Получи документы

Формирование коммуникативной компетентности детей с ОВЗ при разных типах родительского отношения посредством Эбру-терапии

Юлия Тарусина
Формирование коммуникативной компетентности детей с ОВЗ при разных типах родительского отношения посредством Эбру-терапии

Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ при разных типах родительского отношения посредством Арт-терапии «Эбру».

В современном обществе одной из важнейших сторон и результатов развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее дошкольников с ОВЗ) является коммуникативное развитие. Результатом такого развития, несомненно, выступает коммуникативная компетентность в общении детей с взрослыми и со сверстниками.

Публикация «Формирование коммуникативной компетентности детей с ОВЗ при разных типах родительского отношения посредством Эбру-терапии» размещена в разделах

Коммуникативная компетентность - это умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях.

Проблема развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОВЗ находится в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В настоящее время наблюдается тревожная тенденция снижения внимания к коммуникативной компетентности ребенка, нежели чем к интеллектуальному развитию. Дети стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, ни для кого не секрет, что лучшими друзьями для ребенка стали телефон и планшет [2, с. 10].

Поэтому, в своей профессиональной деятельности, считаю необходимым поставить во главу угла – коммуникативную компетентность дошкольников с ОВЗ.

Родители – играют важную роль в социализации ребенка, особенно дошкольников с ОВЗ. От их педагогической компетентности, в первую очередь, зависит успешность адаптации ребёнка в обществе. В данном случае реализуется важнейшая функция семьи - удовлетворение потребностей человека, в том числе, потребностей ребёнка. Гармоничное развитие личности ребенка с ОВЗ возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия.

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, также как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и, как следствие, неудовлетворенных потребностей ребенка.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «Я», для ребенка «Я» - производное от семьи.

В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля семейного воспитания.

Стиль (от гр. Stylos - палочка для письма) - приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию - это типичная стратегия поведения родителя с ребенком.

Наиболее разработанным современным подходом к изучению детско-родительских отношений является исследование А. Я. Варга и В. В. Столина. По мнению авторов, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [1, с. 18].

Формирование коммуникативной компетентности и взаимосвязь типа родительского отношения проявляется через : расширение возможностей понимания своего ребёнка; совместную деятельность; проживание опыта в группе; рефлексию и возможность получения обратной связи, что обеспечивает оптимизацию процесса сотрудничества родителей и детей в таком не простом вопросе формирования коммуникативной компетентности.

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методы и методики работы:

- наблюдение;

- беседы;

- анкетирование;

-«Диагностика родительского отношения» ( авторы: А. Я. Варга, В. В. Столин,

-«Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей (Модификация и критерии анализа Г. Р. Хузеева).

В исследовании приняли участие 30 респондентов в возрасте от 6 до 7 лет с ОВЗ и их родители.

В результате исследования, были выделены две группы типов родительского отношения : социально-желательный и социально-нежелательный. В группу с социально-желательным типом родительского отношения включены такие стили, как принятие и кооперация. К социально-нежелательным типам родительского отношения относятся отвержение и гиперсоциализацию. Социально-желательное родительское отношение является наиболее продуктивным типом воспитания ребенка, который характеризуется положительным отношением родителя к своему ребенку. Данная категория родителей проявляет искренний интерес к воспитанию ребенка и высоко оценивает его способности. Данная группа родительского отношения способствует благоприятному развитию личности ребенка, а также развитию его коммуникативной компетентности. В то время как социально-нежелательное родительское отношение характеризуется тем, что родитель испытывает отрицательные чувства к своему ребенку, что может поспособствовать нарушению развития коммуникативного поведения ребенка.

Рассматривая соотношение компонентов коммуникативной компетентности дошкольников с ОВЗ : зависимое, агрессивное и уверенное поведение, необходимо отметить, что у детей с социально-желательным родительским отношением преобладает уверенное поведение в отличие от детей второй группы.

Исходя из этого, возникла необходимость применения в своей работе с дошкольниками с ОВЗ из группы с социально-нежелательным родительским отношением календарно-тематического планирования с включением инновационной техники арт-терапии – рисование на воде Эбру.

В Эбру-терапии целителен сам процесс, само действие. Оно успокаивает, завораживает, снимает напряжение. Это безопасный способ разрядки напряжения. Он позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, удовлетворяется потребность в признании [4, с. 48].

Она является универсальной технологией, которая используется как для индивидуальной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. Эбру-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. [3, с. 7].

Наблюдая за творчеством детей, можно оказать необходимую помощь и скорректировать поведение.

Также, необходимо отметить, что в начале работы с дошкольниками с ОВЗ с социально-нежелательным типом родительского отношения наблюдалась негативная коммуникативная установка. У данной группы детей проявлялись трудности в общении с окружающими, даже, если они старались скрывать свой негативный настрой.

Негативные типы отношения к ребенку, низкий уровень родительской компетентности, отсутствие опыта гармоничного семейного взаимодействия-это одни из многих проблем, которые были устранены в ходе работы у 63% участников, частично устранены трудности семейного взаимодействия у 58% участников, что говорит об успешности и плодотворности данной метода.

Рассматривая эффективность общения в различных типах воспитания после проведения серии занятий, необходимо отметить, что у дошкольников с ОВЗ с социально-нежелательным типом отношения родителей преобладание получил средний и высокий уровень эффективности общения, как одного из компонентов коммуникативной компетентности. Данный метод позволяет детям преодолеть страх и застенчивость, снижает эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность

Эбру-терапия дала положительный результат. Рисуя, ребёнок создавал особый мир на бумаге, который принадлежал только ему.

Таким образом, метод Эбру-терапия, применяемая в работе с дошкольниками с ОВЗ показала свою эффективность при формировании коммуникативной компетентности детей.

Литература:

1. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения : Дис.. канд. психол. наук. М., 1986.

2. Хузеева Г. Р., Авдулова Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника. Изд. Прометей, 2013.

3. Лебедева Н. А., арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ - СПб: «Речь», 2003.

4. Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика арт- терапии. СПб. : Златоуст, 2005.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Протокол родительского собрания «Художественно — эстетическое воспитание детей в разных видах детской деятельности» Протокол №3 Собрания родителей (законных представителей) 2мл. гр. №2 от 18.03.2020г Тема собрания: «Художественно – эстетическое воспитание.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Знакомство детей 2–3 лет со сказкой «Теремок» посредством разных видов деятельностиЗнакомство детей 2–3 лет со сказкой «Теремок» посредством разных видов деятельности Знакомство детей 2-3 лет со сказкой «Теремок» через разные виды деятельности. Уже много лет работаю в детском саду. Все группы сада имеют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной компетентности детей с ОВЗ при разных типах родительского отношения посредством Эбру-терапии
Опубликовано: 2 марта 2023 в 11:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативной компетентности детей с ОВЗ при разных типах родительского отношения посредством Эбру-терапии» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Тарусина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД