МААМ-картинки

Использование сенсорных эталонов в формировании предпосылок рефлексии у дошкольников

Марина Карпова
Использование сенсорных эталонов в формировании предпосылок рефлексии у дошкольников

Есть такой мультфильм «Головоломка». В нем главные герои – это эмоции девочки Ралли – радость, печаль, гнев, а еще воспоминания, которые помогают вспомнить друзей, веселые моменты игр с мамой и папой. Воспоминания веселые и грустные, радостные и печальные. Но по сюжету происходит, так что воспоминания начинают исчезать и главная героиня меняется у нас на глазах, ее мир окрашивается серыми красками печали и одиночества.

Публикация «Использование сенсорных эталонов в формировании предпосылок рефлексии у дошкольников» размещена в разделах

Это мультфильм, но посмотрев его, начинаешь понимать как велико значение эмоций в нашей жизни. Мы ссоримся –эмоции бурлят, мы любим – эмоции переполняют нас, мы скорбим о уходе близких – эмоции, рождение или первый шаг ребенка эмоции. Человек наверно не был бы человеком, если бы не наши эмоции. Ведь даже робот реагирует на смену настроения апонента.

Младенческий и младший дошкольный возраст характеризуется активным восприятием цвета и света, приобщение малыша к определенным цветам влияет на его самочувствие и здоровье. Если мы решаем сделать ремонт, то идя в магазин выбираем цвет для того или иного помещения осмысленно. Голубой цвет обоев для детской приведет к ухудшению настроения вашего ребенка, а вот желтый или салатовый его улучшит.

Склонность к цветам меняется на протяжении жизни. Вспомните, какие вы просили у мамы в детстве платья, и какой цвет сейчас доминирует в вашем гардеробе. Жизнь, свет и цвет взаимосвязаны. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - это считалочку мы помним с детства. Не догадываясь подчас о влиянии цвета на психологическое и физическое состояние человека.

Цвета вызывают у людей различные реакции. Так, например, красный является цветом драматическим, стимулирующим двигательные реакции и эмоциональную экспрессию. Более темные оттенки красного ассоциируются с переживаниями и чувством гнева. Синий цвет оказывает успокаивающее действие. Так вот почему его так много в моем гардеробе, а красное пальто уже года два я не ношу!

С младенчества ребенку поступает колоссальная цветовая информация и при нормальном умственном и речевом развитии дети очень рано начинают обращать на окраску предметов. В три года происходит ускоренное сенсорное развитие.

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества, и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения. Например, при восприятии цвета — представления о семи цветах спектра, белом и черном цветах; при восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др.)

Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам.

Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей цвета, формы, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил те основные разновидности свойств, которые применяют в качестве эталонов, из всех остальных, начал бы сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. Все это составляет сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Восприятие детьми окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия у детей следует развивать, используя и совершенствуя их интересы и потребности. Эта цель достигается путем использования игр и игровых упражнений. Ребенок нуждается в информации для своего развития. Только под руководством взрослого знания идут к малышу постепенно, гармонично, с учетом возраста и его индивидуальных особенностей.

В своей работе учителя - логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, так как она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Главная функция игры – развивающая. Игра повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель деятельности, ее необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является рефлексия.

Рефлексия в условиях игровой деятельности определяется как «способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей». Но данная теория приемлема для старших дошкольников. А как же наши младшие дошколята.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс в детском саду, состоит в том, что дети часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать что именно происходит в ходе их деятельности.

По моему мнению, элементы рефлексии формируются уже в младшем дошкольном возрасте и развитие сенсорных эталонов этому активно способствуют.

Игровая деятельность способствует развитию рефлексии у детей, поскольку именно в игре ребенок вынужден вести контроль своих действий, входящих в комплексную структуру процесса общения при взаимодействии с партнером.

Используемые мною дидактические игры и пособия по развитию сенсорных эталонов способствуют различным компонентам речевого развития (произносительной и лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия и обучение грамоте, а также формируют начатки рефлексии.

Например, игра «Цвет и форма» состоит из больших раздаточных карт с геометрическими формами, карточками с основными цветами и оттенками. А также набором маленьких карточек с предметами различными по форме и цвету. Решая речевые задачи, я предлагаю ребенку подобрать маленькую карточку по цвету. Идет работа над грамматическим строем речи: согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже: розовая свинка, розовый осьминог, розовые туфли. В то же время в начале игры я предлагаю детям выбрать «цвет твоего настроения». В конце игры хвалю детей за правильные ответы и предлагаю «выбрать сейчас цвет твоего настроения». Например, «твое настроение было серого цвета. Ты играл внимательно, очень старался, правильно отвечал. Сейчас твое настроение все еще серое. Нет желтое. Ребята, смотрите Павлик выиграл, и его настроение из серого стала веселое желтое, как солнышко»

Играя с большими карточками, по подбору геометрических фигур, предлагаю детям следующие ассоциации: «Ты сейчас веселый, как мяч (круг); точный, как часы (квадрат); мягкий, как косынка (треугольник)».

Игра «Цветные фоны» состоит из больших раздаточных карт основных цветов и оттенков. А также набором маленьких карточек с предметами различными по цвету. Решая речевые задачи, я предлагаю ребенку подобрать маленькие карточки к большой цветной. Идет работа над грамматическим строем речи: согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже: красная роза, красные помидоры, красный мяч, красное платье и т. п. В начале игры я предлагаю детям выбрать «цвет настроения». В конце игры хвалю детей за правильные ответы и предлагаю «выбрать сейчас цвет твоего настроения».

Игра «Веселый хоровод» состоит из предметных картинок, одинаковых, но разных по величине. Дети раскладывают предметы от самого низкого до самого высокого и наоборот. В начале игры я предлагаю детям выбрать, «какого ты сегодня роста». В конце игры хвалю детей за правильные ответы и предлагаю другим детям оценить «рост» каждого из них.

Игра «Схема» в конце занятия логопед предлагает детям построить схему предложения. Магнит-прямоугольник - это слово. При необходимости включаются знакомые схемы – предлогов. Например: «Я сегодня много узнал…» или «У меня получилось …»

Опыт показывает, что применение метода наглядности, использования игр и игровых упражнений, создание игровой ситуации на занятиях позволяет детям не только быстрее и прочнее овладеть закономерностями языка, развить у детей фонематические процессы, но и формирует первые навыки коммуникативной рефлексии.

Литература

1. Борисенко, М. Г., Лукина Н. А. В помощь маленькому мыслителю (развитие элементарных математических представлений) Санкт-Петербург «Паритет» 2003

2. Додока Н. Н, Заводцева Н. Н Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч. -практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 110-113.

3. Пилюгина Э. Г Сенсорные способности малыша М., 1996

4. Петришина Е. В. Использование игровых пособий при обучении детей с речевыми нарушениями

5. Сидорова И. В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Игры для детей 2–3 лет по формированию сенсорных эталоновИгры для детей 2–3 лет по формированию сенсорных эталонов Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сенсорных эталонов в формировании предпосылок рефлексии у дошкольников
Опубликовано: 19 марта 2024 в 23:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сенсорных эталонов в формировании предпосылок рефлексии у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Карпова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД