Лучший педагог года

Формирование у дошкольников интереса к опытам на экологическую тематику в проектной деятельности

Бутикова Оксана Сергеевна
Формирование у дошкольников интереса к опытам на экологическую тематику в проектной деятельности

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Эколого-социальная ситуация сегодня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического образования детей. Одним из таких средств является метод проектов.

Публикация «Формирование у дошкольников интереса к опытам на экологическую тематику в проектной деятельности» размещена в разделах

Через экологические проекты, игры и опыты у детей возрастает интерес к природе, появляется желание узнавать больше об окружающем мире, формируется доброжелательное отношение ко всему живому, возрастает умственная и речевая активность, дети учатся самостоятельно делать выводы.

В условиях детского сада знакомство с экологией происходит в играх, исследованиях (опытах, экспериментах, в условных ситуациях, порой непохожих на то, что происходит в реальной жизни.

Опыты помогают увидеть и лучше рассмотреть этот мир. Если описывать каждое явление словами, ребенку может быть что-то непонятно т. к. он не сможет это явление визуализировать. Также процесс обучения без наглядных пособий скучен и однообразен. Для детей визуальное сопровождение какого-либо действия усвоится гораздо лучше, чем простой разговор или объяснение.

В своей работе можно использовать следующие опыты и эксперименты в рамках проектной деятельности:

В младшей группе реализовать проект на тему «Выращивание лука».

Задачи проекта: развитие мышления, воображения детей, умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений; формирование представлений о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека. Формирование бережного, эмоционального отношения к природе, желания заботиться о растениях, ответственности за порученное дело.

В рамках данного проекта провести следующие опыты:

Опыт.

Цель: выявление значения влаги, тепла, света для роста растений:

а) луковица помещается в банку с водой на подоконник;

б) луковица помещается в банке с водой, закрывается пакетом из-под молока

или другим предметом и помещается в уголке природы. Результаты опыта

зарисовать.

Все опыты сопроводить моделями (потребности растений: почва, влага, свет тепло).

Опыт.

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений.

Влажные бумажные салфетки поместить в коробку и высыпать на них семена листьев салата. Салфетки постоянно поддерживать влажными.

Часть семян поместить в почву. Понаблюдать с детьми, где лучше и быстрее будут прорастать семена. Сделать выводы о необходимости почвы для роста растений.

Опыт.

Цель: установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Содержание: обрезать корнеплоды до половины, поместить в плоскую емкость с водой, поставить в теплое светлое место. Дети наблюдают за ростом зелени. Когда зелень начнет вянуть, рассмотреть корнеплод.

Сделать выводы.

Посадка лука

Цели:

- закрепить знание о потребности растения в земле;

- закрепить представление о последовательности трудового процесса;

- воспитывать интерес к труду в природе.

Модели

Цель труда - проросший лук. Предмет труда - луковица с корнями. Материал

- земля в горшке Инструмент - палочка для рыхления, лейка с водой.

Трудовые действия - ямка в земле и полив луковицы. Результат - проросший

лук.

Ход занятия:

1. Вариант № 1:

Приходит игровой персонаж и приносит с собой баночку с проросшим луком. Жалуется, что лук не растет, а засыхает. Воспитатель предлагает разобраться, в чем дело. Дети приносят знакомые растения, а воспитатель предлагает потрогать растения и сказать, где они растут, почему они крепко держатся в земле. В результате обсуждения и дети, и игровой персонаж приходят к выводу, что лук надо посадить в землю.

Вариант № 2:

Игровой персонаж жалуется на болезнь и говорит, что доктор сказал, что ему нужны витамины. А где их взять? Выслушиваются ответы детей, затем предлагается вырастить зеленый лук (игровой персонаж не знает, как это можно сделать).

2. Обсуждается процесс посадки по моделям. Во время обсуждения акцентируется внимание на то, сколько надо насыпать земли в горшок, какой глубины сделать ямку (игровой персонаж предлагает то слишком глубокую, то слишком мелкую)

3. Самостоятельный труд детей. Результат труда будет отсрочен. Фиксировать рост лука рисунками.

В рамках проекта «Значение воды и солнца для растения» для среднего дошкольного возраста, целью может быть определение значения воды и солнца в жизни растений.

Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге.

Цель: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Содержание опытов:

1. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее. Сделать выводы.

ЦЕЛЬ опыта:

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.

ПРОЦЕСС:

. Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.

. Два бальзамина поставить на солнышко

. Одно растение полить, а другое нет.

. Понаблюдать за растениями и сделать вывод.

. Полить это растение и понаблюдать еще неделю.

ИТОГИ: Цветок, который поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.

ПОЧЕМУ? Растение не может жить без воды и может погибнуть.

Опыт «РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ»

ЦЕЛЬ: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений.

ПРОЦЕСС: Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.

. Оставить растения на неделю.

. Сравнить затем их цвет.

. Поменять растения местами.

. Оставить растения также на неделю.

. Сравнить опять растения.

ИТОГИ: Растение, находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым, как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.

ПОЧЕМУ? Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает.

Опыт. «Почему цветы осенью вянут?».

Цель: установление зависимости от температуры, количества влаги.

Выводы: осенью цветы вянут, хотя воды много, так как корни не всасывают

холодную воду.

Условия, при которых проект перерастает в интерес к опытам экологического содержания:

1. Знакомство с тайнами природного мира.

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

4. Формировать у детей умение исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных состояниях.

5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух).

6. Развивать способность делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

8. Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух).

Во время совместной работы необходимо поставить цель, выдвигать гипотезы, совместно определять этапы работы, делать выводы. В процессе опытов дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детской работы – способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы»Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы» «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы». Воспитатель:.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!»Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!» Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию Фотоотчет по итогам проектной деятельности патриотического воспитания дошкольников:.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников интереса к опытам на экологическую тематику в проектной деятельности
Опубликовано: 8 января 2023 в 18:46
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников интереса к опытам на экологическую тематику в проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Бутикова Оксана Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД