Получи документы

Формирование исследовательских умений дошкольников при изучении окружающего мира

Ксения
Формирование исследовательских умений дошкольников при изучении окружающего мира

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования исследовательских умений дошкольников; анализируется широкий спектр методов, средств и приемов, в том числе использование современных информационных технологий.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, исследовательский метод, окружающий мир.

Публикация «Формирование исследовательских умений дошкольников при изучении окружающего мира» размещена в разделах

На сегодняшний день формирование исследовательских умений у дошкольников является довольно актуальной темой. Актуальность проблемы определена направленностью современного образования на формирование личности, которая обладает такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению создавшихся проблем. Формирование исследовательских умений, исследовательской культуры следует начинать ещё в детском саду, потому что именно в данный период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем.

Ребенок рождается исследователем, поэтому его потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Важнейшими чертами детского поведения являются: любознательность, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать. Педагог и психолог А. И. Савенков считает, что интерес к исследованию порождает должное поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития [1].

Многие отечественные исследователи, такие как С. В. Абрамова, В. И. Андреев, А. В. Леонтович, А. И. Савенков, подчеркивают важность исследовательской деятельности в детском саду и начальной школе. И. В. Стрельцова, В. П. Ушачев рассматривали вопросы развития исследовательских умений у дошкольников.

По мнению П. В. Середенко, «исследовательские умения – это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию» [3, c. 39].

Давно установлено, что каждый ребёнок на начальном этапе обучения стремится к творчеству, познанию и активной деятельности. В таком аспекте исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребёнком представлений об окружающем мире. Однако объем материала, включающего задания на развитие исследовательских умений у дошкольников, очень мал.

Необходимо применять к воспитанникам исследовательский метод обучения. Сам по себе такой метод привлекает воспитанников к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи между предметами и явлениями действительности, делают выводы, познают закономерности. По мнению П. В. Середенко, его основные составляющие – выработка и постановка гипотез, выявление проблем, наблюдения, эксперименты, опыты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения [3].

Столь же значительным является диагностирование исследовательских умений дошкольников. Воспитатель, вовлекая ребёнка в исследовательскую деятельность, должен быть нацелен на результат и на те умения, которые прописаны во ФГОС ДОО:

1) формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире)

2) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; [4].

Исследовательскую деятельность можно организовать на разных занятиях, но курс ознакомления с окружающим миром предоставляет воспитанникам гораздо больше выбора и интереса, чем любая другая дисциплина. Использование при этом информационных технологий в учебном процессе позволяет не только повысить его эффективность, модернизировать его, мотивировать воспитанников, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка [2].

Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работу воспитателя способствует увеличению доступности образования, улучшению качества обучения, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.

Цифровые и интерактивные технологии создают условия для образования, направленного на развитие творческих способностей, доступного большинству граждан России. Но помимо технологических условий в этой сфере необходимы новые идеологические подходы, средства и методы педагогической практики, направленные на совместное творчество.

Таким образом, в процессе формирования исследовательских умений дошкольников может использоваться широкий спектр методов, средств и приемов. При этом огромное значение приобретает использование современных цифровых технологий и методов работы.

Литература

1. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду : методическое пособие / А. И. Савенков. – Самара: «Учебная литература», 2007. – 32 с.

2. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания: учебное пособие / А. И. Савенков. – Москва: Национальный книжный центр, 2017. – 240 с.

3. Середенко, П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография / П. В. Середенко. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2014. – 207 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155. – Москва: Перспектива, 2019 г. – 80 с. URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ ( дата обращения: 29.03.2023).

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии Доклад Тема «Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии» Выполнила: учитель географии высшей категории Илюхова.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Отчёт педагога «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями»Отчёт педагога «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями» Отчёт по первой годовой задаче ДОУ «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок окружающего мира во 2 классе «Родной край» Урок окружающего мира во 2 классе Класс: 2 УМК: «Начальная школа 21 век» Учебный предмет: окружающий мир Автор учебника, учебных пособий,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование исследовательских умений дошкольников при изучении окружающего мира
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 16:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование исследовательских умений дошкольников при изучении окружающего мира» (включая файлы) размещена пользователем Ксения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД