МААМ-картинки

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ

Наталья Владиславовна Тарасова
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ

Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания является важной составляющей части культуры поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Навыки, привитые в детстве данным детям, приносят огромную пользу в течении всей последующей их жизни. Формируя у детей навыки гигиены, мы параллельно влияем на многие психические процессы в их развитии: они становятся более активными, у них развивается наблюдательность, самостоятельность, тренируется память. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в стенах детского дома и в общественных местах.

Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Представляю свой опыт работы.

Самообслуживание – это взаимодействие личности с окружающим миром (оно включает овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни, это обслуживание самого себя, удовлетворение своих потребностей, нужд, потребностей собственными силами.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах у детей с нарушением интеллекта.

Самообслуживание (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.

Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей в детском доме-интернате является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Я, как воспитатель, хочу рассказать об основных направлениях коррекционно-воспитательной работы в нашем учреждении по формированию культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей с выраженной умственной отсталостью.

Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с отставанием в умственном развитии осуществляется с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, под воздействием взрослого, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.

Первое направление. Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей :

- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;

- уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывая ее.

Второе направление. Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:

- учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.) ;

- знать предметы санитарии и гигиены и их местоположение;

- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.

Третье направление. Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:

- во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;

- при раздевании научить складывать в определенной последовательности одежду в свою тумбочку;

- в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;

- в игровой комнате убирать на место игры и игрушки.

Четвертое направление. Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:

- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;

- учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;

- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д. ;

- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь).

Вывод:

Таким образом, методы формирования навыков самообслуживания представляют собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения навыкам самообслуживания детей с нарушением интеллекта должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.

Воспитатель Тарасова Н. В.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (1 часть) Карточка 1. - "Мы кушаем". Цель: учить детей правильно держать ложку в правой руке (в левой для левшей). - Кушаем аккуратно". Цель: учить.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (2 часть) Карточка 9. - "Несём стульчик правильно". Цель: учить детей правильно брать стульчик м самостоятельно нести его к столу. - "Для чего нужна.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (3 часть) КАРТОЧКА 17. - "Я сам!". Цель: продолжать учить детей есть аккуратно, брать пищу только ложкой, есть и пить не проливая. - "Чистый нос".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 18:02
+126Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Владиславовна Тарасова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД