Папки-передвижки

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр

Людмила Кудряшова
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр

Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. Ребенок с раннего детства встречается с математикой. И в дошкольном, и в младшем школьном, и в старшем школьном возрасте математика неизменно помогает ребенку вырабатывать правильные понятия и глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В то же время математика способствует развитию детей любого возраста. В связи с этим актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных систем и технологий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, что и определило выбор темы. Работа проводилась на основании использования сюжетно-ролевых игр по методике А. А. Смоленцевой.

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах

Цель работы: раскрыть сущность и значение сюжетно-ролевых игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

выявить совокупность педагогических условий и их применения в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГТ.

создать система сюжетно-ролевых игр, интегрированных с выполнением образовательных проектов, обеспечивающую повышение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

использование обобщенных материалов исследования и методические рекомендации в работе с детьми Детский сад №103

выявить роль сюжетно-ролевых игр в математическом развитии дошкольника;

охарактеризовать своеобразие сюжетно-ролевых игр математическим содержанием для старших дошкольников.

Методологическая основой работы:

1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С, Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Смоленцева А. А. сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

3. Федеральные Государственные Требования.

4. Помараева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сад.

5. Помараева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сад.

6. Комплексные занятия по программе «Отрождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С, Комаровой, М. А. Васильевой.

7. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня.

8. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе программе «Отрождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С, Комаровой, М. А. Васильевой

9. Программа формирования элементарных математических представлений в детском саду.

А. А. Смоленцева в своей работе сформулировала принципы организации сюжетно - ролевой игры, эти принципы важно знать, чтобы развернуть игру.

Принципы организации сюжетно - ролевой игры.

1. Отбор знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.

3. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.

4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.

5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми свою роль.

6. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

7. Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.

Дети крайне редко включают в игру счет, измерение, взвешивание и др.

Так, например, в игре «Магазин» ребенок пересчитывает предметы, измеряет ткань, ленты, выявляет умения пользоваться приемами определения веса, сравнивать предметы по весу, объяснить ход своих мыслей, пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же», с удовольствие использует предметы заменители.

Детям интересно «работать на весах», так как и гири-то, им заменяют яблоки.

Важно направлять игру детей, сохранять самодеятельный и творческий характер игры с использованием косвенных методов

Можно спросить как организовать сортировку товара, и как нужно его пересчитывать и т. д.

В организации и проведении сюжетно-ролевых игр можно условно выделить три этапа.

1 этап - воспитатель направляет развитие сюжета, контролирует действия детей.

На 2 этапе ведущую роль начинают выполнять дети, воспитатель принимает участие на второстепенных ролях.

На 3 этапе - дети самостоятельно выбирают сюжет игры, разыгрывают роли, используют счетно-измерительные действия, а воспитатель наблюдает за игрой и лишь в некоторых случаях включается в игру.

Развитие сюжета с учетом средств сюжетно-ролевой игры, применением дидактического материала математического содержания в игровой форме отражает проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей. Помимо основных задач математического содержания в сюжетно-ролевых играх обязательно уделяется внимание нравственно-воспитывающим аспектам. С ознакомлением детей с трудом взрослых параллельно воспитывается и уважение к труду, бережное отношение к продукту труда.

Для проведения сюжетно-ролевой игры подготавливается игровой материал заранее. Дети с радостью участвуют в создании атрибутов для игры. У детей при этом развивается инициатива, и они получают чувство удовлетворения от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута.

Игровой материал обыгрывается до начала занятия, при этом предупреждая детей о его назначении. Это нужно, чтобы на занятии, во время сюжетно-ролевой игры внимание привлекала только математическая сторона, а не игровая.

После развития каждого сюжета целесообразно провести обсуждение, проводим игру-придумывание, целью которой не только развитие сюжета, но закрепление математического материала.

Постоянная работа в данном направлении позволит повысить уровень математических знаний у детей старшего дошкольного возраста, у них сформируется соответствующий уровень умений и навыков.

Мною разработан Перспективный план сюжетно-ролевых игр

с математическим содержанием,в котором указаны цели сюжетно ролевых игр, средства, способы, предварительная работа.

Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием способствуют развитию концентрации внимания, учатся логически рассуждать, анализировать, спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение. Сюжетно-ролевая игра вне занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные представления.

Публикации по теме:

Чего боятся дети в дошкольном возрасте? Да, каждый ребёнок чего-то боится. Детям уже на первом году жизни знакомы ночные страхи, а на втором году -- страх одиночества. Малыши могут.

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр
Опубликовано: 27 марта 2014 в 22:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кудряшова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД