Получи документы

Использование кейс-метода в изобразительной деятельности дошкольников

наталья гальцева
Использование кейс-метода в изобразительной деятельности дошкольников

Использование кейс-метода в изобразительной деятельности дошкольников

Н. К. Гальцева

старший воспитатель МОУ «СОШ № 61»

(педагог дополнительного образования)

г. Саратов

«Пусть ученик достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам» провозглашал Жан Жак Руссо. Вторил сказанному и Адольф Дистервег «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», Альберт Эйнштейн добавлял: «… обучение должно стать переживанием.».Признанные мэтры в различных областях науки, культуры, искусства делятся с нами своими выводами о самодостаточности детей, говорят о необходимости подстёгивания самостоятельности и активности учеников в процессе обучения.

Публикация «Использование кейс-метода в изобразительной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Соотнося истинность этих умозаключений с требованиями ФГОС ДО (в целом) и Миссией воспитателя (в частности) можно с уверенностью сказать – в 21 веке как никогда необходимо развивать творчески мыслящую и эстетически развитую личность.

Проблема

Каждый кто в профессии "ведущий ребёнка" «от греческого "paidagogos" задумываются о том, как сделать процесс обучения более результативным и радостным. Не секрет, что обилие игрушек и разных технологий лишает детей необходимости фантазировать, заменять. Зачем, если есть всё необходимое в готовых красочных наборах, компьютерных игры, творческая деятельность и та перестает быть творческой (строят по схемам, вместо рисунков – раскраски). И как следствие - дети боятся выйти за рамки дозволенного и уже кем-то придуманного, боятся строить свою реальность. А ведь еще в прошлом столетии А. Эйнштейн говорил: «Воображение важнее, чем знания. Ведь знание ограничено тем, что мы понимаем и знаем, в той момент, как воображение охватывает весь мир». Предостерегал, что без фантазии не будет развития, ведь воображение не страшится ошибок и противоречий, оно способно усматривать возможности там, где никто их не видит. И все это при минимальной затрате сил и средств.

Изобразительной деятельностью очень важны для реализации этой модели, но без применения современных педагогических технологий, развитие личности ребенка и его творческие способности сводятся к минимуму. Моделировать ситуацию, предвидеть разные варианты развития событий и разрешать возникающие трудности дошкольники учатся, если в игровой форме и через индивидуализацию общения им предлагают решить ту или иную проблему.

Пути решения

Начала практиковать использование кейс – технологии. На занятиях в изостудии предлагаю ребятам осмыслить реальную жизненную ситуацию (процесс обучения увязывается с самой жизнью, дети проходят на занятиях то, что непосредственно видят, слышат и испытывают на себе). Могу предложить ситуацию, взятую из художественной литературы, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Применяемый мной кейс учитывает следующие требования:

Предоставляет возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения всех участников обсуждения.

Содержит проблему или конфликт.

Является обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей дошкольников.

Допускает различные варианты решения.

На практике столкнулась с необходимостью прорабатывать кейс-метод как систему, в которой переплетены другие, более простые методы познания:

- объяснительно-иллюстративный метод,

- метод проблемного изложения,

- моделирование,

- частично-поисковый или эвристический метод,

- исследовательский метод,

- метод классификации,

- методы описания,

- мысленный эксперимент,

- системный анализ,

- репродуктивный метод,

- игровые методы, «Мозговая атака», Дискуссия.

В ходе осмысления и обработки кейса дети активно получают знания, становятся генераторами идей выхода из конфликта, полноправными организаторами интерактивного процесса принятия решений.

Свою деятельность (как педагога) при использовании кейс-метода реализовываю в двух направлениях. Первое – сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Второе – деятельность в НОД, где выступаю со вступительным и заключительным словом, организую деловой настрой, оцениваю вклад детей в анализ ситуации, расставляю акценты, выявляю точные элементы в изображении.

Один из элементов кейс – моделирования (мысленного экспериментирования) хочу вам представить.

Направлен на:

Умение видеть и анализировать варианты сложения возможных художественных образов в условиях неопределенности.

Отработку умения гибко, вариативно и креативно мыслить.

Наработку умений сочетать цвета, компоновать рисунок на листе, выстраивать правильную цветовую гамму.

Развитие образного мышления, умения включаться в коллективное решение сложных задач.

Умение доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, участвовать в дискуссии.

Освоение умения – принимать помощь других.

Отработку навыка дорисовки, прорисовки, пририсовки характерных черт (частей) для видоизменения проблемной (спорной) ситуации и превращения её в узнаваемый образ.

Кому адресован: Детям старшего дошкольного возраста.

Процесс работы в ходе НОД (этапы) :

1 этап: воспитанникам озвучивается кейс для изучения (под кейсом понимается письменное описание ситуации).

Ситуация. После случайно услышанной фразы в разговоре папы с дедушкой… «каждый должен оставить свой след на земле…», девочка задумалась… что же такого интересного в следах, отпечатках?

След от пальчика на запотевшем окне похож на одну виноградинку, отпечаток ладошки напоминает птичку, оттиск ноги в песке можно превратить в морковку, а если я обведу (отпечатаю) предплечье, запястье и кисть руки?

На что же это будет похоже?

А если будет, то как сделать чтобы было очень-очень похоже?

2 этап: дошкольники делятся на группы (3 ряда - 3 команды).

3 этап: характеризуется проблема (какое животное или что вообще может получиться из данной обрисовки).

4 этап: задаются вопросы для диагностики кейса (то есть как воспитанники усвоили данный кейс).

5 этап: предоставить решение в виде рисунка (т. е. нарисовать реальное животное). Фото готовых работ прилагаются.

6 этап: Педагог в конце НОД даёт оценку каждому дошкольнику за работу на занятии.

Вопросы диагностики:

1. выявить основные элементы облика животного (птицы) подходящего под получившийся трафарет: (дети перечисляют, если не могут, воспитатель помогает или на доске вывешивает изображения животных) :

- определённость части тела

- уникальные элементы дополнения облика (рожки, язычок, хобот)

- характерные цвета и рисунки окраса

- особенности питания

- место проживания-обитания

- особенности передвижения

- росто-весовая шпаргалка

2. найти сходства с предлагаемым силуэтом:

идентификационные элементы

животное

птица

Часть тела (голова, шея)

Голова большая, череп вытянутый; широкая, могучая шея; голова 1/4 от тела

Маленькая голова, узкая относительно тела.

Шея длинная, короткая или без шеи вовсе

Уникальные элементы дополнения облика

Рога или рожки; уши (с кисточками); хобот; клыки; большие надбровные дуги; глаза: выпученные, злые, овальные, с узкими зрачками; язык раздвоен; чешуя, ороговелость и т. д.

Широкий, узкий, длинный массивный клюв; хохолок из перьев на голове; ушных раковин нет, или перья, глаза во всю голову.

Возможные и характерные принты окраса

Темный, светлый, в полоску, с пятнами или в крапинку окрас шерсти

темные, светлые, вперемешку (рябь, розовые, разноцветные с определённым узором перья

Особенности питания

Питается травой, мелкими животными, яйцами, листьями деревьев и т. д.

Орехами, зернами, насекомыми.

Место проживания-обитания

Африканская савана, пустыня, полюс Земли в воде, в лесу, на болоте, в скалах, под землёй

В теплых краях, у нас - в России, в зоопарке, на море, и т. д.

Особенности передвижения

Ползает, быстро бегает, прыжками.

По веткам деревьев, стоит на одной ноге, спит голова под крылом, не умеет летать.

Росто-весовая шпаргалка

Очень толстый, самый высокий.

Маленький, больше человека

3. Здесь также задаются вопросы для обоснования выбранных элементов (особенностей) изображения :

Например:

- почему у оленя короткая шерсть? (чтобы не зацепиться за ветки)

- какая функция у клюва птицы? (нос и рот, а иногда рука)

- почему змея показывает язык? (проверяет пространство вблизи себя),

- почему жираф есть только листья с деревьев? (высокий рост мешает есть траву)

- для чего у ящерицы узкое тело? (чтобы прятаться в камнях).

Трансформируемость представленного кейса в возможность применения его элементов в образовательных ситуациях с нравственным, экологическим и социо-культурным аспектом.

Полифункциональность заключается в возможности применения его в познавательной, экспериментальной и речевой

деятельности;

Вариативность данного кейса в возможности периодической смены ситуаций, дидактических, раздаточных и изоматериалов.

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил»

Николай Заболоцкий.

Публикации по теме:

Использование метода проектов в ДОУ Видео В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания в системе образования на сегодня является - метод проектов. Метод проектов.

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольниковФон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме"Одежда. Головные уборы. Обувь"Предлагаю посмотреть небольшой фото.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Конспект НОД по изобразительной деятельности с применением метода рисования манной крупой в старшей группе «Белая береза» Цель: развитие творческих способностей детей, используя нетрадиционную технику рисования (манной крупой) Задачи: 1. Образовательные: Формировать.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Мебель» с применением метода «Проблемный диалог» Добрый день дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы. Представляю вашему вниманию конспект занятия по изобразительной деятельности.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Мастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельностиМастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности Мастер-класс. Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности. Работая над проектом «Развитие творческих способностей.

Отчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельностиОтчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности Цель: развитие творческих способностей, воображения и фантазии у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кейс-метода в изобразительной деятельности дошкольников
Опубликовано: 6 января 2021 в 03:08
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кейс-метода в изобразительной деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем наталья гальцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД