Лучший педагог года

Исследование особенностей формирования у дошкольников с нарушенным речевым развитием словообразования существительных

Юлия Аскарова
Исследование особенностей формирования у дошкольников с нарушенным речевым развитием словообразования существительных

В настоящее время по данным статистических исследований увеличивается количество детей с различными нарушениями речи. В связи с этим актуальным становится раннее распознавание, квалифицированная диагностика и подбор методов коррекции речевых нарушений. Среди старших дошкольников с речевой патологией многочисленную группу составляют дети с общим недоразвитием речи III уровня (около 40%). Проанализировав статистические данные, можно отметить тенденцию к увеличению количества таких дошкольников. Так, в конце прошлого столетия детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня было выявлено приблизительно 17%; в начале нынешнего столетия данная цифра увеличивается до 52% [11].

Публикация «Исследование особенностей формирования у дошкольников с нарушенным речевым развитием словообразования существительных» размещена в разделах

Объектом нашего эмпирического исследования стал процесс развития у старших дошкольников с нормативным развитием и с ОНР III уровня словообразования существительных. Предметом исследования явились особенности развития у старших дошкольников с ОНР III уровня словообразования существительных. Рассмотрим содержание и процедуру проведения эмпирического исследования.

Словообразование как часть морфологии, подсистемы языка, которая, как известно, является частью грамматики, тесно связана с лексикой и фонетикой [6, С. 8]. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что уровень владения словообразованием существительных показывает общий языковой уровень развития ребенка и помогает точнее спроектировать индивидуальный образовательный маршрут, а также предупредить некоторые вторичные речевые и языковые проблемы, присущие при данном речевом нарушении.

Содержание констатирующего исследования базировалось на основных теоретических положениях:

1. Научные представления о процессах словообразования : сущность формирования данного процесса, основные понятия, способы словообразования в русской морфологии (Е. И. Литневская, Е. А. Земская и др.)[2, 6].

2. Научные представления о природе общего недоразвития речи (Р. Е.  Левина, Т. Б.  Филичева и др.)[10]. Данные представления позволили определить природу общего недоразвития речи, специфику речевого развития в зависимости от выраженности речевого дефекта.

В эмпирическом исследовании приняли участие 16 дошкольников пятилетнего возраста с ОНР III уровня и 16 нормативно развивающихся детей такого же возраста из общеразвивающего детского сада. Для эксперимента мы использовали методику Р. И.  Лалаевой «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» [4, С. 56].

Процедура проведения исследования заключалась в предъявлении экспериментатором стимульного материала в виде карточек с изображениями разных предметов. Испытуемым предлагалось образовать от исходного существительного другое, используя образец.

Карточки были подобраны по принципу формирования словообразовательных моделей существительных, а именно:

1) с уменьшительно-ласкательным значением;

2) обозначающих названия детенышей животных;

3) со значением вместилищ;

4) со значением единичности;

5) со значением профессий.

Оценка результатов осуществлялась посредством зачисления баллов: 3 балла – правильное самостоятельное выполнение задания; 2 балла – правильное выполнение, но с ошибкой или с помощью; 1 балл – ребенок допускал более трех ошибок; 0 баллов – задание не выполнено. По результатам количественных показателей были определены уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста словообразования существительных :

- высокий уровень (общее количество баллов 35-40) – правильное выполнение заданий по образованию существительных. На данном уровне допускаются 1-2 ошибки, которые ребенок способен самостоятельно исправить;

- средний уровень (25-34 балла)словообразование существительных характеризуется некоторыми нарушениями, ребенок допускает 3-5 ошибок при самостоятельном их исправлении;

- уровень ниже среднего (10-24 балла)словообразование существительных нарушено. Отмечается 6-10 ошибок, в ответах требуется помощь экспериментатора;

- низкий уровень (9 и менее баллов)несформированность процессов словообразования, более 10 ошибок.

Подробно рассмотрим количественные показатели, полученные по результатам обследования дошкольников с нормативным развитием (контрольная группа) и дошкольников с ОНР III уровня (экспериментальная группа).

Анализ количественных данных экспериментальной группы показал низкий уровень сформированности навыков словообразования, по сравнению с количественными показателями их сверстников без речевых нарушений.

При сравнении словообразовательных моделей существительных было отмечено следующее. На более высоком уровне у всех старших дошкольников находится навык словообразования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. У детей контрольной группы уровень сформированности данного навыка средний (70%, у детей с ОНР III уровня – низкий (49%). Одинаковые данные (контрольной и экспериментальной групп) были получены при изучении уровня сформированности навыка словообразования существительных, обозначающих детенышей животных: выявлен низкий уровень. Необходимо отметить такую тенденцию, которая прослеживалась во всей процедуре эмпирического исследования, – уровень сформированности практически всех словообразовательных моделей существительных у испытуемых с речевым недоразвитием низкий.

Перейдем к качественному анализу полученных данных с целью выявления особенностей формирования у старших дошкольников с ОНР III уровня навыков словообразования существительных. Анализ осуществлялся с лингвистической точки зрения и опирался на труды ученых в области логопедии (В. А.  Ковшикова, Т. В.  Тумановой, О. М. Вершининой, А. М. Шахнарович, С. Н. Цейтлин и др)[1, 3, 7, 1, 8, 9].

На базе исследований Р. И.  Лалаевой и Н. В.  Серебряковой, а также в соответствии с разбором полученной речевой продукции, все речевые ошибки можно структурировать следующим образом: образование окказиональных форм (замены суффиксов близких по семантическому значению, отсутствие супплетивизма, наложение, отсутствие суффиксов и др., аграмматизмы (замены и смешения, усечение, искажение, основы слова, неправильный выбор мотивирующей основы и др.) лексические замены и ошибки фонетического оформления [5].

При сравнении результатов контрольной и экспериментальной групп было выявлено следующее:

- окказиональные замены суффиксов близких по семантическому значению чаще встречались у дошкольников с ОНР III уровня (94% случаев, чем у детей без речевых нарушений (75% случаев);

отсутствие супплетивизма наблюдалось у обеих групп: у детей с ОНР III уровня в 46% случаев, у детей без речевой патологии в 66% случаев;

- аграмматизмы, связанные с заменой на суффикс далекий по значению, чаще отмечались у экспериментальной группы (в 56 % случаев);

- лексические ошибки, связанные с синонимичной заменой слов на слова разговорной лексики, встречались в основном у детей с ОНР III уровня (50% случаев).

Итак, на основе полученных данных можно констатировать, что большее количество речевых ошибок при словообразовании существительных были отмечены у экспериментальной группы (дошкольников с ОНР III уровня).

Таким образом, при анализе речевых ошибок в словообразовании существительных дошкольников с ОНР III уровня выявляются специфические проблемы, связанные с низким уровнем навыков словообразования. В целом отмечается, что в отличие от детей с нормой речевого развития, дошкольники с ОНР III уровня допускают более специфические ошибки при словообразовании. Наибольшие трудности были зафиксированы у детей экспериментальной группы при образовании существительных со значением вместилищ и профессий мужского и женского рода. Возникали трудности при образовании существительных со значением единичности.

Перечисленные особенности и затруднения обуславливают необходимость коррекционной работы с дошкольниками с ОНР III уровня по развитию навыков словообразования существительных.

Список литературы:

1. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. / О. М. Вершинина // Логопед. 2004. №1. С. 34-40.

2. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. Уч. Пособие 3е издание М. : 2011, 328с.

3. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия. / В. А. Ковшиков — М. : «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. — 96 с.

4. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. / Р. И. Лалаева М., 2004. — 72 с.

5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматисческого строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Спб. : Изд-во «Союз», 2001. 249 с.

6. Литневская Е. И Русский язык: теоретический курс для дошкольников : учебное пособие 2е издание переработанное М. : Издательство Московского университета,2018, 240 с.

7. Туманова Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. / Т. В. Туманова // Дефектология. 2004. № 5. С. 34-41.

8. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / С. Н. Цейтлин М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с

9. Шахнарович А. М., Юрьева Н. М Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи, М. : 1990

10. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду// Дефектология. – 1996. №6. – С. 12

11. «Статистика речевых нарушений» https://www.zaikanie.net/2010/03/statistika-rechevyh-narusheniy.html. 28.10.2019г.

Публикации по теме:

«Взаимодействие с семьей для формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» Цель проекта: Формирование.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Подвижные игры с речевым сопровождением для дошкольников с ТНР по ФГОС Подвижные игры с речевым сопровождением для дошкольников с ТНР по ФГОС  Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами моими разработками подвижных игр на осеннюю тематику, которые я часто использую с детьми с.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование особенностей формирования у дошкольников с нарушенным речевым развитием словообразования существительных
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 08:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование особенностей формирования у дошкольников с нарушенным речевым развитием словообразования существительных» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Аскарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД