нарушениями, вызванными приобретенными (боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона и др.) или врожденными заболеваниями (детский церебральный паралич, интеллектуальные нарушения, аутизм и др.). AAК может быть постоянным дополнением к коммуникации или применяться временно. Использование ААК требует поддержки со стороны родителей и педагогов, отдельные методы требуют планомерного внедрения специального обучения.

Публикация «Использование системы альтернативной аугментативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР» размещена в разделах

Онтогенез показывает, что любая знаковая деятельность поддерживает процесс коммуникации и когнитивное развитие. От возможностей оперировать определенным количеством знаков зависит количество инициатив и реакций, что свидетельствует о наибольшей вероятности быть понятым, что так же влияет на развитие когнитивных способностей и личностное развитие. Именно это утверждение лежит в основе развития системы ААК.

Используя в своей работе систему ААК важно учитывать, что основная задача – это не замена вербальных средств на невербальные, а дополнение одной системы другой. Многообразие символов, идентифицирующих объекты, позволяет развивать память, мыслительные процессы, является стимулом к побуждению речевой вербальной деятельности и, главное, мотивирует ребенка к установлению контакта с собеседником, что в свою очередь способствует социализации.

Конвенция о правах инвалидов определяет аугментативную и альтернативную коммуникацию как один из способов коммуникации с использованием языка жестов, текстов, азбуки Брайля, тактильного общения, доступных мультимедийных средств, печатных материалов, аудиосредств, программ-чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступные информационно-коммуникационные технологии.

AAК с использованием специальных средств – это коммуникация с помощью любых устройств, в том числе электронных, которые используются, чтобы передать или получить сообщения (коммуникативные книги, планшеты-коммуникаторы). ААК с использованием графических средств – это простые коммуникативные доски или книги, состоящие из картинок и/или символов, используя которые пользователь собирает фразы, чтобы передать сообщение. В зависимости от физических возможностей и ограничений пользователи могут указать на соответствующее сообщение (картинку или символ) частью тела, направлением взгляда или шлемом-указкой или могут указать на «да» или «нет», в то время как ассистент предлагает возможные варианты.

Высокотехнологичные устройства AAК позволяют хранить и воспроизводить электронные сообщения нажатием кнопки с соответствующим изображением. На сегодняшний день существуют специальные приложения-коммуникаторы, доступные к скачиванию на планшеты и телефоны, что позволяет пользоваться ими при необходимости в стенах школы и за ее пределами, что позволяет ребенку сообщать о своих желаниях о потребностях и способствует налаживанию контакта и установлению взаимопонимания с родителями.

Система ААК, направленная на решение вопроса межличностного взаимодействия учащегося с окружающими, так же служит отличным средством в достижении образовательных задач. Работая с первыми классами с детьми ТМНР (интеллектуальные нарушения, тяжелые нарушения речи, аутизм, я активно использую элементы системы ААК. Механический планшет коммуникатор, рассчитанный на 2-16 картинок (рис. 1, помогает задействовать максимальное количество анализаторов и является незаменимым средством для достижения следующих целей на занятиях:

Использование системы альтернативной аугментативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР
Фото №1 Использование системы альтернативной аугментативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития Фото №2 или врожденными заболеваниями детский церебральный паралич интеллектуальные нарушения аутизм и др

• ввод новых понятий (демонстрируется предмет, в планшет вкладывается картинка с изображением этого же предмета, записывается голосовое название предмета – при нажатии ребенок слышит название предмета);

• сравнение (вкладываются парные картинки-противоположности);(рис. 2)

• классификация (ребенок находит лишнюю картинку, нажимая и прослушивая комментарий к каждой картинке).

Коммуникативная доска, расположенная на видном месте моего кабинета, позволяет наиболее продуктивно распоряжаться временем, отведенным для занятия, так как в начале занятия я расставляю картинки, отражающие запланированную деятельность на уроке, и проговариваю что уже сделано, что мы делаем сейчас и что мы будем делать потом, отмечая особым значком этап фактической занятости. (Пример - рис. 3)

Таким образом, использование системы ААК позволяет реализовать несколько задач: побуждает учащихся к вербальной речевой деятельности, способствует налаживанию коммуникативных связей и формированию социализации в среде пребывания, а так же является неотъемлемой частью образовательного процесса при работе с детьми с сочетанными нарушениями развития.

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет)Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры - головоломки! Я обязательно.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование шишек в работе с детьмиИспользование шишек в работе с детьми Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание,.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование системы альтернативной аугментативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР
Опубликовано: 5 апреля 2023 в 07:23
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование системы альтернативной аугментативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Голикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД