МААМ-картинки

Готовность ребенка к обучению в школе. Материалы для родительского собрания

Анастасия Сизова
Готовность ребенка к обучению в школе. Материалы для родительского собрания

Конспект

Цель: ознакомление родителей с понятием готовности ребенка к школе.

Задачи:

• определение понятия ГОШ

• определение типов ГОШ

• определение критериев ГОШ в рамках предложенных типов

• ознакомление родителей с методами диагностики

• определение понятия адаптация и трудностей неготовности к обучению

• диагностика кризиса 7ми лет

Публикация «Готовность ребенка к обучению в школе, Материалы для родительского собрания» размещена в разделах

Необходимые материалы: стимульный материал методик, ручки, карандаши, листы бумаги, проектор, компьютер, колонки.

Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем собрании. Сегодня мы хотим поговорить с вами на очень интересную и важную тему. А что это за тема вы узнаете из видеофрагмента. Внимание на экран.

Включается отрывок из мультфильма Маша и медведь первый раз в первый класс.

Как многие уже догадались, тема нашего собрания школа, а именно готовность к обучению в ней.

Начинается последний год пребывания ваших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Как подготовить ребенка к школе? Этот вопрос волнует всех нас взрослых. Как вы думаете, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать будущий школьник?

Мини-лекция готовность к обучению в школе

Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребенка: по традиционной системе, по системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова или по системе Л. В. Занкова, а может быть в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам, работающим в детских садах и в начальной школе. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни.

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). Старший дошкольный возраст — период активного развития и становления познавательной деятельности. Маленький ребенок 3 -4 лет активно действует с предметами, старший дошкольник стремится узнать как эти предметы устроены, для чего они предназначены, пытается установить (с помощью взрослого) взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной и т. д. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и упражнения в которых «нужно думать».

Существует несколько типов готовности ребенка к школе.

Как вы думаете, какие? Какая бывает готовность?

Ответы родителей.

Психолог: Первая - физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям.

Критерии физиологической готовности детей к обучению

в школе:

1. Уровень физического развития.

2. Уровень биологического развития.

3. Состояние здоровья.

Вторая - социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Для того чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса семи лет.

Врезультате исследований и наблюдений за развитием детей было установлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко, критически, либо постепенно, литически. В целом психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов. В стабильные периоды развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.

Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный, «революционный» характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь.

1. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглаженно, а у других бурно и очень болезненно.

2. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

3. Главное в кризисе развития не его негативный характер (как уже говорилось, трудности в воспитании могут быть почти незаметны, а изменения в детском самосознании — формирование внутренней социальной позиции.

4. Проявление кризиса в 6-7-летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

Третья -психологическая готовность детей к обучению в школе

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности — представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК, входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)».

Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения:

• мотивы учения;

• зрительный анализ (образное мышление);

• уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

• способность принимать учебную задачу;

• вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

• графический навык;

• произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);

• обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Психические качества и свойства, определяющие психологическую готовность к школе, существуют не изолированно, а образуют сложные взаимосвязи.

Пять блоков учебно-важных качеств:

I. Личностно-мотивационный. Учебно-важные качества, определяют то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т. е. учиться.

II. Принятие учебной задачи — понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

III. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения. Этот блок готовности отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения.

IV. Информационный блок готовности составляют качества,

обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной

информации в процессе обучения.

V. Управление деятельностью. Обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему

воздействию.

Итак, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе.

Психолог: Уважаемые родители сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Игра называется «Что к чему?». Правила очень просты. Мы делимся на группы по 5 человек, каждой группе я выдаю материал с карточками и напечатанной таблицей. Вам необходимо распределить предложенные карточки по категориям ГОШ: физиологическая готовность, социальная или личностная готовность и психологическая готовность. Все это делать мы будем на скорость, но оценивать будем только правильность. Вы готовы? Начали! (каждой группе выдаются таблицы и карточки с надписями, засекается время, в конце проверяется правильность и проходит групповое обсуждение)Приложение 1.

Психолог: Мы с вами разобрались, что же включают в себя три сферы готовности к обучению. Сейчас, хотелось бы уделить внимание тому, как же мы можем понять готов малыш к школе или нет. В рамках своей работы психолог проводит диагностику социальной и психологической готовности к школе с помощью различных методик. Сейчас я предлагаю вам вместе побыть детьми и пройти небольшие тесты. Это займет совсем немного времени.

Итак, первый тест на уровень развития мелкой моторики.

Психолог предлагает родителям пройти несложный тест на определение уровня развития мелкой моторики руки. Для этого каждому родителю выдается лист бумаги и простой карандаш. Далее психолог зачитывает инструкцию и проводит диагностику. В конце подсчитывается результат и определяется уровень развития. (родители, проходя данный тест осознают сложность выполнения задания, задают вопросы о важности мелкой моторики и т. д.) Тестовый материал с инструкцией представлены в приложении 2.

Психолог: Немного размялись, скажите сложно ли было вам выполнять задание? Как вы считаете ребенок может выполнить его без ошибок? Обсуждение.

Психолог: Еще одно небольшое задание, которое я хотела бы вам предложить диагностирует уровень развития мышления и называется «Четвертый лишний». Эту методику вы так же сами сможете использовать дома для тренировки ребенка. А мы попробуем пройти её коллективно.

В презентации на слайдах представлены картинки стимульного материала. Психолог задает вопрос родителям: «что лишнее на картинке и почему?» Стимульный материал представлен в приложении 3.

Психолог: Данное задание для ребят проводится индивидуально, определяется уровень обобщений и выявляется уровень развития. Как я говорила ранее подобные задания можно использовать и дома для тренировки.

Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе — цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение («Я уже школьник!»). Все это проходит и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям. Специалисты выделяют три основных этапа (фазы) адаптации ребенка к школе:

Первый этап адаптации — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка и все его системы отвечают бурной реакцией. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели. На этом этапе ребенок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли, повышается заболеваемость.

Второй этап адаптации — неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.

Третий этап адаптации — период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную, которые позволяют избежать чрезмерного напряжения.

Продолжительность всех трех фаз адаптации — пять-шесть недель; наиболее напряженные — первые четыре недели в школе. В этот период дети быстро устают, снижены функции внимания и памяти. Поэтому в учебном плане в первой четверти предусмотрено меньшее количество уроков и меньшая интенсивность учебных занятий, чем в другое время.

Основные трудности, которые могут возникнуть у ребенка в первом классе:

1. Психоэмоциональный стресс

Первые 2-3 недели – самые сложные для первоклассников. В этот период перенапряжение нервной и других систем и органов ребенка может быть причиной повышенной утомляемости, головных болей и других недомоганий, ухудшения аппетита, проблем со сном, ослабления иммунитета.

2. Расторможенность

Сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость, неусидчивость, моторная неловкость.

3. Новые режимные условия

К новому укладу жизни с большим трудом привыкают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которые по тем или иным причинам не посещали детский сад и стали жертвой материнской гиперопеки.

4. Непривлекательные обязанности

Дети с эмоциональной незрелостью тяжело переживают длительное ограничение двигательной активности, настоящей пыткой для них становится выполнение школьных новых обязанностей – иногда трудных, скучных и неинтересных.

5. Первые неудачи в учебе, реальные и мнимые

Страх перед неуспехом возникает у ребенка, если излишне требовательные родители внушают ему: «Ты всегда должен быть первым!», расстраиваются или наказывают из-за низких отметок.

6. Неприязнь или равнодушие учителя

Для ребенка 6-7 лет учитель – такой же авторитетный взрослый, как родители. И если маленький человек не чувствует и не получает доказательств благорасположения учителя, для него это катастрофа.

7. Негармоничные отношения с одноклассниками

Для первоклассника очень важно умение общаться (т. н. социальная зрелость).

Психолог: Основная важная задача для вас, как для родителей - это поддержка ребенка в этом сложном пути адаптации к школе. Успешно пройденный период адаптации залог психического и физического здоровья ребенка. Подводя итог нашей встречи, я хотела бы вернуться к одному из пунктов беседы, а именно к кризису 7ми лет. Я прошу вас заполнить предложенные анкеты для того, что бы можно было определить наличие или отсутствие у вашего малыша этого периода. Возможно кто-то уже прошел эту стадию развития, а кто-то даже не подозревает о ней. О наличии или отсутствии кризисного момента вы сможете узнать у меня на личной консультации. Так же рекомендации по организации работы с ребенком в рамках темы «Готовность к школьному обучению» будет представлена в группе на стенде.

Родителям предлагается анкета «Кризис 7ми лет». Она представлена в приложении 4.

Рекомендации для родителей представлены в приложении 5.

Психолог: А сейчас я хотела бы узнать о том какое впечатление оставило наше собрание? Что понравилось? Что не понравилось? Чего не хватило? Что показалось интересным? Ваше мнение о проведенной работе?

Рефлексия.

Психолог: Всем большое спасибо за внимание! До свидания! Всего хорошего!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» Цель: обсудить с родителями важность нравственно - патриотического воспитания; привлечь родителей к данному вопросу; познакомить родителей.

Конспект родительского собрания «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей. Задачи: • Познакомить родителей.

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Готовность ребенка к обучению в школе. Материалы для родительского собрания
Опубликовано: 20 ноября 2020 в 10:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Готовность ребенка к обучению в школе. Материалы для родительского собрания» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Сизова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД