Получи документы

Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников (1 фото)

Юлия Шуваева
Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников

Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал метод интеллект – карт. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Публикация «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников» размещена в разделах

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Существуют общие требования к составлению интеллект – карты :

Главная идея обводится в центре страницы.

Лист располагается горизонтально.

Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

Каждая мысль обводится.

В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Полезные свойства интеллект-карт :

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект – карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В речевом развитии мы применяем интеллекткарту в нескольких направлениях:

1 – направление Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2 –направление Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

3 –направление Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект - карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Для развития связной речи метод интеллект-карт можно использовать в разных вариантах, в зависимости от сложности работы с интеллект-картами и уровня развития детей.

1 вариант – дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект-карты, составленной педагогом.

Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями. Повторное чтение рассказа. Пересказ.

2 вариант - дети с помощью педагога составляют интеллект-карту по заданному рассказу и пересказывают его.

Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся большой чистый лист, расположенный горизонтально и в центре обозначается заголовок текста в виде напечатанного слова или картинки. Затем рассказ разбирается по частям и моделируется с помощью графических изображений, схем, рисунков, картинок (подготовленных заранее). Рассказ моделируется полностью, и дети самостоятельно воспроизводят рассказ по интеллектуальной карте.

3 вариант - дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения, а затем пересказывают его.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект - карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект - карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 20 мая 2024 в 21:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Шуваева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД