МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная программа «Веселая кухня»

Виктория Пестрякова
Дополнительная общеобразовательная программа «Веселая кухня»

1. Пояснительная записка

Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами кулинарии «Вкусняшка» разработана на основе педагогической концепции целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности М. Крулехт и практического материала книги «Ознакомление дошкольников с секретами кухни» под редакцией О. В. Дыбиной.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Веселая кухня“» размещена в разделах

Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию специальных занятий по ознакомлению воспитанников с технологией приготовления элементарных блюд.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программа направлена на :

- формирование и развитие творческих способностей детей;

- формирование основы культуры питания;

- формирование у детей системы знаний о структуре трудового процесса и умений следовать этой структуре в ходе трудовой деятельности;

- социализацию воспитанников.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Возраст воспитанников, осваивающих программу 5-6 лет.

Срок освоения программы -1 год.

Цели и задачи реализации программы

Цели Программы :

- формирование начальных знаний и умений в приготовлении элементарных блюд;

- формирование позиции субъекта деятельности в процессе ознакомления старших дошкольников с технологией приготовления элементарных блюд.

Задачи программы :

Обучающие:

- Познакомить детей со спецификой работы в центре кулинарии: гигиеническими правилами и правилами безопасного пользования приборами и бытовой техникой, поведения на кухне.

- Обучить детей способам выполнения целостных трудовых процессов по приготовлению разных блюд

- Расширить спектр представлений детей о продуктах, способах их приготовления и использования в пищу.

Развивающие:

- Развивать аналитические умения при использовании предметно -схематических моделей предстоящей деятельности.

- Развивать ряд специальных умений и навыков: пользоваться предметами труда по назначению, бытовой техникой.

- Развивать фантазию, творческий подход при оформлении разных блюд, сервировке стола.

- Развивать речевые навыки: грамотно согласовывать предметы с действиями с ними, последовательно рассказывать о технологии приготовления того или иного блюда.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к процессу приготовления элементарных блюд.

- Формировать осознание значимости кулинарной деятельности для людей.

- Формировать основы самосознания ребенка как субъекта специфической трудовой деятельности.

- Воспитывать терпение и усидчивость, трудолюбие.

- Формировать коммуникативные навыки: умение советоваться друг с другом, распределять обязанности, совместно добиваться поставленной цели.

Принципы формирования программы

Содержание программы соответствует следующим принципам:

- адаптивности, который предполагает гибкое применение содержания и методов в воспитательно-образовательном процессе в зависимости от возрастных особенностей ребенка;

- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

- гуманизации педагогического процесса предполагающего, что в центре любой учебно-воспитательной деятельности должен стоять ребенок;

- поддержки инициативы детей в процессе деятельности; - возрастной адекватности выбранных методов, приемов и технологий;

- наглядности: учебный процесс строится на основе большого количества наглядных пособий (предметно-схематическое модели, карточки, показ и объяснение взрослого;

- научности: содержание программы основано на изучении разных изданий по обучению детей способам приготовления блюд, сравнении их и выборе самого главного и интересного детям с адаптацией материала на данный возраст.

2. Планируемые результаты освоения программы

По окончании первого этапа программы ожидается, что воспитанники:

- овладеют умениями соблюдать правила поведения, гигиены, ОБЖ при приготовлении блюд, а также последовательностью выполнения трудовых операций при приготовлении разных блюд (напитков, салатов, бутербродов);

- будут иметь представление о приготовлении многообразия блюд из ягод, овощей, фруктов;

- будут уметь пользоваться теркой, ножом, при помощи взрослого – электроприборами (чайником, соковыжималкой);

- научаться взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

После окончания второго этапа предполагается, что дети овладеют следующими умениями:

- самостоятельно готовить рабочее место;

- отбирать необходимые продукты изготовить из них элементарные блюда;

- уметь самостоятельно и при помощи взрослого составлять рецепты блюд, называть ингредиенты;

- знать правила пользования электроприборами и кухонной бытовой техникой;

- уметь сервировать блюда, соблюдать правила их подачи гостям; - самостоятельно приготовить любое знакомое блюдо, соблюдая все этапы осуществления трудового процесса;

- соотносить полученный результат с поставленной целью. Дети осваивают умение работать самостоятельно по одному, а также в парах.

II. Содержательный раздел

1. Описание разделов программы «Вкусняшка»

Цель: познакомить дошкольников старшей возрастной группы с предметами, необходимыми на кухне; обучить начальным навыкам приготовления простейших блюд (напитков, салатов, бутербродов).

Задачи:

1. Обучающие:

- познакомить с правилами поведения, техникой безопасности и основными правилами гигиены;

- учить понимать и при помощи взрослого пользоваться схемами выполнения трудового процесса;

- закрепить знания об овощах, фруктах ягодах, их пользе для организма человека и способах использования в кулинарии;

- познакомить с назначением электроприборов на кухне.

2. Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать навыки безопасного поведения на кухне, пользования орудиями труда в процессе работы на кухне.

3. Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, дружеские взаимоотношения в процессе совместной деятельности.

2. Способы и направления поддержки детской инициативы в ходе реализации программы

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, руководитель кружка обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.

Руководитель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от руководителя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.

3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников при реализации программы

Одним из важных принципов технологии реализации программы является вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной организации вообще и в работу по дополнительному образованию в частности. Задачи взаимодействия с семьями дошкольников:

1. Помогать родителям в освоении и закреплении ребенком культурно -гигиенических навыков, правил безопасного поведения на кухне.

2. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома (умение приготовить элементарные блюда, разогреть готовую пищу и др.).

3. Помогать родителям в обогащении социального опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении представлений об окружающем мире.

4. Развивать у родителей интерес к совместному приготовлению пищи с ребенком дома.

5. Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности, развитию желания трудиться, ответственности, стремления довести начатое до конца.

6. Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе.

Основными формами взаимодействия с родителями по реализации программы являются : семейное детско-взрослое проектирование, совместное составление рецептов, приготовление блюд, оформление праздничного стола, праздники и развлечения, семейные кулинарные конкурсы, оформление фотоальбомов «Любимое блюдо моей семьи». «Готовим вместе» и др.

III. Организационный раздел

1. Материально-техническое обеспечение программы

Дидактический материал и техническое оснащение:

1. натюрморты;

2. дидактические игры;

3. предметно-схематические модели алгоритма приготовления разных блюд;

4. карточки и таблицы с правилами поведения на кухне;

5. стол разделочный для детей;

6. полочки для хранения инструментов, бытовой техники, посуды.

7. бытовая техника: электроплита с духовым шкафом, электрочайник, миксер, соковыжималка для цитрусовых, весы с чашей, блинница;

8. посуда;

9. доски разделочные, скалки детские, терки пластмассовые, металлические, венчик;

10. фартуки, колпачки и косынки для детей и взрослых.

2. Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю для подготовительной группы. В составе каждой группы не более 10 человек. Дни занятий кружка выбираются руководителем, и согласовываются с воспитателями группы в зависимости от нагрузки детей. Длительность занятия в подготовительной группе – 50 минут.

3. Учебно-тематический и перспективный план

Учебно-тематический план обучения (дети 5-6 лет)

Список литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М. : ЦГЛ, 2005г.

2. Алямовская В. Г. Ребенок за столом. (Методическое пособие по формирования культурно-гигиенических навыков.) - М. : ТЦ Сфера, 2005г. 19. Губарева И. Н. Кроссворды. – М. : Хатбер-М, 2002.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / под рук. Логиновой В. В. - СП: Детство-Пресс, 2002г.

4. Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. - М: Педагогическое общество России, 2002г.

5. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.

6. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика - Синтез, 2006г.

7. Климович Ю. П. Учимся правильно питаться. (Для воспитателей ДОУ, работающих по программе «разговор о правильном питании») - Волгоград: Учитель, 2007г.

8. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. - М. : Мозаика - Синтез, 2005г.

9. Крулехт М. Дошкольник и рукотворный мир (пед. технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности). - СП: Детство - Пресс, 2002г.

10. Курочкина И. Н. Современный эпитет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М. : Владос, 2001г.

11. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника. -Москва, 2004г.

12. Листова Г. С. Кружок кулинарии и культуры быта. - М. : Просвещение, 1976г.

13. Методические советы к программе «Детство» / под ред. Бабаевой Т. И., Михайловой З. А. - СП: Детство-Пресс, 2001г. 14

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Веселая кухня»
Опубликовано: 5 апреля 2023 в 17:39
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа «Веселая кухня»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Пестрякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД