Получи документы

Формирование основных способов культурной деятельности дошкольников старшего возраста в условиях театрализованной игры

Березина Елена
Формирование основных способов культурной деятельности дошкольников старшего возраста в условиях театрализованной игры

Формирование основных способов культурной деятельности дошкольников старшего возраста в условиях театрализованной игры.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил «важнейшей задачей формирование внутреннего и эмоционального мира ребенка, его духовно-нравственного облика; развитие способности не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности»[1]. В этих условиях на первый план выдвигается художественно-эстетическая деятельность, как обладающая наибольшими развивающими возможностями, соответствующая природе детства, в которой полнее проявляется потребность ребенка в преобразовании. Формирование игровой деятельности дошкольников обстоятельно изучены Л. С. Выготским, считавшим «сюжетно-ролевую игру ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, определяющим развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону его ближайшего развития»[2]. Проблемой изучения творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности занимались Л. В. Артемова, Л. П. Бочкарева. Нами была поставлена цель, направленная на формирование эффективных способов культурной деятельности дошкольника, способствующих развитию внутреннего мира ребенка, повышению уровня его духовно – нравственного воспитания, гармоничного развития в процессе театрализованной деятельности. В ходе ее реализации решались задачи обучения старших дошкольников комбинированию, интерпретации и планированию замысла театрализованной деятельности; вербальным и невербальным видам общения; формирования умений передачи, интерпретации и импровизации роли; развития внимания, сопереживания, нравственных качеств личности; воображения, фантазии, речи; воспитания желания воспроизводить полученные впечатления. Концепция выстроена на идее А. Е. Антипиной о том, что «театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания»[3].

Публикация «Формирование основных способов культурной деятельности дошкольников старшего возраста в условиях театрализованной игры» размещена в разделах

Анализ результатов первичной диагностики уровня развития актерских и зрительских умений старших дошкольников выявил недостаточно развитые умения воспитанников к импровизации, передаче образа, принятию роли, комбинированию замысла, а также умений досмотреть и дослушать до конца. Важным средством развития ребенка, а значит, и организации театрализованной деятельности, является развивающая предметно-пространственная среда, которая не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Мы рассматриваем предметно-пространственную среду как средство воспитания интереса к театрализованным играм, стимулятором самостоятельности и активности детей.

Центр театрализованной деятельности оборудован различными видами театра, костюмами, масками, аудиозаписями, шумовыми эффектами и др. Соблюдая принцип преемственности в освоении содержания образовательной программы, вся работа по формированию основных способов культурной деятельности выстроена в соответствии с возрастом детей. Начинать формирование элементарных образно-выразительных умений необходимо уже в младшем дошкольном возрасте. В среднем можно усложнять эти умения элементами художественно-образных средств. У старших дошкольников должны быть сформированы художественно-образные умения и творческая самостоятельность в передаче образа. Система работы, в ходе которой старшие воспитанники осваивали специальные умения, предполагает развитие мимики, жестов, движения, силы и тембра голоса, темпа речи для передачи образа героя, его эмоций, переживаний. Необходимо учитывать возрастную периодизацию и соблюдать этапы подготовки детей к участию в театрализованной деятельности. Только при условии реализации задач предыдущего этапа можно переходить к следующему. Умения в позиции «артист» развивают в определенной последовательности: от игр-имитаций отдельных действий (как прыгают зайчики, лисичка и зайчик пляшут полечку) к имитации цепочки действий (зайчик скачет, лисичка крадется, кошечка охотится и т. д.). Следующий этап - участие в ролевых диалогах героев народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок». После этих упражнений можно переходить к играм-драматизациям сказок о животных с несколькими персонажами: «Слоник, давай вместе жить. ?», «Под грибом», «Чей нос лучше?» и т. д. Закрепить полученные навыки можно в театрализованных играх на занятиях, в свободной и самостоятельной деятельности, таких как: «Любим играть в театр», «Работаем костюмерами», «Сочиняем сказку» и др. Помогают в развитии культурных способов действий использование театрализованной игры на музыкальном занятии: «Выбери себе героя», «Поем грустно - весело, быстро-медленно», «Подбираем музыку герою», «Сочиняем музыкальную сказку», «Готовим постановку на праздник», «Передаем разное настроение» и др. В театрализованной деятельности дети развивают умения взаимодействовать друг с другом: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д. Организуя театрализованную игру на занятии или в утренний и вечерний отрезки времени, необходимо помнить, что участие каждого ребенка в игре должно давать возможность педагогу не только объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, но и позволить каждому ребенку проявить в игре активность, индивидуальность, творчество. Были созданы специальные условия, помогающие реализовывать цель: организация совместной творческой деятельности, игр-имитаций, игр-импровизаций, хороводных и подвижных игр, просмотр спектаклей, семейные выходы в театр и др. Зрительские умения и навыки развивались в ходе просмотра спектаклей: «Приключения коровушки Моти и пастушки Федоры»(театр «Зазеркалье», Дзержинск); «Лесная сказка»(экологическая театральная студия «Курносики», Арзамас); «Как Иван Царевич Родину защищал»(театр Дома офицеров Н. Новгород) и др. Успешному решению поставленных в работе задач способствовала сложившаяся в моей педагогической практике система работы, основными компонентами которой стали совместная и самостоятельная театрально-художественная деятельность, взаимодействие со специалистами ДОУ, с родителями воспитанников, с социумом. Полученные детьми в ходе занятий практические способы культурной деятельности закрепляю через участие воспитанников вместе с родителями в постановках на праздниках. Наш опыт показывает, что участие родителей может быть самым разнообразным: изготовление костюмов, ширм, образное воплощение действующих лиц спектакля. В ходе такого взаимодействия устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, развивается адекватное восприятие действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, деловых и межличностных связей, и качественно меняется характер поведения, намерений, действий. Содержание образовательной программы предполагает тесную интеграцию всех образовательных областей.

Я использую возможности музыкальных занятий для решения задач формирования способов культурной деятельности старших дошкольников. В театрализованной игре возможны взаимосвязь и взаимопроникновение различных видов музыкальной деятельности : двигательные упражнения могут сопровождаться пением, песня - игрой, слушание музыки переходить в музыкально-ритмическую игру. Атмосферу, которая создается в совместном участии в театральной постановке ребенка и педагога на праздниках, отличает доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес, которые, в итоге, ведут к сотрудничеству и сотворчеству.

Анализ промежуточных результатов, направленный на экспертизу качества решения поставленных задач и реализации цели свидетельствует о наличии положительной динамики уровня качества освоения воспитанниками образовательной программы. Отмечается повышение способности старших дошкольников к творческому воображению и концентрации внимания, повышение качества овладения начальными формами связной речи (диалогом и монологом, позволяющими ребенку свободно вступать в контакт. Старшие дошкольники на этапе завершения дошкольного детства овладели доступными возрасту способами культурной деятельности, приобрели опыт эстетического восприятия действительности, освоили востребованные формы взаимодействия.

В перспективе предстоит работа по формированию целевых ориентиров старших дошкольников, направленных на формирование инициативы, самостоятельности ребенка, положительного отношения к миру его способности овладения ч новыми, более сложными способами культурной деятельности, что неизбежно повлечет за собой, улучшение педагогических условий и повышение уровня профессиональной компетентности, необходимого для решения новых, более сложных задач.

Использованная литература:

1 Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2016.

2 Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2014.

3 Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2014.

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Фотоотчёт о театрализованной деятельности с детьми старшего возрастаФотоотчёт о театрализованной деятельности с детьми старшего возраста Фотоотчёт по театрализованной деятельности с детьми старшего возраста. Цель: Обучать детей диалогу и монологу, учить отвечать полным предложением,.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Конспект занятия для дошкольников с ОВЗ по театрализованной деятельности Конспект занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по ознакомлению с театральной деятельностью. «….» Цель: Привить.

Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Сценарий театрализованной игры для детей старшего дошкольного возраста «Ежиха ищет своих ежат»Сценарий театрализованной игры для детей старшего дошкольного возраста «Ежиха ищет своих ежат» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР - детский сад №81» Сценарий театрализованной игры для детей старшего.

Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельностиВиды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельности Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2-3 лет. Уголок театрализованной деятельности в группе раннего возраста.

Музыкальные игры с правилами как средство реализации правовой культурной практики в детском саду «Музыкальные игры с правилами как средство реализации правовой культурной практики в детском саду». «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок-музыкантом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основных способов культурной деятельности дошкольников старшего возраста в условиях театрализованной игры
Опубликовано: 13 октября 2021 в 12:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основных способов культурной деятельности дошкольников старшего возраста в условиях театрализованной игры» (включая файлы) размещена пользователем Березина Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД