МААМ-картинки

Фольклорная арт-терапия для дошкольников

Бушмакина Елена
Фольклорная арт-терапия для дошкольников

Методическая работа

Ф О Л Ь К Л О Р Н А Я А Р Т – Т Е Р А П ИЯ

Автор: музыкальный руководитель

Бушмакина Елена Леонидовна

Содержание

1. Введение …3

2. Фольклорная арт-терапия….4

3. Вокалотерапия…. 6

4. Логоритмика…. 7

5. Ритмотерапия….8

6. Заключение …9

7. Список литературы…. 10

8. Приложение 1 …. 11

Введение

Публикация «Фольклорная арт-терапия для дошкольников» размещена в разделах

Сегодня перед дошкольными образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья дошкольников, то есть разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточно гибкостью учебных планов, программ, что ведет к хронической перегрузке детей, падению интереса, ухудшению их здоровья. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечении детских неврозов. В этой связи предоставляются уникальными возможности занятия музыкой, как средства реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы. Поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении сидя и стоя. В них задествованы вс группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышц спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы дошкольник не тоьк радовался движениям. Но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела. Музыкально-ритмические и ритмические упражнения (ритмотерапия) выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребена. Движения и танец помогают дошкольнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о себе самом, как средств самопознания и самовыражения.

Фольклорная арт-терапия

Понятие «арт-терапия» сравнительно новое. Этот термин означает «терапию средствами искусства» (живописью, поэзией, музыкой и т. д.)

При сохранении «золотого фонда» композиторов-классиков и детского песенного репертуара необхоимо усилить аспект изучения музыкального фольклора, так как русский песенный фольклор – это естественная система интегративной арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Изучение фольклор предсматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкретизмом осваиваемого материала и педагогическими условиями его познания. В центре внимания - собственно музыкальная деятельность: исполнительно-творческая и слушательская. Работа проводится с учетом возрастных особенностей дошкольников : их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности. Все средства традиционной культуры направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности.

В фольклоре действительно есть врачующее начало. Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Академик Б. Астафьев считал, что «пульсация крови, протяженность вдоха и выдоха и сходный ритм дыхания оказывают воздействие на длительность фраз и периодов, на расстановку цезур, характер орнаментов и на диапазон напевов».

В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Все – кисти рук, ног, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек поет, кричит, говорит. Приемы свободного движения под музыку, песни, развивают музыкально-творческие способности детей.

Характерная для русских танцев релаксации рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танца, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтический заряд огромной силы. Бесспорно, разделить танцевальную и телесную терапию не представляется возможным. Прекрасным образом введены элементы телесной терапии в русских народных хороводах, таких как «Каравай», «Капустка», «На горе то калина». В различных хороводах или играх часто происходит смена партнеров таким образом, что участник контактирует с каждым из группы. Таким образом, ему нетрудно будет почувствовать, кому при телесном контакте он отдает предпочтение. Даже антипатия к кому либо из партнеров дает возможность для роста и развития (русские народные игры «Колечко», «Ручеек», «Ладушки»). Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе в инсценировке русских народных песен.

Упражнения в выразительном, четком, эмоционально ярком произнесении и пропевании народно-поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру.

Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма. При этом, они не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют освоить национальное своеобразие самовыражения.

В ходе проведения нетрадиционных форм занятия значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. В ходе занятий у дошкольников неизбежно повышается художественная компетенция, но помимо этого совершенно неоспоримым фактом психотерапевтической направленности становится надевание самого костюма и пребывание в нем. Работа над собственным имиджем сводится к смене стереотипов, к попытке увидеть привычное иным взглядом.

Вокалотерапия

Большое внимание при изучении фольклора уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши дошкольники, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. А. И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если «голос ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы.

А. И. Попов определил, что если мышечная координация не опимизирована, то в голосе появляются «чужие нотки», вредные для организма ребенка и его слушателей. Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно провести тренинг, который предполагает координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе, слов-паразитов, гнусавости и повизгивания.

Упражнения А. И. Попова благоприятно воздействуют на весь организм в целом и на важные голосовые элементы тембрации при физвокализе, дают возможность тренировать организм, ышцы, приводящие в движение руки, а они особенно связаны с голосом.

Одно из упражнений физвокализа: потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства», почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если дошкольник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

Когда ребенок своим голосом, которым разговаривает, поет свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укреплется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней. А «выводки» (долгий распев одного слога или слова) развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качеств певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускултуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. Перспектив применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней таких, как например бронхиальная астма, уже рассматривались на научном уровне. К тому же было доказано, что вокалотерапия является «методом активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма».

Логоритмика

Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей дошкольного возраста. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других тледов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного матриала улучшается. Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц – как шейного отдела плечевого пояс, так и мышц спины и ног; некоторые упражнения направлены на то, чтобы дошкольник не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела.

Например, логоритмическое упражнение «Петух» развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей (приложение 1).

Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. Для получения наибольшей эффективности полезно включить эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах, рисования образов, сольфеджирования. Активизируя в целом, организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.

Ритмотерапия

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают дошкольнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Заключение

Творчество требует от ребенка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику, а значит и на физическое здоровье, т. е. творческий процесс исцеляет. Очень важна и улыбка самого ребенка (улыбкотерапия). Если ребенок поет и улыбается, за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и дошкольник уже с ней смотрит на мир и на людей.

Вовлечение дошкольников в творческую деятельность, когда ребенку предоставляются неограниченные возможности для творческого самовыражения, благотворно влияет на его эмоциональное и познавательное развитие.

Список литературы

1. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. В зимнем лесу: текст, ноты – пособие для музыкальных руководителей / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев. – М. : Владос, 2002. – 190с.

2. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Осень золотая, ч. 1: текст, ноты - пособие для музыкальных руководителей / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев. – М. : Владос, 2002. –134с.

3. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. На лугу: текст, ноты - пособие для музыкальных руководителей / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев. – М. : Владос, 2002. –126с.

4. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Весна идет: текст, ноты - пособие для музыкальных руководителей / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев. – М. : Владос, 2002. –193с.

5. Бодраченко, И. В. Пальчиковые игры: текст / И. В. Бодраченко // Музыкальный руководитель – 2004. - № 6. – с. 9-13.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о музыкальном занятии для детей старшей группы «Путешествие в деревню Фольклорная»Фотоотчёт о музыкальном занятии для детей старшей группы «Путешествие в деревню Фольклорная» Под фонограмму песни “Во поле берёзка стояла” ребята, держась за руки, зашли в музыкальный зал. Игра-приветствие “Вежливые слова” помогла.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Арт-терапия для воспитателейАрт-терапия для воспитателей Арт-терапия для воспитатей МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск, р. Бурятия Арт-терапия лечение искусством. Арт-педагогика относительно.

Арт-терапия в детском садуАрт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.

Фольклорная группа «Светлояр» на наших курсах (фоторепортаж)Фольклорная группа «Светлояр» на наших курсах (фоторепортаж) Пока мы с ребятами наряжаем группу к Новому году, а фоторепортаж об этом еще только готовится, между тем, в субботу на курсах в Александро-Невской.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

«Балаган». Театрализованная фольклорная постановка для детей старшего дошкольного возраста«Балаган». Театрализованная фольклорная постановка для детей старшего дошкольного возраста Тюрина Л. В., Маркова И. В. В конце марта в нашем детском саду ежегодно проходит театральная неделя, приуроченная ко Всемирному дню театра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклорная арт-терапия для дошкольников
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 09:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклорная арт-терапия для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Бушмакина Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД