МААМ-картинки

Использование математического планшета в формировании культуры безопасности дошкольников

Ольга Ершова
Использование математического планшета в формировании культуры безопасности дошкольников

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста одно из важнейших направлений образовательной деятельности в ДОУ.

Проблема поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих всегда остается актуальной. Появляются новые источники опасности, накапливаются эмпирические знания, развиваются педагогические теории, обогащается культура. Поскольку культура и образование это симметричные макро – и микромиры, зеркально отражающие друг друга, образование призвано быть для человека проводником в мир культуры, обеспечивать формирование основ ценностного отношения ребенка к окружающему миру, к самому себе, овладение элементарными культуросообразными способами деятельности, нормами культуры общения.

Публикация «Использование математического планшета в формировании культуры безопасности дошкольников» размещена в разделах

Среди задач детского сада в русле данной проблемы – создание безопасной среды в ДОУ, помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях, организация образовательной деятельности, нацеленной на формирование у дошкольников культуры безопасности.

Грамотное построение работы по формированию культуры безопасности требует от педагога понимания закономерностей приобщения детей к культурным ценностям.

Культура безопасности – процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов.

Приобщение к культуре безопасности - компоненту общей культуры - является необходимой и важной составляющей социализации ребенка как процесса индивидуального развития, основанного на усвоении социального и культурного опыта : норм, ценностей, знаний, моделей поведения и общения. Одна из функций культуры – обеспечение безопасности человека и человечества в целом. Важную роль в реализации данной функции является образование.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

Культуросообразность, как один из принципов, лежащих в основе построения образовательного процесса, определяет стратегические ориентиры в выборе форм, методов и приемов воспитания, обучения и развития детей. Данный выбор также должен определяться «естественными основаниями» (по Я. А. Коменскому, то есть тем, как, в каких формах и видах деятельности в каждом возрастном периоде происходит процесс приобщения ребенка к культурным ценностям.

Возможность, необходимость и эффективность воспитания основ культуры безопасности в старшем дошкольном возрасте определяются появлением у детей ряда качеств:

дети проявляют самостоятельный познавательный интерес, наблюдательны, любознательны, с удовольствием воспринимают любую новую информацию;

дошкольники характеризуются целостным и сверхчувствительным восприятием мира, что обеспечивает их бурное развитие, позволяет осваивать огромные по масштабам взрослого массивы информации (в широком понимании этого слова в быстром темпе);

дети могут самостоятельно применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, преобразовывать способы их решения в зависимости от ситуации;

появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами;

возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения;

появляются новые мотивы – интерес к незнакомым видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожими на них, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения;

во все сферы жизни старшего дошкольника (отношение к себе окружающих, свое отношение к другим людям и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты деятельности) включается осознание;

появляется способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

дети становятся все более ответственными, в большинстве случаев отдают себе отчет в том, какое поведение будет одобряться;

формируется способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;

возникает способность дифференцировать суть и мотивы поступков;

появляется стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни, получит большую самостоятельность и др.

Важным фактором при отборе содержания и методов обучения детей выступает знание источников опасностей и причин попадания детей в опасные ситуации, связанных с особенностями старших дошкольников.

Среди них можно выделить следующие:

1) Анатомо – физиологические особенности

2) Сложности в управлении своим поведением, импульсивность поведения

3) Повышенная двигательная активность

4) Эмоция страха

5) Реакции детей по сравнению с реакциями взрослых замедлены

6) Дошкольникам трудно распределять и переключать внимание

7) Дети не способны запомнить и (или) предвидеть все возможные риски

8) Неадекватность самооценки детей, переоценка ими своих возможностей

9) Желание выглядеть взрослее

Таким образом, можно констатировать, что дошкольники зачастую не обладают физическими и интеллектуальными возможностями, позволяющими адекватно оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в критические ситуации.

Подбор форм и методов работы с детьми также напрямую связан со структурой содержания воспитания культуры безопасности. А именно:

воспитание мотивации к безопасности;

формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления;

формирование компетенций безопасного поведения;

формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций;

психологическая подготовка к преодолению опасных ситуаций;

формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.

Практика работы показывает, что полноценное решение задач формирования культуры безопасности возможно лишь при условии интеграции усилий всех специалистов ДОУ, при согласованности позиций педагогов и родителей.

В задачах, фиксируемых в планировании образовательной деятельности по формированию культуры безопасности должны найти отражение динамика формирования базовых интегративных качеств, отдельных умений и навыков, компетенций, возрастание доли самостоятельной деятельности детей, вырастающей из совестной со взрослыми деятельности. Только при условии поддержки педагогом активной позиции дошкольника в образовательном процессе, при осуществлении воспитания, нацеленного на развитие самостоятельности ребенка, его творческой активности, работа по формированию готовности безопасной жизнедеятельности будет эффективна.

Формирование культуры безопасности включает в себя следующие разделы:

1. «Природа и безопасность»

2. «Безопасность на улице»

3. «Безопасность в общении»

4. «Безопасность в помещении»

Остановимся поподробнее на разделе «Безопасность на улице»

Задачи:

- знакомить детей с устройством городских улиц, основными правилами дорожного движения, моделями культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей, стимулировать включение полученной информации в игровое взаимодействие;

- формировать умение работать с символьной, графической информацией, схемами, моделями, самостоятельно придумывать элементарные символьные обозначения, составлять

- формировать умение оценивать соответствие действий других детей, собственных действий правилам безопасности на игровой площадке формировать стремление и умение соблюдать их, формировать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности, здоровью и безопасности окружающих людей;

- формировать представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях.

Одной из тем раздела «Безопасность на улице» является тема «Правила дорожного движения». При изучении подтем «Дорожные знаки», «Светофор», «Работа инспектора ДПС», «Автомобили», «На дороге», «Перекресток», «Регулировщик» мы используем Математический планшет.

Математический планшет – это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному (познавательному) развитию, а также развитию творческих способностей.

А это означает развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, усвоение обобщенных знаний и способов действия.

Представляем вашему вниманию конспект НОД «Зачем нужны дорожные знаки» с использованием математического планшета

Цель: продолжать знакомить детей в увлекательной форме с дорожными знаками и безопасными способами поведения на улице.

Задачи:

1 .Закрепить знания у детей о правилах поведения на улице.

2. Вспомнить известные дорожные знаки: «Пешеходный переход»

3. Познакомить с новыми дорожными знаками:

«Осторожно дети!»

«Переход запрещен!»

«Проезд запрещен!»

Ключевые слова: дорожные знаки, светофор, пешеходный переход, «зебра», островок безопасности, тротуар, проезжая часть, пешеход, транспорт, водитель, пассажир, инспектор дорожного движения, предупреждающие знаки, запрещающие знаки, указательные знаки.

Материал : дорожные знаки, макет улицы, мелкие автомобили, мелкие игрушки, математические планшеты /на каждого ребенка/, демонстрационные схемы для математического планшета.

Ход занятия

• Вводная часть

Воспитатель:

- Ребята! Сейчас вы ходите по улице со своими папами и мамами, но скоро вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улице самостоятельно. На улице много транспорта, и переходить улицу в неположенных местах, где захочется, опасно! Ребята, вы знаете, кто является участниками дорожного движения /пешеходы, водители, транспорт, пассажиры, инспектор дорожного движения/.

• Работа с макетом

- Ребята, помогите нашим участникам дорожного движения найти своё место на нашей улице.

Дети расставляют на макете улицы автомобили на проезжую часть

и пешеходов на тротуар

Беседа:

- Дима, куда ты поставил свой автомобиль? Почему?

- Даша, а ты, куда поставишь своего человечка? Почему? /ответы детей/

«Пешеходный переход»

- Ребята, а как вы будете переходить улицу? /по переходу, по «зебре», посмотреть налево, дойти до середины посмотреть направо, держать маму за руку, не бежать, на зелёный сигнал светофора/

Чтобы улицей бурливой,

Шумной, звонкой, говорливой

И проехать, и пройти –

Будь внимателен в пути!

Есть на каждом перекрестке

Пешеходный переход,

Перейти дорогу просто

Здесь без риска и хлопот

- Ребята, а какой знак обозначает пешеходный переход? (дети показывают знак, выбирают из других предложенных знаков)

- Ребята, перед вами математические планшеты, я предлагаю вам выложить знак «Пешеходный переход» на своем планшете, используя цветные резинки и цветные геометрические фигуры по предложенной схеме

(дети выполняют задание самостоятельно, затем демонстрируют свой знак)

Физкультминутка «Светофор»

Воспитатель читает стихотворение, и показывать сигналы светофора.

- Если горит зелёный свет – вы идёте по кругу; загорелся жёлтый – нужно остановиться, ну, а если зажёгся красный свет – вы сидите на корточках и грозите друг другу пальчиком.

- Внимание!

Для тебя горят они

Светофорные огни

Красный стой!

Жёлтый жди!

А, зелёный свет иди

• Новые дорожные знаки

- На улицах много разных знаков. Они лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается, и что запрещено!

Воспитатель показывает треугольный знак «Осторожно дети!» Все треугольные знаки с красной рамкой предупреждают об опасности. Это предупреждающие знаки.

- А вот этот знак «Переход запрещен». Все круглые знаки с красной рамкой - запрещающие! Это самые строгие знаки!

- Я вам покажу готовую схему этого знака, а вы на своих планшетах выложите знак «Переход запрещен»

- А вот эти квадратные знаки синего цвета указывают на что-то, например: пешеходный переход, стоянку такси. Это указательные знаки! (Дети обсуждают, пытаются назвать дорожные знаки)

- Ребята мы с вами уже многое узнали, и теперь оформим выставку работ. Вы сможете изобразить свой запомнившийся знак на планшете, а вечером ваши родители назовут какой это знак

• Заключительная часть

- Ребята, внимательно рассмотрите дорожные знаки, которые вы встретите по дороге домой. Вы можете нарисовать эти знаки вместе с мамой и папой, а потом рассказать нам о них.

Публикации по теме:

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников .

Компетентность педагога в формировании экологической культуры дошкольников Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов. Как.

Роль семьи в формировании культуры здоровья Искусство долго жить, прежде всего, в том, чтобы научиться следить за своим здоровьем с детства. Задача раннего формирования культуры здоровья.

Использование этнокультурные традиции в формировании элементарного математического представления детей 5–6 лет «Использование этнокультурных традиций в формировании количественных представлений детей дошкольного возраста. А. Д. Куулар воспитатель,.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлении у дошкольников Математика играет важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта ребенка. Одной из наиболее важных и актуальных.

Использование моделирования в Формировании элементарных математических представлений дошкольников (из опыта работы) Введение Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует.

Использование педагогической технологии «Наглядное моделирование» при формировании основ безопасностиИспользование педагогической технологии «Наглядное моделирование» при формировании основ безопасности Актуальность безопасности детей во все времена стоит на первом месте. В свою очередь для того чтобы развивать умение анализировать, предугадывать.

Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации «Ребенок на улице» (практическая часть) Практическая часть. Безопасность на улице предполагает раскрытие содержания, связанного не только с Правилами дорожного движения, но и с.

Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации «Ребенок на улице» (теоритическая часть) Актуальность опыта. Улица для ребенка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, насыщенный интересными событиями,.

Опыт работы «Значение перспективного планирования в формировании навыков культуры поведения у старших дошкольников» Содержание. Введение: Актуальность проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста …. 2 Глава.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование математического планшета в формировании культуры безопасности дошкольников
Опубликовано: 27 апреля 2016 в 00:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование математического планшета в формировании культуры безопасности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ершова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД